УРОК В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ «Понарошкин Мир»®

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна


 

Опубликовано ИД «Первое сентября» 

 

 ГОРШКОВА  Т.Е.

 ponaroshka@bk.ru

 

                                                                                                                                                                                     

                                 Урок в развивающей среде

Она диктует особое содержание и организацию занятий

Класс, в котором хочется играть

По представлениям Жана Пиаже, ребенок – это «зодчий, возводящий структуры собственного интеллекта». Как любому зодчему, ему необходимы конструктивные элементы, из которых он будет строить свое образование. Если в кабинете создана соответствующая среда, наполненная специально подобранными и созданными объектами, то в таком классе занятия проходят максимально эффективно. Ученики видят вокруг множество предметов, встречающихся в обычной жизни, и особым образом сконструированные объекты, позволяющие максимально развить их способности. Специально созданная среда во многом определяет возможности педагога, влияет на выбор формы работы, структуру занятия.
Можно выделить четыре основных компонента развивающей среды, сконструированной, к примеру, в нашем образовательном центре «Понарошкин мир» ®:
1. Физический компонент: набор игр и игрушек (манипулятивных, естественно-научных, математических, языковых, наглядных, музыкальных, имитационных), конструкторов, учебных приборов.
2. Знаково-символический компонент: учебники, тетради, карты, схемы, плакаты, раздаточный материал.
3. Технологический компонент: материалы для изучения и конструирования, компьютерные обучающие программы, аудио-, видеоматериалы.
4. Человеческий компонент: учитель, обладающий творческим потенциалом, готовый к сотрудничеству с детьми. 

От имитации к реальности

Известно, что к концу дошкольного периода у ребенка стихийно складываются глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, техники, культуры – своя картина мира. На этом этапе важно в доступной и занимательной форме познакомить учеников с основными свойствами предметов, веществ, явлений, окружающих нас: с пространством и временем, с Землей и космосом, со светом и звуком, с электричеством и магнетизмом, с растениями и животными, языком и знаковыми системами, человеком, машинами. Пусть ребята активно исследуют окружающий мир. А для этого придется привлечь их внимание к вроде бы привычным явлениям, объектам окружающей среды, помочь им взглянуть на привычное по-новому, творчески переосмыслить ситуацию.
Обучение в развивающей среде можно представить себе как достаточно свободное движение по сети дорожек в индивидуальном темпе. Вся эта сеть исходит из единого начала, являющегося понятийным ядром. Движение происходит одновременно как в логике постижения предмета, так и в логике развития индивидуальных способностей детей. Чем меньше их возраст, тем больший приоритет отдается логике развития.

Понятийное ядро

Понятийное ядро – это не набор разрозненных терминов. Эта система определяет целостность мира и является мощным интегрирующим фактором. Любая наука, какой бы ни был ее предмет, изучает вещи, их свойства, изменение свойств (действие) и отношения. Вполне естественно в качестве отправного выбрать понятие «свойства», потому что в познании человек имеет дело в первую очередь со свойствами и именно на основании знания свойств происходит разделение представлений о мире на различные предметные области.
В процессе активной деятельности дети получают навыки классификации, опыт наблюдения, экспериментирования, исследования, учатся устанавливать сходство и различие, восстанавливать объекты по их свойствам. Вводится специальный «язык свойств». Использование этого языка позволяет детям, даже не умеющим читать, описывать свои наблюдения и решать многочисленные задачи. Вводится символический язык действий для описания и анализа экспериментов. Оба эти языка изобретаются педагогом вместе с детьми. Специально выделяются арифметические операции (сложение, умножение, вычитание и деление), устанавливается связь между системой понятий «вещь – свойство – действие» и грамматическими языковыми категориями «существительное  – прилагательное – глагол».
Знакомство со свойствами предполагает получение информации с помощью органов чувств. Поэтому в понятийное ядро входит блок, исследующий работу органов чувств и иллюзии восприятия. Знакомство с иллюзиями вплотную подводит детей к необходимости измерения, дети получают представления о сравнительных понятиях и приходят к идее фиксации свойств с помощью чисел и символов. Постепенно они понимают, что математика не имеет дела с предметами самой действительности, но только с их отношениями и свойствами этих отношений, полученных в результате абстракций и идеализации.

