Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия

 

...А мне нравится философствовать! Ведь именно тогда и находишь общие закономерности, приводишь в единую систему разрозненные доселе обрывки мыслей. Случается, удается сотворить и вовсе нечто необычное - например, связать воедино мировоззрения атеиста и убеждения верующего, установить закономерности между мироощущением рядового учителя и логикой енота-полоскуна... На то и мозги человеку, чтобы думать, творить в мыслях хрустальные замки и... разрушать их - тоже в мыслях.

Вот уже который год пытаюсь убедить коллег, что биология - наука гуманитарная. Точнее выразиться - ее легче воспринимать человеку с гуманитарным складом ума. (Кто не согласен - приглашаю на дискуссию. Пофилософствуем!). Об этом и пойдет речь. И не только об этом. А сейчас постараюсь изложить свое видение учителя. Таким, каким я его представляю в собственном варианте. И пытаюсь воссоздать - насколько это возможно.

Но довольно громких слов. Ближе к делу.

 

Часть Первая.

ФИЛОСОФИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ.

Не существует лишних знаний. Это я заявляю ответственно, как учитель и человек. Все, что я где-то когда-то видел, слышал, читал, ощущал, может быть использовано в процессе обучения. (Может - но не значит, что обязательно должно). Иногда кажется: к чему все то, чему я знаю - особенности ботанической таксономии, латино-греческой терминологии, античной мифологии, гомеопатии... Разве это сейчас кого-нибудь может заинтересовать?!! Кому нужны мои знания по синонимии высших растений? На фоне «Prodigy», «Ляписа Трубецкого» , клея «Момента»? Но это до поры до времени. Обязательно найдется повод очень кстати вставить какой-нибудь пример, который гармонично завершит только что созданную картину. Допустим, проходим мы тему «Влияние на организм внешних воздействий». И речь идет о СВЧ-излучении. Ну как тут не вспомнить недавно услышанный по радио совет специалиста обязательно, не реже, чем раз в год обследовать свою микроволновку на предмет утечки излучения. И тут же - информацию о своей армейской службе, когда пришлось работать на тропосферной радиостанции, с диапазоном в миллиарды герц.

Ругала меня мама в школьные годы: «Читаешь много, но совершенно бессистемно. Ну как можно взять в библиотеке «Айвенго», «Письма с Земли», «В дрейфе», и подшивку «Науки и жизни»? Взял бы того же Скотта - собрание сочинений. Или Чехова...»

Но сейчас чуть ли не к каждому уроку в багаже знаний есть пример из когда-то прочитанных книг. Такая же ситуация и с видеофильмами, песнями, мультфильмами. «Ребята, помните замечательный отечественный мультфильм «Крылья, ноги, хвосты»? С точки зрения происхождения птиц, что вы скажите об увиденном?»

Или же: «Вот вспомните нашумевший триллер «Годзилла». Давайте с научной точки зрения, с позиции темы урока, критически оценим, могло ли чудовище из океана а)иметь такой огромный размер и так проворно перемещаться по суше; б) не иметь плавников, жабр.»

Не существует лишних умений. Если я играю на баяне, умею косить траву, отбивать косу (кстати, это единственное занятие, которое я действительно выполняю хорошо), жонглировать и т.п., то рано или поздно это обязательно нужно использовать в воспитательных целях. Но вовсе не значит, что на каждом уроке будет баян и песни. А ведь умения - дело наживное. Лишь бы было стремление.
На фоне этой идеи легко перейти и к следующему разделу –

 

Часть Вторая.

ФИЛОСОФИЯ ПРИНЦИПА «ЛЕЗЬ В ЧУЖИЕ САНИ».

Не подумайте чего наглого - я имею в виду межпредметные связи. Когда задают вопрос «с какими предметами вы осуществляете связи в процессе преподавания биологии», я не задумываясь могу сказать: «Со всеми!». И считаю, что это возможно не только у меня на уроках. Кое-кто резонно замечает, мол, зачем нам лезть в чужой огород, лучше уж свой образцово возделывать. Отговорки, скрывающие неуверенность в собственных силах. Ведь мы не учим физике и математике на зоологии, мы лишь проводим аналогии и проецируем проблему из одной области знаний в другую. При этом не грех и ошибиться - не энциклопедисты же в школе работают!
Как это может выглядеть?

