Гуманно ли «гуманное образование»

Гуманно ли «гуманное образование»

Сестра жалуется: «Сынишка во втором классе перебивается с двойки на тройку. А всё потому, что первый год обучения их вели по какой-то западной (голландской, что ли?) методике. И в результате знаний - ноль. Учителя теперь отказываются с ними работать, говорят, что класс шумный, неуправляемый, опорных знаний нет». Пытаюсь её успокоить: «Ну, может не всё так плохо. Ведь на самом-то деле главное - не знания, а душа. Может быть они вместо забивания мозгов навороченной программой в первом классе получили нечто гораздо более ценное, то, что мы просто не в состоянии уловить?». Сестра задумывается. «Знаешь, возможно это и так. Класс слабый, но добрый и дружный. И это оценивают сами педагоги. Но всё равно отказываются от них».

Вот за что я люблю нашу прославленную систему образования, самую лучшую в мире! Спроси любого советского педагога, что важнее: научить ребёнка, дать ему конкретные знания и умения, необходимые ему в дальнейшей жизни, или же воспитать его в духе любви и уважения к ближнему, к собственному «я», к родине и стране. Тотчас же все ответят, что вопрос некорректный - конечно же нужно стремиться сделать и то и другое максимально полно.

Но вся беда как раз и состоит в том, что система предполагает сначала приоритет, а затем и полное, безраздельное преобладание обучения над воспитанием. Вернее, ставит такие условия, чтобы все силы были отданы именно первому, а второе было полностью ему подчинено. Хотите поспорить? Пожалуйста! Только сначала вспомните, как оценивают наши школы и педагогов со стороны, извне. Конечно же по показателям! Хороша та школа и тот учитель, у которого много отличников и мало двоечников, где есть медалисты и высок процент поступивших в ВУЗы. Можно провести срез знаний и выяснить всё на этот счёт. Можно устроить олимпиаду или интеллектуальный марафон и возрадоваться, каких умников мы готовим! Но где те тесты, которые могут измерить уровень гуманности, человечности, чувство сострадания, любви к родителям и уважения старших?

Неужели вы забыли, что двоечнику и прогульщику мы не можем простить именно соответствующего отношения к нашему предмету, который, честно говоря (и мы сами это прекрасно понимаем!), нужен им гораздо меньше другого, более главного - добродушия, сердечности, гостеприимности и т.п. Но зато молимся на отличника, который не скрывает своего гнилого нутра. Как сказала одна выпускница: «Мне бы только получить медаль, а потом я им скажу всё, что о них думаю!»

Потому-то и не берут «глупые» классы учителя, что понимают - их потом затравят сверху понуканиями: «Вы нам портите всю картину успеваемости, надо работать с родителями, чтобы надавили как следует на своих детей и заставили их выучить домашнее задание». И ведь никому не будешь доказывать, что и трудных детей нужно возить в театры, водить в походы и на выставки, приучать к общечеловеческим ценностям. Нет, на первое место должна быть поставлена учёба. «Мы, конечно, понимаем ваше стремление приобщить их к прекрасному, но всё-таки главное - это знания, для этого и нужна школа. А воспитанием пусть займутся родители. И потом, не можем же мы допустить ни на миг, что ученик может не знать теоремы Пифагора, пусть это самый добрый и ласковый ребёнок».

Как-то помнится психологи у нас проводили круглый стол. Изучался уровень воспитанности. Было проведено тестирование среди параллели девятых классов и подведены итоги опроса среди учителей. Так вот, что меня поразило: педагоги считали воспитанным преимущественно того, кто... хорошо занимался по их предмету. И ему прощали даже где-то оброненное матерное словечко, курение в туалете, убегание с мероприятий по уборке школы и т.д. И сам термин «воспитанность» постепенно стал подменяться термином «успеваемость». Так что же получается? При всех лозунгах мы остаёмся всё теми же грымзами-училками?

Очевидно, плановость и стремление к соцсоревнованиям сыграли с нами коварную шутку. Потому-то и приходят к нам багровые от устроенных там, наверху, разносов наши директора и принимаются чистить нас с вами - почему в школе столько двоечников, из-за чего к нам не идут умные дети, предпочитая профильные лицеи и гимназии, что мешает иметь победителей олимпиад (как в тех же гимназиях) и так далее.

И неприлично неуместной и глупой звучит вслух реплика о том, что мы не должны всего себя вкладывать в сравнение умных и глупых, одарённых и бездарей, талантливых и без такового. И что школа тогда будет вспоминаться с благодарностью, когда даст не только знания, а то, ради чего во все века и годы превозносилось высокое звание Учителя - формирование правильного мировоззрения, доброту и любовь.

Вадим МЕЛЕШКО