Научно-методический журнал "Образование в Кировской области"

Стародубцева Наталия Васильевна

Статья "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников с нарушением слуха с использованием современного лабораторного оборудования", Стародубцева Наталия Васильевна, учитель начальных классов, учитель-дефектолог (сурдопедагог) Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья 120 КБ

Предварительный просмотр:

Стародубцева Наталия Васильевна, учитель начальных классов, учитель-дефектолог (сурдопедагог) Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников с нарушением слуха с использованием современного лабораторного оборудования

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является важной составляющей новых подходов к организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ориентирован на деятельностный подход, метапредметные результаты образования.

Проектно-исследовательская деятельность нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Проектно-исследовательская деятельность отвечает принципам образования слабослышащих школьников: широкая опора на различные виды деятельности, в том числе и на предметно-практическую деятельность; использование коллективных форм деятельности; реализация межпредметных связей; дифференцированный подход к уровню требований; усиление воспитывающего эффекта обучения.  Деятельность для обучающихся с нарушением слуха  является основным стержнем, вокруг которого развертывается речевое развитие.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе позволяет обеспечить преемственность начального и основного общего образования, так как в 2020 г. основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов выпускников 9 класса является защита итогового индивидуального проекта.

Проектно-исследовательская технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов. 

Основоположниками технологии проектной деятельности являются американский  философ  и  педагог Джон Дьюи, в нашей стране – это русский педагог Станислав Теофилович Шацкий. Из современников изучала работы Евгении Семёновны Полат.

У детей с нарушением слуха недостаточно развиты житейский опыт, соответствующие житейские представления, понятия и практические умения. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. Наглядность является одним из эффективных средств обучения слабослышащих детей. Ребёнок познаёт мир только в процессе взаимодействия с ним, особенно это важно для детей с нарушением слуха. В процессе предметно-практической деятельности происходит развитие высших психических функций ребёнка - восприятия, мышления, памяти; развитие речи и общения, эмоций, мотивации. 

При организации проектно-исследовательской деятельности со слабослышащими детьми выделила специфические особенности:

  • ориентирование проектно-исследовательской деятельности на психофизические особенности обучающихся, учет специфики восприятия и переработки информации;
  • оказание специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем;
  • ведущая и направляющая роль педагога в качестве консультанта и помощника;
  • создание психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности детей;
  • коррекционно-развивающая направленность деятельности, развитие слухового и слухо-зрительного восприятия, произносительной стороны устной речи.

Особое внимание уделяется целенаправленному и систематическому развитию словесной речи (в устной и письменной формах), формированию умений обучающихся использовать устную речь в различных коммуникативных ситуациях, например в ходе сбора информации, анкетирования, защиты проекта.

Выпускник начальной школы должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные и традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы.

В рамках национального проекта «Образование» в школу поступил комплект учебного оборудования кабинета начальных классов, в который входят мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР и цифровые микроскопы Digital Blue QX7. Прохождение курсовой подготовки, детальное изучение методических рекомендаций, адаптирование материала с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дали новые возможности в организации проектно-исследовательской деятельности, усилении исследовательского компонента в естественно-научном образовании младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

ЛабДиск – это полноценная научная лаборатория, созданная специально для младших школьников. Три кнопки управления и 7 кнопок, запускающих работу различных датчиков. Прибор имеет пять встроенных датчиков, с помощью которых можно измерить температуру окружающей среды, расстояние, освещённость, громкость звука, есть датчик GPS - показывает координаты места, скорость перемещения, дату и время. Два датчика имеют внешние зонды для измерения температуры исследуемой среды и пульса.

Вместе с лабораторным оборудованием ЛабДиск можно использовать программное обеспечение GlobiWorld, предназначенное для юных исследователей. Эта программа имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам» - «Окружающая среда», «Погода», «Растения», «Человек», «Движение», «Электричество», «Химия». В каждом виртуальном парке дети могут ознакомиться с биографиями знаменитых учёных, узнать интересные факты по данной теме, поработать в анимированных лабораториях. Лаборатории предлагают различные виртуальные измерительные приборы, таблицы, графики, столбчатые диаграммы, карты Google. Имеются также инструменты графики – маркеры, функция масштабирования и комментарии.

Приведу примеры исследований, которые мы провели: «Измерение размеров класса - определение длины, ширины и высоты классной комнаты. Вычисление периметра, площади» с помощью ультразвукового датчика; «Измерение роста» с помощью ультразвукового датчика; «Измерение пульса до и после физической нагрузки» с использованием датчика частоты сердечных сокращений (ЧСС); «Температурный режим помещения (температурная карта класса)» с помощью датчика температуры окружающей среды; «Измерение температуры различных объектов» с помощью датчика температуры исследуемой среды и др.

Таким образом, могут быть проведены самые различные практические работы в рамках уроков (окружающий мир, математика), внеурочной деятельности, проектной деятельности.