+ Химия. «Рассмотрим химический состав костей... А вот соединение, имеющее такую формулу, воздействует на нервную систему так...»

+ Физика. «Рыба, имеющая плавательный пузырь, практически ничего не весит в водной среде, поэтому может достигать огромных размеров... При разгрызании ореха или крепкой кости животное старается переместить объект поближе к коренным зубам - используя правило рычага...»

+ Математика. «Допустим, вам предложили условия при приеме на работу: в первый день вы получаете копейку, во второй - в два раза больше, в третий - еще в два раза и так далее, до конца месяца. Откажетесь? Зря! Можете посчитать, во что вам обойдется этот дорогой отказ. А ведь бактерии удваиваются каждые 20 минут...»

+ Литература. «В романе «Поднятая целина» Дед Щукарь попытался накормить колхозников супом из лягушек, памятуя, что французы очень любят этих тварей... В повести «Роковые яйца» Булгаков довольно точно показал, к какой трагедии может привести неумение отличить куриные яйца от крокодильих, змеиных...»

+ География. Наши родные ласточки на зиму улетают к побережью Средиземного моря, где их в огромных количествах ловят итальянцы для своего рагу... Ромашка пахучая всего полтораста лет назад была занесена к нам из Северной Америки - впрочем, как и мелколепестник, элодея...»

+ Физкультура. «Обратите внимание на свой - или мой - бицепс: как вы думаете, какой вид спорта, какие физические упражнения нагружают именно эту мышцу?... Когда каратист отражает удары, это происходит практически не думая, как следствие тренировок, направленных на выработку условных рефлексов...»

+ Немецкий язык. «В поджелудочной железе есть островки клеток, вырабатывающих гормон (кстати, как по-немецки «остров»? Das Insel) инсулин - сравните латинское insula, остров...»

+ Музыка. «Чем длинней и толще струна, тем ниже звук - сравните с мужскими голосовыми связками и с размером мужской гортани, выпирающей наружу в виде кадыка - адамова яблока...»

+ Изобразительное искусство. «А сейчас в тетради мы изобразим строение зуба млекопитающего. Чтобы вам не было обидно, я буду рисовать на доске, заодно и показывать последовательность нанесения линий...»

+ Русский язык. «Учтите: в биологии уменьшительные суффиксы означают не просто оттенок качества, а совершенно новое понятие - яичко вовсе не есть маленькое яйцо, а листок и листочек тоже из разных опер...»

+ История. «В Античную эпоху очень дорого ценились ткани, окрашенные в пурпур, ведь для их окраски добывали огромное количество моллюсков рода Murex... Муций положил свою правую руку на огонь жертвенника и спокойно смотрел, как она обгорает - это ли не исторический пример, как можно руководить своими эмоциями, подавляя психикой защитные рефлексы организма...»

...И так далее. Если на уроке ботаники речь идет только о ботанике, вряд ли это будет выигрышный урок. Пусть даже он и разработан методистами высочайшего класса. Заинтриговать ученика, эмоционально зацепить его, раззадорить, а потом сказать: «Чем все это закончилось, вы сможете узнать, прочитав эту книгу... Запишите название и автора... Или посмотрите фильм... если он вам встретится... А когда будете смотреть тот фрагмент, обратите внимание на следующие детали...» - вот это класс! Особенно если проймет.

Если я не полезу в другой предмет, мне будет тесно в своем. Но для этого нужен подход, созданный следующей идеей –

 

Часть Третья.

ФИЛОСОФИЯ УДИВЛЕНИЯ.

С другим человеком неинтересно общаться: хоть он и выдающийся специалист в орнитологии или проктологии, кроме как о птицах или кишках от него ничего другого не услышишь. Педагоги грешат подобным. Их запросто можно узнать в общественном транспорте по громким разговорам на школьно-детскую тему. Хуже, когда предметники заводят свою волынку: физик про фотоны, математик про логарифмы, биолог про глистов... И обижаются, если их не слушают. А суть-то в следующем - во-первых, педагоги привыкли слушать себя, а во-вторых - им незнакомы и, следовательно, неинтересны разговоры про чужие проблемы. Вывод: нужно уметь беседовать на любую тему. И не казаться профаном. И другое: никогда нельзя стать интересным учителем, если ты интересен лишь своим предметом, то-есть с одной стороны. «Специалист подобен флюсу...». Но иногда этот флюс возникает у других, как реакция на вашу чрезмерную (и единственную) надоедливую компетентность в каком-либо вопросе.

