Конспект урока по музыке 2 класс

Цвийович Татьяна

Урок по музыке 2 класс - ЭТИ РАЗНЫЕ МАРШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_vo_2_klasse_eti_raznye_marshi.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           МОУ гимназия №18 

                           Учитель музыки Т.В. Цвийович      

                                               Технологическая карта урока

                                 Учебный предмет Музыка

                                  Класс 2

Автор: УМК “МУЗЫКА” Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.П. Шмагина.

Тема урока: «Эти разные марши».

Форма урока: урок - путешествие.

Тип урока: - открытие новых знаний.

Цель урока: Формирование представления о  марше, как о жанре музыки.

Задачи:

Образовательные:

Научится определять характер музыки.

Дать понятие о марше, как о жанре музыки.

Развивающие: 

Продолжение формирования восприятия музыки разных жанров (песня, танец, марш).

Различать виды, интонационно - образные особенности песенной, танцевальной и маршевой музыки.

Уметь слушать и анализировать музыку марша.

Формирование начальных представлений о стиле композитора П.И. Чайковского, С. С. Прокофьева).

Умение находить выход из проблемной ситуации.

Формирование понимания значения марша в жизни человека.

Продолжение формирования навыков сочинения музыки.

Продолжение формирования навыков пения в тональности.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Учиться размышлять о музыке.

Регулятивные

Способность к контролю, самоконтролю.

Совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной, групповой музыкальной деятельности.

Коммуникативные

Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, самостоятельная, групповая.

Оборудование: экран, проектор, синтезатор, компьютер.

Технологии: Технология проблемного обучения.

                                      Ход урока.

1.Организационный момент (психологический настрой).

Дети входят под музыку марша С.С. Прокофьева, остановились у своих мест, продолжают маршировать, глядя на учителя.

2.Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте ребята, какая по характеру музыка звучала на уроке?

Ученики: Бодрая, торжественная, энергичная.

Учитель: А что мы с вами делали вместе, практически не сговариваясь?

Ученики: Маршировали.

Учитель:  Правильно. А  давайте поприветствуем друг друга с помощью маршевой музыки..

Музыкальное приветствие ( в духе марша).

Учитель:  Молодцы, ребята! Скажите пожалуйста, а могли бы мы с вами маршировать  также слаженно под эту музыку?

(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

Ученики: Нет, потому что эта музыка плавная и нежная. Это вальс.

Учитель: Правильно. С вальсом мы познакомились на прошлом уроке.А теперь давайте вспомним как мы приветствовали друг друга на прошлом уроке.

Музыкальное приветствие (в духе вальса).

  1. Формулирование темы урока.

Учитель: Ребята, вы отлично освоили вальс на прошлом уроке, а сегодня мы говорим о марше.

У каждого человека есть свой пульс. Найдите  его у себя, дети. Пульс - это  это ритм нашего сердца. Ритмично тикают часы, стучат колёса поезда. Кто из вас обращал на это внимание?

Ученики: Да, обращали внимание. Учитель: Ритм нашего сердца зависит от состояния здоровья и эмоционального состояния человека. У тревожных и беспокойных людей и пульс быстрее, чем у спокойных. И, поскольку,  в переводе с французского марш - ходьба,  движение, разных ситуациях в которых может звучать марш, будет по - разному.

Давайте поговорим с вами марше,  с которого мы начали урок. Вам очень удобно было маршировать под этот марш, а как вы думаете, как бы его назвал сам композитор?

Ученики: Детский марш.

Учитель: Правильно. Этот марш полон бодрости, ясности,своеобразного прокофьевского юмора, а форшлаги усиливают эффект комичности, показывая ,что некоторые детки не попадают в ритм марша, и идут не всегда слаженно, но это нисколько  не мешает этой весёлой и озорной компании ребят.

Учитель: Давайте с вами познакомимся с песней «Пожалуйста не жалуйся. Это  своеобразная зарисовка о походе,

который любят все ребята. Написана темпе марша.

Слушание песни «Пожалуйста не жалуйся» муз. Владимира Шаинского, слова М. Львовского.

Вокально - хоровая работа. Ладотональная работа.

Поскольку исходная тональность Es dur, а это достаточно высоко, целесообразнее исполнять  эту песню в тональности C dur и всю подготовительную ладоинтонационную работу проводить  в тональности C dur .

Исполнение песни «Пожалуйста не жалуйся».

Учитель: Ребята, от мы с вами  познакомились с маршем и песней - маршем, где главными героями были дети, а кто ещё может маршировать?

Учащиеся: военные.

  1. Постановка проблемы

Метод сочинение сочинённого

Учитель: Учитель: Ребята, а зачем  военным  необходимо маршировать? И для чего вообще нужен марш?

