Нужен ли в начальной школе читательский дневник?

Чунина Людмила Владимировна

         На заре своей педагогической деятельности (по научению  и примеру опытных коллег) я ввела ведение читательских дневников учащимися и остаюсь приверженцем этой практики и по сей день. Сначала заводили более  простые по оформлению дневники. Ученикам достаточно было указать дату,автора,название,время,затраченное на чтение. Далее, во  времена компьютеров, виртуальных игр, а сейчас и других всё более "продвинутых" технологических устройств, появилась потребность развивать у  детей письменную речь, умение высказать своё отношение к прочитанному, стимулировать эмоциональный выплеск, раскрытие ребёнка через собственное высказывание. Поэтому ребята добавили в читательском дневнике столбец - Мои впечатления. Чтобы исключить переписывание текстов, я прошу высказываться по следующим вопросам:

1. Что меня удивило в прочитанном? 2. Какие  переживания вызвало это произведение? 3. Чему я учился благодаря этому произведению?

         На родительских собраниях я объясняю цель данного труда и его особенности. Так, я считаю важным,чтобы дети читали вслух родителям, а не про себя! Таким образом предупредится беглое, неосмысленное и  ошибочное чтение. Слушающий взрослый может поправить неверно поставленное ударение, "проглоченное" окончание слова и т.д., сможет обяснить непонятный смысл слов, фраз. В идеале, заинтересованные родители общаются  с ребёнком о прочитанном, поддерживают беседу своими  воспоминаниями. 

        Далее важно всё записать. Замечательно, когда родители хвалят за удачно (интересно,весело, грамотно) сформулированные высказывания! Этим они проявляют свою заинтересованность в читательской жизни своего чада. А у того,в свою очередь, прибавляются силы в этом  кропотливом и для кого-то нелёгком труде! Как учитель на каждом собрании я стараюсь также поддержать моих помощников и союзников - родителей, зачитывая забавные,милые или просто удивляющие меня высказывания учащихся. Добрый смех и радость в глазах родителей - знак,что мы вместе правильно движемся и укрепляем друг друга.

        Особое внимание я уделяю времени, потраченному на чтение. Оно оговаривается для всех в зависимости от возраста учеников. В первом классе от 5 до 10 минут, (кто может и хочет больше - прекрасно!); во втором классе  - 10 - 15 мин, в третьем классе - 15 - 25 мин, в четвёртом от 30мин. Читаем и на каникулах и не прерываем ведение дневника! Раз в неделю дневники собираю на проверку и раз в месяц могу выставить отметку за данный вид работы.

         Плод этой деятельности я вижу у своих учеников.  Буду рада услышать мнения на эту тему!

 

Комментарии

Шарапова Лейсан Зеудятовна

Очень полезная информация.Спасибо.

Чунина Людмила Владимировна

На здоровье,пользуйтесь!Рада помочь!