«ЛОГОС» - образовательный комплекс (функциональная учебная доска)

 

  

             Организация образовательной деятельности в детском саду предусматривает различные виды деятельности детей, в том числе ежедневные занятия с группой или подгруппой детей по всем разделам программы обучения и воспитания в детском саду.

             При организации занятий с детьми воспитатель должен обеспечить соблюдение особенностей восприятия дошкольников:

  1. Использовать наглядные пособия разнообразного вида (плоскостные, объемные), размещая их в зоне зрительного восприятия ребенка.
  2. Использовать множество различных наглядных пособий, меняя их в течение короткого времени (размещать в доступной рабочей зоне)
  3. Осуществлять показ действия (приемы отсчитывания предметов, рисование различных изображений и т.п.)
  4. Предоставить возможность ребенку манипулировать с наглядным материалом (перемещать его по горизонтальной и вертикальной плоскости, добавлять или убавлять, рассматривать предмет и его детали, наносить изображения на плоскости и т.п.)  

 

Таким образом, учебная зона должна быть рационально оборудована. В качестве готовых образцов можно приобрести интерактивную доску, мольберт, школьную ученическую доску, тумбы и стеллажи, технические средства обучения. Но цельных комплексов мы среди предложений не обнаружили. Поэтому спроектирован и изготовлен по нашему заказу учебный комплекс «Логос» (Приложение: видеофильм и фотографии). В основе комплекса стеллаж 1700 ͯ 1480 ͯ 230мм, изготовленный из современных материалов, применяемых в мебельном производстве для детей, который состоит:

  1. Тумба 2-х секционная 500 ͯ 1480 ͯ 230мм, с полочками 736 ͯ 225мм, на ножках с закрывающимися дверцами. Предназначена для хранения учебных пособий.
  2. Дверцы одной из секций являются держателем полукруглого раскладного стола 780 ͯ 350мм   – для демонстрации действий с предметами, размещения учебных пособий и материалов к занятию.
  3. Под тумбами размещается выдвижная скамья 1400 ͯ 225 ͯ 200 мм, для подъема ребенка со страховкой воспитателя на высоту при выполнении манипуляций с предметами в верхней части комплекса.
  4. Доска учебная односторонняя  730 ͯ 1000 мм, двусторонняя, трехсторонняя для письма мелом, маркерами, крепления на магнитные держатели.
  5. Демонстрационное полотно – трансформер: подвижные полочки 780 ͯ 180 мм.: при положении полочек горизонтально – это вариант счетной лесенки (для выставления объемных предметов), при положении полочек вертикально – это вариант наборного полотна (для выставления плоских  материалов).
  6. Боковая часть комплекса оборудована открытыми полочками, для размещения учебных пособий и материалов.
  7. Верхняя часть: размещается источник дополнительного освещения, полка-ниша для хранения предметов, которые не должны быть доступны детям, устанавливаются средства технического обучения.
  8. Дополнительно комплекс комплектуется по потребности педагога шторами, кронштейнами с крючками, прищепками и т.п.
  9. Ниша за учебной доской может быть использована для хранения картин и иных крупных пособий, при применении надежных средств крепления доски в положении открывания – закрывания.

 

Учебный комплекс «Логос» не требует специального обучения для работы с ним, он прост в применении, его можно подвергать всем видам гигиенической обработки. Приспособлен для использования в работе демонстрационного материала всех видов: фабричного и самодельного производства, принятых в методике дошкольного образования размеров и типичных материалов. Представляемый вид комплекса – основа, которая может быть изменена, уменьшена или увеличена, дополнена по желанию потребителя. Возможности комплекса многообразны и способствуют проявлению творческой инициативы педагогов в части эксплуатации комплекса, поэтому целесообразно раз в год или чаще организовывать практические занятия на темы:

  • Использование ОК «Логос» в практике работы с детьми дошкольного возраста в различных возрастных группах
  • Материалы и оборудование для организации занятий по РЭМП с использованием ОК «Логос»
  • Материалы и оборудование для организации занятий по развитию речи с использованием ОК «Логос»
  • Материалы и оборудование для организации занятий по ИЗО с использованием ОК «Логос»
  • Технические средства обучение и ОК «Логос»

 

При работе с комплексом воспитатель обязан изучить и соблюдать инструкцию:

  1. Проверить надежность крепления всего комплекса к стене и его отдельных деталей между собой.
  2. Соблюдать инструкции эксплуатации средств технического обучения.
  3. При пользовании левой секцией тумбы, соблюдать осторожность, предупреждая самопроизвольное падение столешницы.
  4. При подъеме – спуске столешницы быть внимательным, не поручать выполнение этой операции детям.
  5. При пользовании  наборным полотном детьми – столешницу опустить.
  6. При повороте полочек наборного полотна – осмотреть, нет ли препятствий для движения полочки.
  7.  При работе ребенка на скамье – осуществлять страховку от падения.
  8. Не размещать и не использовать в работе колющие, режущие, предметы, тяжелые предметы (могущие упасть с высоты), опасные для здоровья жидкости, мелкие предметы и т.п.   

 

Комплекс был сконструирован в 1990 году и состоял только из наборного полотна  и доски, педагоги активно пользовались самоделкой. Недостатки эксплуатации удалось устранить в 2008 году, во время капитального ремонта детского сада по заданию автора комплекса Яруллиной Е.Х., разработку технической документации выполнила дизайнер ООО «Транслес» Киреева Л.М. Комплекс изготовлен и установлен в каждой дошкольной группе, активно эксплуатируется, за два года замечаний и недостатков не выявлено.

Воспитатели отмечают следующие достоинства удобного комплекса:

  • Функциональность
  • Мобильность
  • Легкость трансформаций
  • Высокая рабочая плотность
  • Компактность
  • Современность дизайна

 

Отмеченные  качества экономят рабочее время воспитателя, повышают рабочую плотность занятия, активизируют зрительный, тактильный анализаторы ребенка, снижают физиологическую и психологическую нагрузку ребенка. Самый большой  недостаток комплекса – высокая цена, так как изготавливается малой партией. Однако, коллеги из других образовательных учреждений с интересом присматриваются к комплексу и запрашивают данные об изготовителе с намерением приобрести подобные конструкции для себя.

Таким образом, «Логос» имеет перспективу возбуждения интереса со стороны потребителя. Появилось бы доступное предложение.