Естественное обучение

Типичная последовательность объяснение – усвоение – самостоятельное действие, принятая при традиционно организованном обучении «по программам», в развивающей среде принимает вид: самостоятельное действие – усвоение – объяснение.
При естественном обучении отсутствует ситуация, когда ребенок занимается только языком или только математикой. Занимаясь математикой, он занимается и языком, и естествознанием, и многими другими видами деятельности.
Здесь взаимодействие ребенка со взрослым интересно обоим. Каждая игрушка в классе непредсказуема. Педагогу тоже приходится строить свои гипотезы, ошибаться, сомневаться. Поэтому и ребенок спокойно высказывает любые идеи, будучи уверенным, что его не станут ругать, а наоборот, поощрят. Этот принцип позволяет проводить занятие в разновозрастной группе.
Программа занятия определяется реакцией учеников, а не заранее написанным планом. План занятия выстраивается как система провокаций, побуждающих ребенка удивляться, задавать вопросы, а также как система подсказок, благодаря которым дети могут выстраивать гипотезы, проводить исследования. Результатом можно считать желание ребенка поделиться с окружающими своими открытиями. Например, придумать необычное задание, чтобы кто-то еще мог пройти по дороге исследования мира. Дети становятся субъектами образования не только потому, что имеют право выбирать задание, интересующую предметную область, но и потому, что они вместе с педагогами как полноправные авторы насыщают образовательную среду занятия, иными словами, современного урока, такого, каким он постепенно становится в духе требований времен

          Татьяна Евгеньевна ГОРШКОВА,
руководитель образовательного центра

ponaroshka@bk.ru

 

Романова Татьяна  «Понарошкин мир» ®

                                                                                       Зачем в классе нужен таз с водой и коробка с бусинами

Из рабочего дневника учителя

Слова про развивающую образовательную среду, игровые формы уроков у всех на слуху. Но увы, не многие представляют, как это выглядит в реальности.

Урок физики

Урок должен начинаться с сюрприза. Сегодня перед ребятами стоит поднос с самыми разными игрушками, посудой, всякими пластмассовыми и металлическими ложками и чашками, деревянными машинками и матрешками. Интересно, можно ли эти предметы поделить на какие-нибудь группы? Ребята подходят, разглядывают поднос, раскладывают вещи на кучки, спорят. Кто-то поделил все на игрушки и настоящие вещи, кто-то на большие, средние и маленькие предметы. Одни обращают внимание на цвет, другие – на форму, устойчивость, прочность. Вариантов ответов много. И ведь все правильные, интересные. Но вот дети высказались, никто не предлагает новых принципов классификации. А тут следующий сюрприз. Оказывается, в углу класса уже давно стоит таз с водой. Ребята не замечали его, увлеченные игрушками. Но взрослый вдруг привлекает к нему внимание и задает странный вопрос:
– Как разделить все, что лежит на подносе, на две группы, ничего не трогая руками?
В конце концов у кого-то из ребят (бывает, приходится подсказать) рождается мысль: опрокинем все содержимое подноса в таз. Посмотрим, что получится. Сказано  – сделано. Мы наблюдаем, как металлические ложечки идут на дно, а пластмассовые куколки плавают на поверхности. Значит, есть предметы плавучие и те, которые в воде тонут. Обсуждаем, от чего это зависит. Домашнее задание для желающих: провести дома эксперимент на родителях, догадаются ли они, как поделить все предметы на две группы, не касаясь их руками. Конечно, каждый ребенок дома захочет проверить сообразительность мамы и папы. Ему придется собрать какие-то домашние предметы, подумать, какие понадобятся для опыта, возможно, покидать потихоньку в воду кухонную утварь, карандаши и ластики. Самые интересные наборы предметов прошу принести завтра в класс. Будем загадывать загадки друг для друга. Только прежде чем топить новые игрушки, постараемся предположить, что утонет, что всплывет, и проверим наши предположения.

Урок математики

Для желающих поиграть в математику уже несколько дней собираю с родителей коробки из-под обуви. Внутрь каждой коробки вклеиваю поперечную перегородку с вырезом посередине, вроде арочки. На крышках пишу цифры пока от 1 до 10. Дальше будет больше. Предлагаю сыграть в «угадай-ку». Сначала кладем в коробку такое количество бусин, которое соответствует цифре, написанной на крышке. Несколько раз пересчитываем вместе с ребятами.
– Здесь точно шесть бусин? – спрашиваю.
– Надо проверить, – отвечают.
Это мой любимый ответ. Именно так должны отвечать умные люди.
После нескольких коллективных проверок (точно, шесть бусин!) закрываю крышку и трясу коробку, бусины стучат. Наконец самый нетерпеливый кричит: «Стоп!»
Кладу коробку на стол и отгибаю половину крышки. Мы видим бусины, лежащие с одной стороны от перегородки. Внимательно считаем: четыре.
– А сколько бусин лежит с другой стороны от перегородки?
Кто-то кричит наугад, кто-то рассуждает. Выслушиваем всех. Потом открываем крышку до конца, считаем. Победители получают право придумать задачку для друзей: положить бусины, потрясти коробочку. Самые сложные задачки записываем на доске и в тетрадях сначала кружочками (рисунок бусин), затем перейдем к точкам. А там и цифры появятся. У одних раньше – у других позже. Каждый идет своей дорогой и в своем темпе. Но всем нам эта дорога в удовольствие.