Особую ценность представляют коллективные проекты. В рамках общешкольной программы «Школа – территория здоровья» реализовали проект «Исследование освещённости рабочих мест в классах, соответствие требованиям СанПин» совместно с учащимися 10 класса с использованием ЛабДиска. Реализовали коллективный исследовательский проект «Шумовое загрязнение школы». Выдвинули гипотезу - в некоторых местах школы уровень шума превышает норму. В ходе работы выяснили допустимую норму шума, узнали о влиянии шума на организм человека. Провели измерения уровня шума в различных местах школы с использованием ЛабДиска, с учётом результатов анкетирования. Составили «шумовую карту» школы. Ответили на вопрос «Как снизить уровень шума в школе?» и нашли практические решения. Результаты исследования зафиксировали в Глобальной школьной лаборатории Globallab.

Мы присоединились к интернет-ресурсу под названием «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб). Это международный проект, объединяющий учеников разных городов земного шара в исследовательское сообщество. Например, участвовали в синхронном стоп-кадре - измеряли температуру воздуха и почвы с помощью ЛабДиска и загружали данные в ГлобалЛаб. Возможность увидеть свои данные на карте мира и почувствовать себя членами научного сообщества школ вдохновляет детей, повышает мотивацию познавательной деятельности. Принимали участие в интернет-проекте (ГлобалЛаб) «Двенадцать месяцев», цель которого зафиксировать изменения в природе в течение года. Выбрали объект исследования - участок школьного двора, который фотографировали один раз в месяц, загружали фотографию в ГлобалЛаб и добавляли описание. В результате мы получили особую ленту времени: объект исследования в течение года. Таким образом, собралась мозаика сезонных изменений различных объектов по всей планете. Представленные участниками фотографии и описания природных объектов позволили создать уникальную картину сезонов года в России и во всём мире.

В проектно-исследовательской деятельности мы используем цифровые микроскопы, превращая самые обычные окружающие предметы в объекты исследования, например, изучили строение насекомых, вырастили и рассмотрели плесень, доказали, что лишайник содержит в себе представителей царства грибов, изучили личинку комара.

Таким образом, исследовательская деятельность с использованием современного оборудования (ЛабДиск ГЛОМИР и цифровые микроскопы Digital Blue QX7) открывает детям возможность понимать окружающий мир, развивать свою речь, описывать явления окружающего мира на языке науки; позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные, творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

При освоении лабораторного оборудования возникла необходимость в разработке вариантов исследований в соответствии с программой по предмету «Окружающий мир» с 1 по 4 класс.

Мною были определены темы в разделах программы курса «Окружающий мир», где возможно использовать ЛабДиск и цифровой микроскоп.

Адаптирование учебного материала является необходимым условием обучения детей с ОВЗ.

Адаптировала учебно-исследовательский материал с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха. Использовала следующие механизмы адаптации:

  • упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребёнка аналогов;
  • использование устных и письменных инструкций;
  • уменьшение объёма изучаемого материала или задания;
  • пошаговое выполнение задания, разработка алгоритмов;
  • практическая направленность учебного материала, максимальная связь с жизнью;
  • использование заданий разного уровня сложности;
  • использование на уроке различного дидактического и раздаточного материала (схемы, схемы-опоры, таблицы, картинки и т. д.);
  • использование разных видов помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая);
  • наставничество на уроке со стороны обучающихся (работа с маленьким учителем).

Результатом работы являются качественные изменения. Практика показала, что проектно-исследовательская деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: личностных – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; познавательных – ориентировка в работе с приборами, считывание и преобразование информации (графики, таблицы, диаграммы), способность делать выводы на основе результатов измерений; регулятивных – способность давать словесную характеристику своей работы и осмысливать свои результаты; коммуникативных – умение слушать и понимать других, договариваться при работе в группе.

Наблюдаются изменения в речевом развитии обучающихся, о чём свидетельствуют результаты школьного мониторинга. В частности, рост внятности речи от 48% на начало обучения до 100% на настоящий момент (четвертый год обучения). Повышение эффективности использования слуховых аппаратов по восприятию речевых единиц.

По предмету «Окружающий мир» обученность и средняя отметка соответствует или выше средних областных показателей.

Обучающиеся класса выбрали темы исследовательских проектов (индивидуальных и групповых): «Как растёт сосулька?», «Температурная карта класса», «Шоколад: польза или вред», «Кто такие пауки?», «Измерение шума в различных районах города».

        Коллективный исследовательский проект «Шумовое загрязнение школы» был представлен обучающимися на районном и окружном конкурсах исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь!» и получил признание и призовые места.

В заключение хочу отметить, что проектно-исследовательская деятельность обогащает не только учеников, но и педагога, совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться вместе на новую ступень.

Литература:

  1. Глобальная школьная лаборатория https://globallab.org/ru
  2. Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных. Справочное пособие.-М.:ИНТ.-116с.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 г. Протокол №4/15
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. Утверждён приказом Министерства образования и науки  № 1599 от 19.12.2014г.