Я пытаюсь удивить других. И себя. «Надо же, сколько лет работаем вместе, а этого от вас не ожидали! Молодец, нет слов» . Много ль ума надо, чтобы напившись на выпускном вечере удивить всех свих учеников способность спать лицом в салате и не реагировать на громкую музыку. Ты вот попробуй-ка при изучении опорно-двигательной системы встать в шпагат прямо посреди класса, попросив на оценку повторить любого из сидящих здесь же. Или не критикуя плохо поставленный детьми спектакль сыграть самому в следующем. Или спеть Gaudeamus перед всей школой, чтобы мороз по коже.

Очень важный момент: если из года в год я буду демонстрировать одни и те же «штучки», пытаться использовать избитые мною же приемы, это будет по меньшей мере неоригинально. И ученики старших классов будут спрашивать, посмеиваясь, у младших: «Ну что, биолог-то уже рассказывал вам этот анекдот? А на одной ноге 15 раз приседал? Ну ничего, ждите!». Поэтому приходится каждый раз искать что-то новенькое, оригинальное.

На этом зиждется идея подражания авторитету, когда ты стремишься стать примером для других. В самом-то деле, с кого еще ребенку брать пример, как не с родителей, учителей, киногероев - тех, кого он видит чаще всего. «Помните песню - «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен, а в компании - не скушен, и к тому же чтобы он и красив был и умен»? Так вот, я лишь цветы не дарю. И то потому, что биолог, а цветы - это мертвые особи, трупы растительных организмов» . Подросткам нравится быть экстравагантными, не похожими на других. Так ведь и карты в руки! Ребята, дорогие, девчата, милые, если вы будете курить с пятого класса и выпивать с седьмого, то это по меньшей мере неоригинально - так делает слишком много ваших сверстников! А вот если вы станете не как все, - хотя бы в этом плане, - то вот это первый класс! Это раньше было модно - сигарета в губах, запах дорогого вина. Теперь мода другая - спортивный стиль, здоровый образ жизни.
Желание выглядеть как все, не привлекать к себе лишнего внимания - вот она, основа для серости и однообразия!

Удивляя и удивляясь жить гораздо интересней. Однако для такой жизни нужны стимулы. И это

 

Часть четвертая.

ФИЛОСОФИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Как утверждает экстрасенсорика, чем больше лишений и унижений терпит наше бренное тело, тем крепче становится душа. Но это при условии, что все эти невзгоды мы встречаем смиренно, с полным пониманием их как испытаний, данных нам с целью не поколебать свои убеждения ни в какой ситуации.

Я удивляюсь, насколько работа в школе напоминает специально созданные условия для тренировки своего внутреннего «Я». Прямо полигон для испытания крепости духа. Беда только, что педагоги воспринимают это как-то не так. Все ноют, ругают всех и вся, грозятся уйти, и что еще хуже - занимаются самобичеванием.

Но начать преодоление можно еще задолго до начала уроков.

... «Я смогу, я обязательно смогу. Как же другие-то?..» Время 5.30 (утра, естественно). Cначала коротенькая разминка - покрутить руками, головой, повращать туловище, словом - согнать с себя сон. Затем... сто раз отжаться. Кто знает, как правильно отжиматься (спина прямая, коснуться грудью пола, руки полностью выпрямляются), тот меня поймет. Потом стоя подъем рук через стороны - с гантелями (30 раз). И подъем двадцатикилограммовой гири обеими руками (30 раз).

Затем первый раз посадка в шпагат (ох и тяжко после ночи рвать связки!); ноги в стороны, тело прямое. После этого... отжаться еще сто раз. Пот, срывающееся дыхание, дрожь в ногах, свинцовые трицепсы. Затем лечь на спину, на грудь - все ту же гирю. И подъем туловища сгибанием в поясе (30 раз). Это чтобы грыжи не было. После этого, не вставая, подъем гири прямыми руками над собой из-за головы (30 раз). Снова на шпагат, расслабиться. Еще раз гантель, гиря снизу вверх, шпагат, подъем туловища с гирей... И сто раз присесть, руки вытянуты. Теперь - ледяной душ. ...Очень трудно в этот момент желать всем людям счастья, здоровья, любви. Хочется орать, ругаться. Но это второе преодоление.

