Музыкальная культура у младших школьников

Coфронеева Сахаяна Николаевна

Музыкальная культура у младших школьников

 

Музыка является важным инструментом воспитания личности. Эстетические чувства, возникающие при прослушивании мелодии, отражают внутренние чувства и эмоциональность. С учетом того, что младший школьный возраст является знаковым в процессе воспитания и формирования личностных качеств, необходимо сформировать уровень музыкальных предпочтений и приверженность музыкальному вкусу именно на этом этапе. В этой связи особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования слушательской музыкальной культуры школьников, как способности к духовному личностному обогащению. 

В структуре музыкальной культуры можно выделить ряд компонентов, различных по содержанию. Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии человека, О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, Р.А. Тельчарова отмечают такие компоненты, как музыкальное-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения, навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности.

Музыкальная культура делает возможным наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля). Происходит развитие эмоционально-чувственной сферы психики ребенка (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях).

Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики. Б. В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную... Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, - это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд».

Современный урок в музыкальной школе - это урок, который насыщен новыми приемами педагогической техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, музыкальное воспитание учащихся. Музыкальная культура - многоуровневая система, включающая различные виды музыкального искусства. В ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, «болеет» вся культура. Процесс обновления стратегии и тактики музыкального воспитания направлен на активизацию и развитие духовных сил ребенка, постигающего богатейший опыт музыкального искусства.

Музыкальная культура у детей младшего школьного возраста в большей степени формируется в процессе активного слушания музыки. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования музыкальной культуры, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, восприимчивы, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление детей младшего школьного возраста конкретное, они охотно слушают музыку, связанную с близкими им образами и знакомыми интонациями.