Советы для учителя. А у Вас есть такие же секреты? Поделитесь, пожалуйста.

Слаутина Елена Сергеевна
Маленькие хитрости, которые помогали мне на протяжении нескольких лет сохранять атмосферу дружбы и взаимовыручки среди детей. 
 
 
1. Самое первое 1 сентября… 
После торжественной линейки дети обычно ненадолго расходятся по классам, чтобы познакомиться с учителем и одноклассниками. Обычно это происходит за партами, выстроенными рядами. Но мне казалось такое формальное знакомство слишком холодным, неестественным и неискренним. Когда ребятишки зашли в класс в свой самый первый день, все такие красивые, с бантами и букетами, их ждали парты, выстроенные кругом, а в центре была я. Дети расселись и оказалось, что так они видят лица друг друга, а не затылки, поэтому знакомство прошло очень весело, детям было интересно, они переглядывались, улыбались друг другу, смеялись. А когда я к кому-то обращалась, все видели, к кому именно, лучше запоминали имена и быстрее симпатизировали друг другу. Такой простой, но такой важный психологический прием! Жаль, что так нельзя учиться в течение всего времени, но здорово, что хотя бы на 1 сентября руководство школы не запрещает менять расстановку парт. 
 
2 .Как можно чаще проводите командные игры на переменках .
Дети в начальной школе как цыплятки, они тянутся к учительнице на переменках, облепляют ее со всех сторон, наперебой хотят внимания. Но переменки хороши для общения детей друг с другом. Сами они наладить контакт со всеми не смогут, в лучшем случае разобьются кучками и так и будут дружить кучками, в худшем - будут сидеть с телефонами. Мне хотелось, чтобы дети дружили друг с другом всем классом, по крайней мере, периодически контактировали со всеми, и обязательно в дружелюбной манере. Такие контакты помогают устанавливать командные игры, в которых задействуется как можно больше людей. В которых нет доминирующих участников, все относительно друг друга равны. Поэтому 2-3 раза в неделю я старалась выходить к ним на большую перемену и подсказывать варианты взаимодействия, которые в игровой форме сближали бы детей. Постепенно мое участие в проведении командных игр становилось все менее нужным - дети хорошо общались и без меня. 
 
3. Унижать достоинство учеников - табу 
Надо почаще вспоминать себя самого в начальной школе. Тогда проще понимать, как следует себя вести с ребенком в сложной ситуации. У меня остались довольно яркие воспоминания о своем детстве и особенно о своих чувствах, которые я испытывала каждый раз, когда учительница делала неприятные замечания при всем классе, как горели мои щеки и пульсировала кровь в ушах от стыда… Даже если заслуженно. Всегда хотелось, чтобы учитель был чуть добрее, не позорил перед всем классом. И если класс начинал надо мной смеяться, учительница не делала замечания им, это сильно обижало. Как дети мы не понимали сути происходящего, но над тем, над кем учитель позволял смеяться в классе, продолжали издеваться и на переменах… В моем классе это табу номер один - нельзя смеяться над другими, издеваться, обижать, дружить против кого-то. Такое поведение я не одобряю. За собой, своими словами слежу в первую очередь: стараюсь делать замечания тактично и добрым голосом, а если случай особенный, говорю с ребенком наедине, подбирая слова, которые не обидят. 
 
4. Не быть равнодушными к отсутствующим ученикам 
Все дети периодически болеют. Некоторые подолгу. Когда кто-то из моих учеников отсутствует, я сначала спрашиваю у самих ребят: «Вы не знаете, что с Машей, почему ее сегодня нет?». Я и сама обычно знала заранее, что с Машей - родители предупреждали. Но такой вопрос давал детям понять, что интересоваться делами, самочувствием, настроением своих друзей вне школы это нормально. «Я узнала, наша Маша заболела. Ей наверное сейчас очень грустно - мы тут все вместе, а она дома одна и плохо себя чувствует… Я обязательно позвоню Маше и передам от нашего класса привет. Вы тоже можете позвонить ей, если она дала свой номер, и пожелать скорейшего выздоровления». Ко второму классу дети были уже дружны между собой, и всегда кто-то знал, что с Машей или Кириллом. Если ребенок болел долго, к его выздоровлению мы старались подготовить что-то приятное. Например, коробочку с открытками, рисунки, пакетик с мандаринками. Детям всегда приятно было возвращаться в класс, где его ждут, рады ему, и потом даже болеть стали как будто поменьше. 
 
