Моя педагогическая философия

Свириденко Ольга Владимировна

 

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»

        Направление 3. «Педагогический опыт».

ФГОС, компетентностно-ориентированное образование, универсальные учебные действия, фундаментальное ядро образования…

Уважаемые коллеги, отвлекитесь  от умных мыслей. Давайте с Вами поиграем в «Ассоциации». 

Я начинаю: «Солнце».

 Думаю, Вы продолжите так: лето, тепло, пляж, море, звезда, …. 

Вот другое начало – «Жизнь».

 Вариантов, чувствую, предложите множество: любовь, дети, воздух, дорога, свобода, река. Мне ближе ассоциация – река. Река как жизнь, бежит, не стоит на

месте, то бурная, неспокойная, то тихая и умиротворённая.

Готовясь к конкурсу  «Учитель года»  нашла стихотворение.

Пред судьбой преклоняю колени,
Быть учителем - это прекрасно!
Все пройдет, не изведает тленья лишь любовь,

Над которой не властны

Ни года, ни беда, ни обида.
Все до времени скрыто, но верьте,
У учителя, только для вида,
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель...
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать званье "учитель".

А какую ассоциацию можно предложить к слову учитель?

Учитель… Для каждого из нас это, в первую очередь, человек, идущий вперёд и ведущий за собой людей, безраздельно доверяющих ему.

Учитель… Это человек, благодаря которому изменилась твоя жизнь. И это изменение произошло так незаметно, так естественно,  что порой тебе кажется: 

«Всего в этой жизни я  достиг сам,  падая и поднимаясь, ошибаясь и находя единственно правильное решение». И только достигнув поставленной цели,

оглядываясь на жизнь, понимаешь,  что ничего этого бы не было, если бы рядом не оказался твой учитель. У каждого человека в жизни есть свой такой учитель.

Мне судьба преподнесла подарок.  У меня были отличные учителя.  Низкий поклон, вам дорогие мои. Вечная память тем, кого с нами уже нет.

Кумирами в моей профессии стали учитель физики Пятницкий Георгий Дмитриевич и учитель математики Елисеева Ольга Алексеевна.

И закономерен тот факт, что окончив в 1988 году СГУ им. Н.Г. Чернышевского я вернулась в свою родную школу учителем физики.

 Мне - 23, моим ученикам – 15-17. Небольшая разница, и я их прекрасно понимаю.

        Шли годы…. Мы уже живем в другой стране, с иными реалиями, с другими  целями образования!

Сегодня основной вопрос образования Чему научится ученик за годы обучения в школе?

Компетентностно-деятельностный  подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности самостоятельно добывать и

использовать полученные знания. Важно, чтобы уже в школе ученик видел результаты своего труда – определенный образовательный продукт.

 Основная методическая  цель учителя - создание условий для проявления познавательной активности  учеников, организация целенаправленной учебной

деятельности обучающихся, в результате которой происходит формирование метапредметных  компетенций школьников.

Эту цель стремлюсь достигать следующими путями:

  •  Применение в своей педагогической практике принципов развивающего обучения на основе деятельностного подхода;
  • Основными  являются методы проблемного обучения, проектно-исследовательские методы, принципы обучение в сотрудничестве, ИКТ-технологии, и невозможно представить процесс становления личности без здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода, направленных на развитие личности ребенка: групповых и парных форм работы, новых методов оценивания результатов и др.
  •  Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.
  •  Направленность на усвоение теоретических знаний, СУД, поиск и построение обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, овладение общими принципами решения задач определенного класса.
  •  Ученик ставится в положение исследовател. Ведь для того, чтобы овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. Все правила, и законы выстраиваются ребенком собственноручно.
  •  Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.

Современные дети стали совсем другими, но …я их прекрасно понимаю, прежде всего, потому,  что у самой два сына – студента. 

 Что же сейчас, спустя 25 лет, может измениться в мечтах детей???

Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом, о чём мечтала я, идя долгой дорогой в школу. Любовь, доброта, искренность, внимание и

понимание – вот что нужно современному ученику, ведь он живёт в таком непростом и изменчивом мире.

       Для меня никогда не вставал вопрос ЧТО выбрать – обучение или воспитание? Я не забываю, что я не только учитель, я  -  всегда воспитатель.

У меня есть дело, а, значит, и цель. Я хочу учить так, чтобы у меня хотели учиться!

А увлечения, спросите вы. Последнее время увлеклась ИТ-технологиями и получаю большое удовольствие от работы и общения на интернет-порталах.  

 Мое хобби – участие в различных   конкурсах, тренингах, мастер-классах, конференциях. Люблю учиться, а через конкретную продуктивную деятельность, да

еще и успешно, вдвойне приятно.

                                 Я учитель, я школьник,

                                Я решаю задачи.   

                                У меня - то удачи,

                                То одни неудачи.

                                 Тех и этих отведав,

                                Я своё продолжаю.

                                Я не знаю ответов,

                                Я решаю, решаю.

        Испытать себя в конкурсе,  значит,  для меня ещё раз осмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность. Человек растет препятствиями!

        Каждый раз, входя в класс, я мысленно произношу свою педагогическую молитву: «У меня самые прекрасные ученики!». И, как бы слыша это, детские лица

светятся улыбкой, которая говорит, что они готовы вместе со мной творить, выдумывать, познавать мир.

        Мы, учителя, навечно вызваны к доске! И сдаём экзамен каждый день. Экзамен по доброте, справедливости, душевности и взаимопониманию. Ведь знания

сами по себе мало чего стоят, если они не пропущены через сердце.

        Я очень люблю свою работу и своих учеников. А они любят меня. И пока эта хрупкая взаимосвязь существует, - я знаю, для чего живу на этой Земле!

Мечты мои, удачи и победы,

Все то, с чем не расстанусь никогда

Не назову серьезным словом «кредо»,

Прекрасным словом назову - «судьба»

Как уместить к коротком слове «Кредо»

Все то, что детям хочется отдать?

Проблемы, радости и трудные победы

Коротким словом можно ли назвать?

Мое педагогическое кредо...

Мои устои, заповедь моя

Воспитывая, верить в Человека,

И, обучая, воспитать себя.

Наша с вами жизнь – это река. Но все вы знаете, что реки бывают разные. Одни бурные и холодные, прозрачные, как слеза,  другие спокойные,  томные,

манящие своей тайной. Есть реки широкие, раздольные и  щедрые, дарящие свою живительную влагу всему живому на земле, а есть скромные, незаметные,

отдающие свои воды другим, более могучим рекам. А причина такого многообразия рек одна -  исток у реки, где она берёт своё начало.

Поэтому и для человека очень важно, каким будет исток его реки,  кто будет рядом с ним в начале его пути во взрослую жизнь.

И как когда-то мои учителя взяли мою руку, сейчас я беру руку  ученика в свою  и говорю:

« Иди со мной и открывай все двери САМ, стремись не пропустить ни одной из них. И, главное, не бойся, потому что я буду рядом».

Теперь, дорогие коллеги, вам понятен смысл  моего ассоциативного ряда: «Жизнь – река – исток – учитель, русло – ученик…».

Продолжи его…

Презентация к статье по ссылке.

http://www.slideboom.com/presentations/755473/%D0%9C%D0%BE%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

Идет прием заявок на участие в фестивале методических идей «Пеликан» от АНО «ЦПИ «Ариадна»