Игра как средство повышения уровня мотивации и развития интереса к изучению английского языка у младших школьников

Игра как средство повышения уровня мотивации и развития интереса к изучению английского языка у младших школьников

Одной из важнейших и трудных задач в обучении младших школьников является задача пробуждения у них интереса к изучению английского языка. Так как для успешного освоения предмета необходима мотивация, то есть желание узнать что-то новое, интерес и положительные эмоции во время изучения английского языка.

Понимая мотивацию обучения современных младших школьников, педагоги могут оптимизировать процесс обучения и с помощью творческого подхода сделать его интересным, увлекательным и максимально результативным.

Необходимо оживить, разнообразить обучение детей, используя, например, такой прием обучения как игра.

Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

Во время игры ребенок решает умственные задачи, которые являются средством его развития и формирования полноценной личности.

«Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его

  жизнь – это игра». А.С. Макаренко

Для учеников начальной школы игра – это образ жизни, деятельности, способ познания мира, так как играть всегда интересно и весело.

На уроке игра преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Зная это, учитель должен четко понимать какую игру выбрать и использовать на уроке, так как не каждая игра подойдет для реализации этих целей.

Выбор игры педагогом проводится с учетом нескольких требований:

  1. правила игры должны быть одинаковыми и понятными для всех участников игры;
  2. игра должна быть принята всей группой детей, чтобы участвовали все учащиеся;
  3. желательно, чтобы в игре участвовала наглядность (карточки, картинки, игрушки и т.д.);
  4. игра должна соответствовать возрасту и быть доступной даже слабым ученикам, чтобы все дети могли себя проявить;
  5. игра должна быть несложной и увлекательной, чтобы способствовать накоплению языкового материала;
  6. усложнение правил должно быть постепенным. Например, упражнение «Снежный ком»

a cat

a black cat

a big black cat;

7) педагогу необходимо использовать на уроках различные игры на одну тему, чтобы дети с разными   типами восприятия (визуалы, аудиалы и кинестетики) чувствовали себя комфортно, были успешными и верили в свои силы;

8) игра должна соответствовать стандартам, а также учебно-воспитательным  задачам, программным требованиям и знаниям, умениям, навыкам.

Существует много классификаций игр, которые применяются на уроках английского языка. В одной из классификаций игры делятся на два типа: подготовительные и творческие.

Подготовительные игры (грамматические, лексические, фонетические и орфографические).

Подготовительные игры являются основой, фундаментом для творческих игр. Так как во время подготовительных игр младшие школьники отрабатывают  произношение звуков, изученную лексику, грамматические структуры, которые будут использовать в творческих играх на практике.

Грамматические игры

Грамматические игры помогают закрепить изученные грамматические структуры, которые используются в речи.

Игра «Пантомима»

К доске выходит один ученик. На парте рубашками вверх разложены карточки с предложениями. В каждом предложении указано действие, которое ребенок должен изобразить без помощи слов. Остальные учащиеся угадывают, какое действие он изобразил.

Данную игру можно использовать при изучении времен. Например, Present Continuous (I am running). Вариант усложения игры: к доске выходит один ученик и вытягивает карточку. На карточке написано: She is dancing.  Значит, чтобы изобразить это действие, к доске нужно пригласить девочку, так ка использовано местоимение she. И уже она показывает это действие. Также действия могут дети придумывать сами.

Лексические игры

Лексические игры направлены на изучение и закрепление лексики по изученным темам.

Это могут быть игры по командам или по рядам.

  • Кто назовет больше слов по изученной теме
  • Что пропало?
  • Дополни рад

Фонетические игры

Фонетические игры используются на уроках для отработки навыков произношения звуков и слов. Если дети знают транскрипционные знаки, можно играть с ними.

  • Убери лишний транскрипционный знак
  • Прочитай слово с разной интонацией (удивление, восторг, разочарование)
  • Выбери только гласные звуки
  • Прочитай слова за 1 минуту

Орфографические игры

Орфографические игры направлены на закрепление правописания изученной лексики.

  • Вставь пропущенную букву
  • Исправь ошибку в слове
  • Добавь/убери букву, чтобы получилось новое слово

Творческие игры (ролевые игры, драматизация)

Ролевые игры

Ролевые игры учитель может использовать на уроке только тогда, когда уверен, что на этапе подготовительных игр дети успешно выполняли все задания. Так как в ролевых играх дети используют полученные знания в ситуациях, требующих быстроты ответа на возникающие вопросы. Во время ролевой игры ребенок участвует в коммуникации. Когда нужно о чем-то рассказать, что-то спросить или доказать. С помощью творческих игр учащиеся понимают и осознают всю необходимость и важность подготовительных игр, так как сначала многим детям не хватает слов, они не всегда могут грамотно составить предложение, чтобы выразить свою мысль. И это хорошо, потому что именно эта нехватка знаний является стимулом для изучения новых грамматических структур, лексики и использования их на практике в речевой ситуации.

Драматизация

Благодаря драматизации повышается уровень владения языком, ребенок проявляет себя, самоутверждается, испытывает положительные эмоции от собственного успеха и тем самым мотивирует себя на изучение английского языка.

К основным способам мотивации в ходе игры относятся:

  • общение
  • умение отстаивать свою точку зрения
  • признание собственной значимости в коллективе (в команде)

Приведу пример использования разных видов игр для повышения уровня мотивации для слабого ученика. Чтобы учитель смог помочь ребенку, нужно в первую очередь узнать, чем интересуется ученик. Например, учащийся интересуется футболом. На занятии можно изучить с ним лексику, связанную с этой темой (мяч, футбольное поле, матч, тренер, ворота, спортивная форма, обувь и т.д.), а затем составлять с ним предложения с теми грамматическими структурами, которые ребенок должен знать по программе. Например,

Я играю в футбол.

Во время тренировки я ношу…

Чтобы одержать побуду в матче, нужно…

Цвет формы, мяча, количество игроков в команде, тренеров, судей на поле, счет на табло, награды и т.д.

То есть грамматические игры можно сравнить с деревом. Грамматика – это ствол, ветки, основа, структура предложения. А на этих веточках растут

листья – это лексика, которую мы можем применять.

Если к этому примеру отнести фонетику, то можно предложить ребенку слово «Goal» (гол) с разной интонацией. Как произнесет это слово команда, которая забила гол и как команда, которой забили гол. Или как спросит зритель, который случайно отвлекся от игры.

Чтобы включить орфографическую игру, можно попросить ученика оформить табло, лозунги или составить для друга пригласительный билет на матч.

Когда все это ребенок освоит, можно переходить к этапу творческих игр.

Разыграть различные диалоги (в кассе, на трибуне, между игроками) и монологи (речь тренера перед игрой).

Так, начиная с элементарной лексики и грамматики, учитель заинтересует ребенка, так как будет использовать тот материал, который нравится учащемуся. А дальше, когда у младшего школьника все начнет получаться в рамках одной темы, переходить к другим, у ребенка уже не будет страха изучать что-то новое.

Таким образом можно сделать вывод, что игра является неотъемлемой частью урока для повышения уровня мотивации и развития интереса к английскому языку у младших школьников.

Игра способствует общению, правильному поведению в обществе, передаче и получению новых знаний, развитию мышления, воображения, памяти, восприятия. Вместе с тем, нельзя забывать о продолжительности игры, учитывать место ее проведения и возможности учеников, а также стандарты системы образования.