Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования

Явловская Виолетта Егоровна

Синдром эмоционального выгорания педагога – частое явление в современном мире. Возрастающие в геометрической прогрессии требования к результатам образовательно-воспитательно-развивающего процесса никак не согласуются с условиями и оплатой труда педагогических работников.

И пусть на сегодняшний день сфера дополнительного образования является более свободной от стандартизированных клише требований к результатам, все же даже у педагогов дополнительного образования не редки случаи возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Чаще всего, к возникновению подобного синдрома приводят различные факторы. Это могут быть личностные предпосылки (например, особенности характера и темперамента самого педагога: чрезмерная эмпатичность, склонность быть интровертом, низкая самооценка, стеснительность, излишняя раздражительность, вспыльчивость, недостаток уважения к собственной личности и т.д.). Большую опасность в этой области обретает такое явление, как трудоголизм – отказ от личной жизни в пользу работы. Бороться с ним тяжело и мучительно, но только при желании самого педагога и путем долгих психологических тренингов можно отойти в сторону от трудоголизма.

Вторая группа факторов – статусно-ролевые. Они зависят от того, какое положение в обществе занимает человек и какие социальные роли он выполняет (например: роль матери и роль педагога; роль друга и роль педагога и т.д.). Яркие примеры таких факторов: неудовлетворенность личности своим социальным положением/социальным или профессиональным статусом, возникновение всевозможных ролевых конфликтов, следование определенным стереотипам мышления и поведения и т.д.

Третья группа факторов – корпоративные. Они включают все то, что связано с организацией трудовой деятельности педагога (например: монотонность труда, неравномерность распределения трудовых обязанностей, плохие отношения в коллективе, дефицит административной поддержки и т.д.).

В сфере дополнительного образования наиболее частыми факторами возникновения синдрома эмоционального выгорания выступают: низкий уровень оплаты труда, отсутствие востребованности учебных дисциплин у потенциальной целевой аудитории, нестабильный рабочий график, личностные факторы.

Таким образом, мы рассмотрели факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов дополнительного образования.

 

Комментарии

Жилинская Анна Сергеевна

Совершенно с Вами согласна!
НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
НЕ позволяйте чувствам стеснения. Неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.