Главные вкладки

    Как избежать экзаменационного стресса?!

    Креславская Елена Ефимовна

    Сессия все ближе! Всех волнует такой вопрос, как уменьшить влияние экзаменационного стресса на поведение и успешность студентов. Ответа на него у меня нет, хотя существует масса советов и рекомендаций на эту тему. Их легко найти на просторах Интернета. Однако в психологии описан феномен оптимальной мотивации; он был открыт двумя учеными Йерксом и Додсоном, и называется их именами (закон Йерксаодсона).

    История его открытия такова: в начале 20-го века многие люди науки активно изучали условия, в которых животное хорошо обучается какием-либо действиям, например, находить выход из лабиринта; это необходимо для понимания законов формирования знаний и навыков у людей.

    Йеркс и Додсон проводили такие эксперименты на мышах. Уже давно было известно, что для всякой деятельности нужна мотивация, чем она сильнее, тем быстрее и надежнее достижение эффекта. Ученые использовали в качестве мотивации слабый удар электрического тока, который подгонял животных. В эксперименте выяснилось, чем выше сила тока, тем быстрее мыши проходят лабиринт; что вполне логично. Однако, когда ток достигал некоторого порогового значения, наблюдался обратный эффект - мыши медленнее выполняли задание. 

    То есть электрический ток подгонял животных до достижения определенной силы, после которой животные переставали ускорятся, а начинали замедлять правильные действия, снижая эффективность обучения.

    Вывод: повышенный уровень стресса вызывает возбуждение, оказывая положительное влияние на мотивацию и внимание; но, когда стресс достигает точки оптимума, мотивация снижается. Это изображено в графическом виде.

    Именно поэтому пофигистам сдавать экзамен эмоционально более легко - просто они не ждут от него высоких результатов.

    Воспринимайте сессию как интересную профессиональную игру! Или, как тренинг личностного роста! 

    image

     

    Комментарии

    Митракова Светлана Владимировна

    Елена Ефимовна, я абсолютно согласна с Вами в том, что нет универсальных инструкций и рекомендаций, способствующих уменьшению влияния экзаменационного стресса на поведение и успешность студентов. Всё исключительно индивидуально и зависит от различных факторов, таких как индивидуально-психологические особенности личности студента, его социальный опыт, уверенность в себе и т.д. Но, тема актуальна. Спасибо за статью и освещение такого важного вопроса… особенно накануне экзаменационной сессии!

    Креславская Елена Ефимовна

    Светлана Владимировна! Спасибо за Ваш комментарий. Давайте вместе с Вами напишем рекомендации на тему "Как готовиться к экзаменам". Как Вы насчет такой идеи?