Эссе "Что такое "хорошая школа"?"
Эссе "Что такое "хорошая школа"?"
Несколько лет назад я прочитала притчу швейцарского педагога А. Ферьера о том, как люди создали школу по научению дьявола:
«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде.
...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать ипритворяться.
...И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья, и здоровья. Пропали любовьи доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
...И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».
И тогда я задумалась: «А что же там вместо точек? А что же надо сделать, чтобы школа стала иной? Что такое «хорошая школа»?»
В древние времена люди верили: Земля потому надежна, что покоится на трех китах. Три кита – символ вечного, постоянного, прочного. Мне кажется, что «хорошая школа» – это школа, которая стоит на трех китах.
«Кит» первый. Самое главное в школе – экология духа и тела. Обратимся к истокам значения слова и обнаружим: «OIKOS» – «дом», «LOGOS» – учение. Учение о доме, в котором живем, доме, в котором учимся.Что же это, если не школа? Подсчитано: 12 тысяч часов проводит растущий человек на одних только уроках. Привыкли думать: школа должна давать знания. Но если она отнимает здоровье, то зачем эти знания?Отсюда первая забота, чтобы дети выросли духовно и телесно здоровыми. Снять любую угрозу: плохой свет – опасность для зрения, плохая столовая – опасность для желудка, плохая парта – опасность для позвоночника, учебные перегрузки – опасность для мозга, плохие отношения – опасность для личности.
«Кит» второй. Говорят, что корень учения горек. Я с этим не согласна. Школа – дом радости. Это возможно и это реально. Как говорил Джанни Родари, многое учится со слезами горькими и бесполезными, а могло бы быть выучено легко и со смехом. Юмор – хороший учитель, он снимает напряжение, рождает положительные эмоции, украшает жизнь. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Это девиз «хорошей школы». Процесс постижения нового должен быть привлекательным и сладким, принося радость приобщения к неведомым тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи. Каждый ребенок должен уходить с победой. Успех – самый лучший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: уверенность в собственных силах и самом себе. «Тот, кто победил самого себя, победит весь мир», – утверждали мудрецы. Человек рождается не для поражений, а для побед. Ребенок рождается для успеха!
«Кит» третий. Каждый ученик – личность, и поэтому для счастья на уроке одному нужна хорошая оценка, другому – интересное задание, а третьему – всего лишь добрый взгляд, поощрение, признание. Главное для учителя – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто хочет быть другим, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности», дать ученику средства для обретения самого себя, помочь раскрыть свои таланты. Ведь «роль школы и педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель).
Так значит, «хорошая школа» – это та школа, обучение в которой строится на следующих педагогических аксиомах:
- Если хотим, чтобы ребенок стал умным и образованным, необходимо прежде всего заботиться о его духовном и телесном здоровье.
- Если хотим, чтобы ребенок любил учиться, надо
сделать учение веселым и радостным. - Если хотим, чтобы ребенок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.
Другими словами, «хорошая школа» – это тот «островок радости», на котором учителя и ученики испытывают счастье от общения друг с другом.