А как у вас проходит педсовет?

Педсовет

Многие жалуются, будто педсоветы у них в школах проходят кое-как, изобилуют ссорами и выяснением отношений, а в конечном итоге всё заканчивается пустой болтовнёй. У одних администрация очень любит подобные мероприятия, которые в итоги могут затянуться на несколько часов. У других же наоборот: и директор, и завуч более чем люди, поэтому повестка педсовета всегда предельно кратка и занимает не более часа. Красота!

Не могу ни пожаловаться, ни похвастаться чем-то сногсшибательным этом плане. Но только каждый раз, когда у нас проходит очередной педсовет, восхищаюсь, насколько необычным предстают на нём мои коллеги. Неизменно несколько человек готовят расширенные сообщения по той или иной теме. Обычно это касается вопросов внедрения новых технологий, необычных методик и оригинальных подходов к обучению и воспитанию детей, а также форме работы с родителями. Всяк со стороны (обычно - из РУНО), посетивший эти рядовые в общем-то для нас часы педагогического ликбеза, поражается, насколько хорошо у нас поставлен этот вопрос. И насколько насыщенны и содержательны наши педагогические советы.

И всё бы хорошо, только...

Вот одна дама излагает основы педагогики сотрудничества. Оказывается, довольно интересная это вещь! Но про себя я отмечаю: надо же, она так хорошо всё говорит, но ведь у самой каждую четверть скандалы с родителями и конфликты с учениками по поводу оценок. Какое уж тут сотрудничество!

Другой подробно рассказывает об особенностях травмированной психики больных детей и о тонкостях надомного обучения. А ведь буквально неделю назад он сам же лично говорил совсем другое: «Люблю работать с надомниками! Щадящий режим - очень гуманно. Дашь ему параграф на дом, а потом слушаешь как по писанному. Не понял - ну что же, и с него, и с тебя спрос невелик. Можно вообще часть параграфов выкинуть. Ведь ясно же, что человеку много не надо. Поэтому и выбор оценок небольшой: знаешь - четыре, не знаешь - три. Двойки ставить нельзя. Но и пятёрки - тоже, ведь надомное обучение всегда ущербнее школьного».

Третья настолько красочно описывает свою работу в начальной школе и поразительные успехи питомцев, что невольно задумываешься: и где же эти прославленные вундеркинды в средней школе? Что-то в пятых классах я их не видел.

А можно было бы поднять вполне рядовые проблемы, поговорить о стандартных подходах к оцениванию знаний и умений. Ведь требования в этой сфере нашей деятельности очень сильно рознятся. Или поставить вопрос о нормах поведения учителей при учениках. Потому что когда я не разрешаю детям сидеть на столах и подоконниках по вполне понятным причинам, а после этого захожу в кабинет и вижу классного руководителя, свесившего ножки со столешницы, в окружении своих питомцев что я могу после этого с них требовать? Или наконец-то установить общие нормы ведения тетрадей по всем предметам. А то один требует, чтобы в тетради по его предмету обязательно были поля, причём, двухсантиметровые, другой же смотрит на это сквозь пальцы, разрешая расписывать обложку всякими гадостями.

Это общие проблемы и обсуждать их надо всем вместе. И не раз. Но вы же знаете, что подобные вопросы сразу же столкнутся с яркой индивидуальностью педагогов в худшем её проявлении. И неминуемо - споры, базары и пустая болтовня, когда все хотят говорить, но никто не хочет слушать.

Получается, что лучше уж держать коллектив в кулаке, предлагая ему утверждённое меню и расписывая интересы масс по графику, чем трогать опасные и запретные темы. Значит, всё это для нашего же блага. И услышанные доклады - одна из форм педагогических проповедей, причём, в роли проповедника по-очереди предстоит выступить каждому, внушая светлые идеи другим и себе в том числе.
Вот уж воистину неисповедимы пути господни!

Вадим МЕЛЕШКО