Теперь мне не страшны никакие уроки. Физические нагрузки снимают стресс и психологическое напряжение. И наоборот. А все-таки 6-7 уроков ежедневно - тоже преодоление №3. Сразу после уроков - на электричку, в Москву, с вокзала на вокзал, и в Мытищи, точнее - в Перловку, в родной Московский Педагогический Университет (бывший МОПИ им. Крупской). Никто не заставляет, это только моя инициатива. Но вот уже седьмой год мотаюсь в МПУ, чтобы проводить занятия со студентами по Основам Латино-Греческой Терминологии, предмету, который создал и пробил сам. И это преодоление №4. (Кстати, перед сном - снова ледяной душ.)

А на другой день опять зарядка. И снова уроки. И время от времени испытания №5, 6, 7... Тот, кто уверяет других, что ежедневно спешит в школу, как на праздник, а потом накак не может уйти домой, прикипев к ней душой, тот или лицемерно лжет, или имеет в виду нечто совсем другое, нежели все нормальные люди. Тот опасный человек, и не дай бог он станет педагогом-руководителем, чем выше рангом, тем опасней.

Самое трудное - любить от чистого сердца всех людей, не взирая на их отношение к тебе, любить бескорыстно и чисто. И друзей, и врагов, и двоечников, и хамов, и наркоманов, и отличников, потихоньку выцарапывающих на парте матерное слово. Вас коробит это? А ведь это тоже преодоление - посмотреть правде в глаза, отбросить миф о детской чистоте и непорочности. Дети стоят ближе к природе, ближе к животному началу. Отсюда их животные инстинкты - подчинение сильному, забивание слабого, неосознанная жестокость и эгоизм. Это надо воспринимать трезво. И трезво знать, что воспитание сводится не к лозунгу «назад, к природе», а в удалении от природы, от ее животно-инстинктивного проявления.

Медленно и терпеливо приходится внушать детям, что в природе - так, а в обществе - должно быть по-другому, если мы хотим остаться людьми. Что в природе пожирают пищу рыча и чавкая, а в культурном обществе - отрезая определенным ножичком маленькие кусочки и отправляя их в рот особой вилочкой. Что птицы сами выбрасывают недосиженных и слабых птенцов из гнезда; звери не помогают инвалидам от рождения, растения затеняют и не дают развиваться росткам, возникшим из собственных семян... Очень трудно преодолеть устоявшиеся представления о «венце природы и о его святых детях». В этом мне очень помогла книга С.Н.Лазарева «Диагностика кармы». Скажете - ересь, мерзость; нет, чтобы Библию почитать. Я убежденный атеист, но именно эта книга заставила меня по-другому взглянуть на само понятие веры и религии, понять многие моменты Писания.

Основное понятие этой книги - любовь. Если что-то мы поставили выше самой высокой любви - ЛЮБВИ К БОГУ (представляете, каково мне, атеисту соглашаться с этой теорией), то спасти нашу душу можно только оторвав от этой неверно сориентированной привязанности - оторвать неудачами, болезнями, трагедией, смертью. Выход - переориентация ценностей. И это самое главное ПРЕОДОЛЕНИЕ №?.

Раньше я очень переживал из-за школьных неудач. Провалил урок - винил себя и других (что, оказывается, одинаково опасно). Вступил в конфликт с учеником - то же. Теперь же я понимаю, что «ставил не на ту лошадь», слишком много брал на себя, возымел гордыню. А гордыню лечат... маканием в грязь, осмеянием и утратами. Всякие мелочные обиды - это тлен. И если мне не удастся победить в конкурсе, я восприму это как еще одно испытание - философски. Но очень обидно видеть и слышать, как в погоне за успехом плюют на все остальное. Особенно, если успех мелочный, а все остальное - это душа.

Из всего этого может выйти

 

Часть пятая.

ФИЛОСОФИЯ ПРОРЫВА.

