Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы.

Багрова Ксения Александровна

Обобщая статьи о преемственности дошкольного и начального школьного обучения, опубликованные педагогическим сообществом, можно сделать неутешительный вывод о том, что ни педагоги, ни психологи не имеют представления о данном вопросе, более того, мы не осознаем возрастные особенности детей и не способны сформировать приемы работы, характерные данному возрастному периоду.

Хочется обратиться к авторам, вышеуказанных статей, с просьбой чуть глубже изучить вопрос, о котором вы рассуждаете.

Каждый грамотный работник системы образования прекрасно понимает, что преемственность является процессом многосторонним, и подразумевает тесное сотрудничество не только начальной школы и дошкольного образовательного учреждения, но и родителей. Результатом такого взаимодействия должен стать переход ребенка старшего дошкольного возраста с одной образовательной ступени на другую в таком психофизиологическом состоянии, которое позволит ему безболезненно принять новый статус, овладевать новыми знаниями, принимать новые требования, выстраивать продуктивные межличностные отношения, чувствовать себя успешным в учебной деятельности.

Дошкольное учреждение, ориентируясь на требования школы, видит свою задачу в формировании необходимых, для дальнейшего обучения в школе, универсальных учебных действий и навыков, а школа моделирует образовательный процесс с опорой на уже сформированные компетенции.

Но мы снова и снова возвращаемся к вопросу преемственности потому, что наиболее проблемным аспектом в решении данной проблемы, является психолого-педагогическая безграмотность родителей их, мягко говоря, неправильное понимание понятия «готовность к школе». Родители, ориентируясь на требование «элитных», как правило, платных школ, считают своей основной задачей научить ребенка письму, чтению, счёту, часто в ущерб физическому и психологическому здоровью, не думая, а часто и не зная, что формирование учебных навыков не ограничивается такой малостью. И выполнить, такой социальный заказ родителей, находится немало желающих.

К сожалению, в последнее время, многие учреждения дополнительного образования, занимающиеся подготовкой дошкольников к поступлению в первый класс, заинтересованы больше в коммерческой выгоде, а не в результате. Даже если программы подготовки и педагоги, в таких учреждениях, соответствуют требованиям, сообщат ли родителям по окончании курса подготовки о том, что их ребенок, например, имеет особые образовательные потребности и курс не освоил, и перед поступлением в школу ему, не плохо бы, пройти ПМПК. Нет, иначе, за что уплачены деньги?!

И это аспект, я назвала бы следующей проблемой преемственности. Не желание родителей признавать проблемы своих особенных деток, или желание, любой ценой скрыть уже поставленный диагноз, в надежде, что все само собой, как-нибудь, разрешится, не позволяет вовремя выявить особенности и уровень актуального развития ребенка, отражающие специфику формирования психической деятельности, определить пути развивающей и коррекционной работы, а также, адекватные для ребенка виды и формы обучения.

Возможно, в школах, где параллель первоклассников составляют максимум 3-4 класса, это не представляется большой проблемой, но в нашей школе уже второй год параллель первых классов составляют девять классных коллективов по 28-30 человек в каждом. Выявление, диагностика, работа с родителями, оформление документов для прохождения ПМПК, занимают очень много времени, дети теряют год обучения. Конечно, мы стараемся минимизировать количество таких детей, по итогам последних двух лет 2-3 ребенка остаются на повторное обучение в первом классе или выводятся на индивидуальное обучение, но, к сожалению, такие результаты достигаются в ущерб другой деятельности, остаются без внимания проблемы более благополучных детей.

На проблеме более благополучных детей, хочется остановиться отдельно, если ребенок проявляет какие-либо способности, в 80% случаев он становится средством для реализации собственных амбиций родителей, где личность ребенка не имеет места быть. Такой ребенок посещает все мыслимые и не мыслимые кружки и секции и ненавидит все, что связано с обучением еще до поступления в школу.

Следующую проблему, я назвала бы, «сарафанное радио» - когда родители, конечно из лучших побуждений, расхваливают педагога, у которого успешно отучился их ребенок и родители настаивают на обучении своего первоклассника у педагога, которого посоветовали. Через какое-то время выясняется, что ребенок не усваивает учебный материал, не хочет ходить в школу, не потому, что плохой педагог, а потому, что ребенку не подходит, темп работы, стиль и методы преподавания.

Вариативность образовательных программ, обеспечивающая максимально возможную степень индивидуализации образования, позволяющая обучать детей с любым уровнем готовности к школе, не выполняет свою функцию, родители не утруждают себя предварительным знакомством с образовательной программой, часто не предают значения особенностям выбранного маршрута обучения.

В заключении хочется сказать, что, став полноправными участниками образовательного процесса, многие родители стараются переложить свои обязанности на работников образовательной системы, пользуясь своими правами специфически, не прислушиваясь к рекомендациям, игнорируя их, часто препятствуя выбору адекватных для ребенка вида и формы обучения, конечно, из лучших побуждений.