Ученики: Марш организует большое количество людей.

Учитель: Давайте сейчас подумаем, если бы мы с вами оказались

в роли человека, который бы смог организовать и  повести за собой большое количество людей. То организующий всех марш какой должен быть? Давайте попробуем его сочинить.

Ученики: Он должен быть в размеренном темпе.

Ученики: У марша должен быть чёткий ритм.

Ученики: У марша должен быть бодрый характер.

Учитель: А теперь послушайте пожалуйста  марш и пожалуйста скажите, соответствует ли он вашим представлениям о военном марше?

Решение проблемной ситуации

Слушание марш «Прощание славянки» музыка Василия Агапкина.

Ученики: Да, это настоящий военный марш.

Учитель: Его написал трубач духового оркестра, Василий Агапкин в 1912году в поддержку братьев - славян на Балканах.

Учитель: В спортивной жизни всё в движенье -

                 Большое мощное сраженье.

                 Марш вхож в любое состязанье -

                 Ведь в нём есть дух соревнованья.

 О каком марше идёт речь?

 Ученики: Конечно, о спортивном марше.

В каждом городе есть стадион. В нашем городе Люберцы тоже. И вы наверное там были со своими родителями, учителями, либо просто со своими друзьями. А вот теперь послушайте Марш футболистов. Он очень часто звучит на стадионе, подбадривая футбольные команды и настраивая их на победу.

Учитель: Ребята, скажите пожалуйста, какой по характеру Марш Футболистов?

Ученики: Праздничный, яркий, бодрый, лёгкий, уверенный.

Учитель: Ребята, сравните пожалуйста по звучанию два вида марша военный и спортивный. Какой из них будет легче по звучанию?

Ученики: конечно, спортивный.

Учитель: Ребята, сегодня у нас было очень активное и увлекательное путешествие в страну  маршей: с какими разновидностями маршей мы с вами познакомились?

Ученики: Детским, военным, спортивным, пели походную песню - марш «Пожалуйста не жалуйся» и даже сочиняли свой марш.

Учитель: А теперь закроем глаза и представим ещё одну музыку в своём воображении.

(Звучит Марш деревянных содатиков из Детского альбома Чайковского).

Учитель: Ребята, как бы вы могли охарактеризовать этот марш?

Ученики: Он лёгкий, звонкий, весёлый, забавный.

Учитель: А под такую музыку могли бы маршировать военные или спортсмены?

Ученики: Нет, настоящие военные и спортсмены не могли бы, потому что он слишком высокий и лёгкий, практически невесомый, игрушечный.

Учитель: правильно, это игрушечный марш. А точнее это «Марш деревянных солдатиков», а написал его Пётр Ильич Чайковский.

Давайте с вами прослушаем еще один марш П. И. Чайковского

(Звучит марш «Похороны куклы» из Детского альбома Чайковского).

Музыка нужна человеку в радости и в горе. Похоронный марш - это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьёзные и грустные.

Учитель: Ребята не только люди могут маршировать и ходить под музыку, мы сейчас убедились что и куклы могут умирать. Как прозвучала мелодия? Какое у вас стало настроение?

И напоследок, давайте послушаем ещё одно произведение, и определим, является ли эта пьеса маршем?

Звучит  «Шествие кузнечиков» Сергея Сергеевича Прокофьева

Учитель: Как вы считаете, это марш?

Ученики: нет)

Учитель:Какой это жанр? Песня?

Ученики:Танец

Учитель: Правильно, слышны танцевальные интонации. Галоп.А написал эту пьесу С.С.Прокофьев.

Рефлексия. Итог урока.

Итак,  ребята, теперь вы знаете три основы «кита» (или составляющих) музыки – это песня, танец, марш. Это нужно обязательно запомнить!

Учитель : -   Какая музыка называется маршем?  

Ученики: Та, под которую можно шагать, маршировать.

Ученики : -   Какие марши вы знаете?

Ученики: Детский,военный, спортивный, игрушечный, похоронный.

Учитель : -   Кто помнит, какой по характеру военный марш? Ученики:Тяжёлый, грозный, быстрый.

Учитель : -   Этот марш громкий или тихий?

Ученики: Громкий

Учитель : -   Он высокий или низкий?

Ученики: Низкий

Учитель -   А «Марш деревянных солдатиков»,  какой по характеру?

Ученики: Быстрый, игрушечный, шуточный, кукольный.

Учитель : -   Он тихий или громкий?  

Ученики: Тихий

Учитель : -   Высокий или низкий?  

Ученики : Высокий

Молодцы, ребята хорошо по работали на уроке!

Домашним заданием будет нарисовать рисунок

Учитель; Давайте с вами встанем красиво попрощаемся

Учитель:До свидания дети!

Ученики: До свидания!