Развитие межличностных отношений младших школьников

Карандаева Ирина Владимировна

  Проблема развития межличностных отношений в младших школьников актуальна тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько хорошо и легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт с ними, будет зависеть его дальнейшая деятельность, судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается навык умения дисциплинировать себя, организовывать свою деятельность, понимание ценности общения, сотрудничества, отношений в совместной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karandaeva_iv.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Крандаева Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дом творчества железнодорожного района, г. Улан-Удэ».

  Проблема развития межличностных отношений в младших школьников актуальна тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько хорошо и легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт с ними, будет зависеть его дальнейшая деятельность, судьба и место в жизни. Именно в этот период закладывается навык умения дисциплинировать себя, организовывать свою деятельность, понимание ценности общения, сотрудничества, отношений в совместной деятельности. Также актуальность данной проблемы обусловлена повсеместной компьютеризацией современного общества, где виртуальная реальность замещает естественное общение детей, которое необходимо для развития самодостаточной, уверенной в себе и своих силах личности,  

Становление личности ребенка во многом определяется его отношениями и взаимодействием с окружающими людьми. «Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.» (Красноплахтова Л. И., с. 5). Младший школьный возраст - это период активных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка, а младший школьник – это человек активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Отношения ребенка с другими детьми активно начинают формироваться еще в дошкольном учреждении, но к 6-7 годам у ребёнка созревает осознанная потребность в общении. Всем известно, именно в этом возрасте начинается обучение в школе. Итак, младший школьный возраст - это возраст 6 (7)-10-летних детей, обучающихся в 1-4 классах современной начальной школы. С приходом ребёнка в школу, как писал Д. Б. Эльконин, происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью.  Без сомнения, школьная пора играет важную роль в жизни каждого человека и является важнейшей ступенью становления личности после семьи. Ребёнок приобретает новую роль ученика, которая характеризуется принятием ответственности за свое поведение и обучение. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.  Теперь перед ребенком стоят непростые задачи – адаптироваться в коллективе и успешно обучаться.  При этом он оказывается в неизвестном для него коллективе, с которым ему предстоит быть вместе еще много лет. Известно, что человек – существо социальное и только при помощи связи с обществом может чувствовать себя полноценной личностью. Построение любых отношений закладывается в процессе совместного взаимодействия и общения. Поэтому человек, который умеет общаться, успешен в любой сфере деятельности.  Важнейшим признаком младшего школьного возраста является активное формирование способностей и навыков к общению. Именно в этом возрасте ребёнок учится завязывать дружбу и строить отношения. Результат первых сложившихся отношений в коллективе оказывает большое влияние на будущее становление человека в социуме. Трудности в общении с другими людьми и, как следствие, сложности в построении отношений с ними являются серьёзным показателем отклонения в развитии человека и задержки его социальной адаптации [7]. Н.Е. Щуркова раскрывает данный факт: "Судьбу человека определяет личностное проживание детской жизни, но никак не накопленные знания, являющееся только средством жизни" [9, с.4]. Важной особенностью является то, что ребёнок полноценно и счастливо проживает пору детства только тогда, когда имеет личные позитивные отношения со сверстниками. Именно позитивные отношения делают его школьную жизнь насыщенной и интересной [2]. Отношения позволяют ему быть самим собой, раскрывать свои таланты, не бояться осуждений. В ряде психологических исследований установлена связь проблем и трудностей ребенка в отношениях со сверстниками с успеваемостью младших школьников в обучении. Можно сказать, позитивные отношения с одноклассниками часто являются хорошей мотивацией для обучения и воспитания человека в школе. Однако, по мнению Н.Е. Щурковой "общение такая же трудная активность, как и любой другой вид деятельности" [9, с.6]. И к сожалению, построению межличностных отношений детей не придается такого важного внимания как обучению. Обычно подразумевается, что отношения между детьми возникают произвольно и в них вмешиваться не надо, если дело не касается серьёзного конфликта. Практический опыт показывает, что большинство школьников не способны самостоятельно строить благоприятные отношения. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием... Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Многие дети младшего школьного возраста имеют трудности в построении позитивных отношений с одноклассниками, поэтому большая ответственность за межличностные отношения младших школьников лежит на заинтересованных взрослых – учителях и родителях.  Педагогу в этом вопросе принадлежит особая роль. В первое время школьник воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Учитель младших классов – это авторитет для маленьких ребят, которые только вступают на путь межличностных отношений с одноклассниками. Условием успешного развития взаимоотношений детей в группе является умение учителя строить именно позитивные отношения. И учитель имеет для этого значительные ресурсы. Ведь младшие школьники чутко перенимают стиль и тон общения учителя. Всё то, что он говорит и делает учащиеся «впитывают» в себя. Часто, обыкновенное обращение к детям и тон голоса учителя задают соответствующее направление детям для установления отношений друг с другом – позитивное, открытое или негативное, скрытное, равнодушное.