Можете рассматривать ее как вариант части первой, второй, четвертой. Увы, как показывают многочисленные исследования, учитель живет только пока живы его ученики. То-есть, в их непосредственной памяти. Другими словами, если у моей мамы был отличный учитель, то память о нем она сохранит до конца. Но для меня это всего лишь кто-то, несомненно, очень хороший, но на него я не могу, не хочу и не имею права ссылаться. Вторую жизнь получили те, кто свои мысли, разработки, идеи воплотил в «невырубленное топором» - печатные издания. Уверен, во времена Коменского и до него были не менее талантливые педагоги, но они тихо мирно работали где-то в глубинке до самой смерти, не оставили ни одной строчки научного наследства, и ушли в небытие. И память о них некоторое время держалась в сердцах людей, тоже сгинувших бесследно. Правда, могут возразить, мол, Сократ ничего не написал сам, а получил всемирную известность. Но кабы не его выдающиеся ученики - Ксенофонт, Платон, - которые все-таки писали...

Предвижу скептицизм: это попахивает тщеславием и карьеризмом, все той же гордыней.

Да, я хочу печататься, хочу сам писать книги и учебники, а так же помогать другим делать это. Более того - я могу это. Когда однажды мне попалась книга о лекарственных растениях в ветеринарии, Белорусского издательства, в которой я нашел 154 (!) ошибки в русском и латинском написании названий растений, совесть не позволила послать рекламацию на книгу. Мало ли, авторы - кандидат и доктор наук, им лучше знать. Но спустя несколько лет довелось редактировать терминологическую часть другой книги. И тогда я написал все о найденных погрешностях. И автор, Афонькин Сергей Юрьевич, кандидат биологических наук из Ленинграда, предложил соавторство. Думаю, книга вряд ли от этого проиграла. Затем было предложение Благодарного Виталия Владимировича, кандидата физических наук из Борисоглебска. Потом - Крылатова Юрия Давидовича, кандидата педагогических наук из Москвы. Помогал редактировать латино-греческую часть Словаря общебиологических терминов академика Реймерса...

Если я вижу неточность и могу ее исправить, если я могу предложить что-то лучшее, свое - то наверное не совсем правильно скромно потупившись сидеть и молчать, глядя как в свет выходят все новые и новые тяжелые ляпы. По которым, кстати, детей учат.

Из школьной рутины (пусть вас вновь покоробит этот оборот, это действительно так) очень тяжело вырваться. И чем больше нагрузка, тем труднее. Наверное, поэтому увеличение нагрузки - это тупик. Не хватает времени - значит, нельзя выразить себя на бумаге. А сколько прекрасных педагогов сейчас раздавлены 45-ю часами, после которых не хочется думать не только о будущем, но и о настоящем. И они так и унесут с собой все находки, разработки, идеи - в могилу. А напечатается посредственность. Которую я постараюсь скорректировать и улучшить как могу.

Скажете: «Если учитель работает с огоньком, творчески подходит к своему делу, то никакой рутины быть не может. Зажигает только тот, кто сам горит!». Опять максимализм! Да, среди нашего брата много и таких, с творческим шилом в одном месте (в душе, конечно). Но разве все такие?!! И разве должны все быть такими? Не удавятся ли наши бедные ученики от такого прессинга? Основная масса педагогов - нормальные люди, не страдающие избытком энергии. Не всем же быть холериками и сангвиникам, каково же флегматикам и меланхоликам?

Прорыв - это и изменение в сознании, желаниях и стремлениях. Одно дело - воспитать ученика, другое - учителя. Или - будущего учителя, то-есть, студента. С этой целью я вышел на университет. И с той же целью хочу выйти на уровень МИПКРО. (В этом году не удалось лишь из-за того, что смиренно позволил себе взять школьную нагрузку в две ставки). Но это дело времени.

Прорыв - это желание нового, неизведанного. Например - попытка использовать компьютер в обучении биологии, получении новой информации. Или разработка новой концепции оформления кабинетов (не только биологии).
Короче, «танцуй, пока молодой». Но это может иметь еще и более глубинные корни –

 

Часть Шестая.

ФИЛОСОФИЯ ПОЛА. И ПОТОЛКА.