5. Волшебная сила слов «наш» и «мы» 
Эту силу я осознала позже. Но она была очень важной для формирования сплоченности. «Наша Ксюша сегодня победила в конкурсе рисунков, давайте поздравим!», «У нашего Гриши сегодня день рождения!», «Наш класс очень красивый, а все потому, что мы все постарались его украсить», «Слава, давай мы тебе поможем, не задерживай, пожалуйста, нас всех в столовую»… 
Однажды услышала в школьном дворе, как кто-то из учителей спрашивал моих девочек: «Петя Иванов из вашего класса?», а они сказали: «Да, Петя Иванов - наш»… Может, звучит немного пафосно, но эти почти незаметные в речи слова формировали у нас всех ощущение семьи, мы все были вместе, и понимали, что и победы, и неприятности у нас на всех общие, поэтому и радоваться, и нести ответственность тоже легко получалось вместе. 
 
6.Родителям о детях нужно знать как можно больше. И как можно больше хорошего. 
Быть учителем это образ жизни. Ты должен быть готов к тому, что родителей учеников ты будешь встречать не только на родительских собраниях, но и в магазине или в поликлинике. И каждой маме и каждому папе хотелось бы узнать о своих детях чуточку больше, чем дети сами рассказывают. На случай таких встреч у меня всегда есть приятные слова про их детей. «Как Аня сегодня? Хорошо себя вела?» - «Чудесно. Помогла Ирине понять, как решать задачу». «А как Матвей?» - «Матвей очень старается, сегодня выходил к доске и почти все правильно написал». «Лева сегодня ничего не натворил?» - «Все хорошо, сегодня был в веселом настроении, отвечал почти на всех уроках». 
 
На родительские собрания ходили почти все родители. Я старалась, чтобы им было приятно на них приходить. Я не стала поддерживать практику, когда сначала сообщается организационная часть, а после родители выстраиваются в очередь, чтобы услышать подробности об успеваемости и поведении своих детей. После краткой организационной части (тезисы собрания распечатывала каждому родителю, чтобы сократить время, и на случай, если кто-то забудет листок и ручку) я рассказывала им об их детях. Всем вместе. И только хорошее. Никогда ничьих детей на родительских собраниях я не ругала. Как это неприятно самим детям, так это неприятно и самим родителям. Отчитывать родителей за то, что ребенок плохо учится или плохо себя ведет я никогда не буду, уж тем более при других родителях. Об этом нужно говорить приватно, спокойно, помогая найти решение… 
 
А что можно рассказывать родителям о детях? Да неисчерпаемое количество эмоций, которые они не видят, историй, свидетелями которых становлюсь только я… Кому об этом не хотелось бы знать тоже? Как мы вместе ходили на экскурсию в музей космонавтики, и на экскурсии детям понравилось, а Маша задавала много вопросов экскурсоводу, а Лева фотографировал все экспонаты, а Лера и Максим вообще решили написать об этой экскурсии заметку, но не знают, куда ее отправить, а Валера даже решил стать космонавтом… Как однажды мы читали рассказ про льва и собачку, и Ира расплакалась, и все дети стали ее утешать. Так мы узнали, что у Иры недавно умерла собачка. И тогда уже все дети чуть не разревелись! Слава предложил Ире щенка от своей собаки, когда та родит. Я таких добрых, отзывчивых детей еще не видела. Они у вас просто замечательные! 
 
Когда родители знают о том, какие добрые у них дети, они и к друг другу начинают относиться дружелюбно, охотнее разрешают приглашать в гости одноклассников. К концу четвертого класса многие родители уже дружили семьями. 
 
 
Живите дружно, любите детей и любите себя.