Перечислим, некоторые особенности, выделяемые исследователями для построения позитивных взаимоотношений в коллективе младших школьников. Работу Н.А. Шкуричевой, которая подробно изучает проблему руководства общением (и в общем отношениями между школьниками), мы взяли за основу в описании технологий [9].

Использование совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности. В ходе совместной работы школьники учатся взаимодействовать друг с другом, общаться. Начинать нужно с парной работы, постепенно переходя к групповым формам организации.  В ходе совместной деятельности, достигающей позитивных результатов, учащиеся учатся раскрывать себя и сотрудничать друг с другом. У школьников появляется уверенность в себе и желание трудится вместе, укрепляются позитивные отношения друг к другу. Создание в классе атмосферы доверия, поддержки, понимания, защиты. Педагогу нужно уметь выстроить отношения так, чтобы дети смогли эмоционально открываться. Для этого могут помочь упражнения, игры, внеклассные мероприятия о дружбе, нравственности, благородных качеств в людях и т.п.  

 Проведение диагностик для изучения потребностей и трудностей, учащихся в межличностных отношениях в коллективе сверстников. Учитель, диагностируя учащихся, выявляет характер взаимоотношений между сверстниками и их изменение. По результатам диагностики педагог может составить более эффективный план работы по формированию позитивных отношении в классе.

 Позитивное отношение учителя к каждому учащемуся в классе. У учителя не должно быть "любимчиков", "двоечников", "глупых". Учителю важно к каждому ребёнку относится внимательно, знать его качества. Часто младшие школьники оценивают друг друга так, как оценивает учитель те или иные качества своих учеников. Учителю важно понимать, что все дети совершенно разные, каждый ребёнок приходит со своим опытом и умением строить отношения. В большинстве случаев детям нужна помощь в этом вопросе. Поэтому стоит как можно чаще хвалить и подбадривать детей, имеющих проблемы в отношениях.  С.В. Колесова, считает, что умение любить детей является аксиоматическим для педагога. Она пишет: "Любить детей – это, прежде всего, понимать их, понимать, что происходит с ребенком, что он чувствует, когда совершает тот или иной поступок" [5, c. 45]. Учитель сам постоянно совершенствуется в науке взаимоотношений между младшими школьниками. Известно, что каждый год обучения в начальной школе имеет свои отличительные характеристики. Дети в этом возрасте быстро меняются сами, изменяется их отношение к сверстникам. Учителю важно понимать временные, семейные, личностные особенности школьников.

 Учитель просвещает родителей о взаимоотношениях между детьми. Учитель и родители должны действовать сообща, чтобы сформировать позитивные отношения в учебном классе. Учителю важно рассказывать родителям о том, как нужно относится к своему ребёнку, его друзьям. А также вдохновлять родителей на совместную дружбу в классе и организацию совместных мероприятий для их детей, для детей и родителей.  

Таким образом, взаимоотношения – это особая наука, которой надо учиться.  Отношениями пронизано всё существование человека. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент умения строить позитивные отношения. Именно в этом возрасте ребёнок осознанно чувствует потребность в общении. Он готов обучаться науке построения позитивных взаимоотношений. Но самому ребенку это не под силу.

Поэтому руководство и помощь учителя являются важнейшим фактором построения позитивных отношений в коллективе младших школьников.  

 

Литература:

1. Безродных Т.В. Организация конструктивных взаимодействий в учебной деятельности как фактора развития межличностных отношений младших школьников: (на примере уроков естествознания) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.В. Безродных. – Чита: Уральский гос. педагогический университет, – 2005. – 22 с.

2. Колесова С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности // Альманах современной науки и образования. / С.В. Колесова – 2014. – №12 (90). – С. 55-58.

3. Колесова С.В. Позитивная педагогика в начальной школе: учебное пособие. / С.В. Колесова – Барнаул: АлтГПУ. – 2015. – 231 с.

4. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: Учебное пособие // Л. И. Красноплахтова - Краснодар, КубГАУ – 2015

5. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп./ А. В.  Мудрик– М.: Академия, –2006. – 317 с.

6. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников // Воспитание школьников. / А. Ю.  Нагорнова – 2015. – №8. – С. 38-42.

7. Шкуричева Н.А. Учим детей культуре общения // Сельская школа. – 2011. – №3. – С. 105-115.

8. Шкуричева Н.А. Учите ребёнка общаться // Директор школы. – 2012. – №2. – С. 85-92.

9. Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитание школьников. – 2013. – №9. – С. 3-12.