Как утверждает профессор Геодакян, в природе разделение особей на мужской и женский пол не является высшей задумкой и прихотью Творца, а есть результат очень мудрой стратегии. Один из организмов отвечает за вынашивание, рождение новой жизни, поэтому его нужно защитить как можно лучше. Например, широкой нормой реакции - способностью приспосабливаться к самому обширному спектру внешних воздействий. Они держатся в тылу, выжидают, куда ветер подует. И это нормально. Хотя в принципе, они способны выдержать любое воздействие среды. Другой же организм, лишенный такой способности, избирает другую стратегию - или изменить окружающие условия, подогнать их под собственную норму реакции. Или погибнуть в неравной схватке. А с оставшимися в живых первые особи дадут полноценное потомство.

Теория очень интересная. В частности, там объясняется, что именно исходя из этой стратегии сначала в ходе эволюции начинают изменяться особи мужского пола, а затем только, словно погодя и присмотревшись, приведет ли это к чему-нибудь путному, - женского. Поэтому половой диморфизм (внешние различия между особями М и Ж) - это показатель эволюционный критерий. И чем он больше, тем активнее идет эволюция. И потому в условиях стабильных половой диморфизм не выражен, а в суровых условиях выживания - четко заметен.

Итак, если спроецировать эту теорию на нашу практику, то получается очень интересная вещь:

во-первых, мужчин в школе совершенно справедливо меньше, потому что они, не в силах что-то изменить, и не в состоянии приспособиться (как женщины), уходят в другие места - или из жизни;

во-вторых, мужчины поэтому и более изобретательны - а как же иначе, ведь выживать-то надо; потому мужчины - это проявители, а женщины - закрепители, одни завоевывают, открывают, другие - осваивают, обживают;

в-третьих, женщины-руководители за редким исключением как руководители хороши только в мирное время, в условиях стабильности, а вот в экстремальных ситуациях кризиса руководить должны мужчины. Причем, если они при этом часто меняются, так это естественно. Ведь рано или поздно придет СПАСИТЕЛЬ (заметьте, мужского пола) - один единственно правильный и нужный на этом этапе.
Такие вот пироги, господа женщины. Так воздадим же хвалу тем мужчинам, которые сейчас работают в школе - это именно они, это их дело. Их выбор.

 

Часть Седьмая.

РАЗНОЕ

Учитель - тоже человек. Странное дело, все вокруг только об этом и говорят. Но тут же почему-то уводят разговоры в сторону, рисуя какой-то нереальный и возвышенный образ педагога, который работает не за деньги, а во имя высшей цели, готовый отдать здоровье и жизнь воспитанию в детях вечных ценностей, о которых опять же далеко не каждый учитель имеет представление.

Все это так, но... Однажды наш высший педагогический руководитель бросил фразу, что он доволен и счастлив работать именно с этими педагогическими кадрами, ибо других нам не дано. Слезу прошибло от патетики, но товарищи, господа, посмотрите правде в глаза: сколько в школах, где вы работали и работаете настоящих Учителей с большой буквы? И сколько посредственностей?

Наверное я сказал бы по-другому: «Я люблю вас всех, со всеми вашими недостатками, ведь идеальных учителей нет и быть не может. Но я сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь вам стать еще лучше».

 

POSTSCRIPTUM. Бойтесь людей, на все имеющих готовые решения: это признак опасного заблуждения, или глубоко скрытого особого мнения (себе на уме) плюс показной самоуверенности - «я говорю то, что вы от меня хотите услышать». И если конкурсант стремится показать себя как человека, которому все ясно и понятно, у которого не возникает сомнений в себе, детях, школе, системе, то так быть не может.

Да, учитель - человек, а человек - сплошное противоречие. И если от учителя ждут четких и ясных ответов на все вопросы, если на него возлагают надежды, как на истину в последней инстанции, то зря это все. Не тот педагог, кто ни разу в жизни не усомнился в выбранном пути, а тот, кто усомнившися нашел-таки силы продолжать идти по этому пути. И не потому, что больше идти некуда, а из высших соображений.

Педагоги - не святые. Хотя... они имеют оччень большие возможности и условия для этого. Не хватает лишь идеи. Но идеолог из меня не ахти. Одно дело - жить самому по созданной философии, другое - советовать другим делать то же, и совсем иное - сделать так, чтобы другие сами последовали за тобой.

Вадим Мелешко