Моя педагогическая философия
Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»
Направление 3. «Педагогический опыт».
ФГОС, компетентностно-ориентированное образование, универсальные учебные действия, фундаментальное ядро образования…
Уважаемые коллеги, отвлекитесь от умных мыслей. Давайте с Вами поиграем в «Ассоциации».
Я начинаю: «Солнце».
Думаю, Вы продолжите так: лето, тепло, пляж, море, звезда, ….
Вот другое начало – «Жизнь».
Вариантов, чувствую, предложите множество: любовь, дети, воздух, дорога, свобода, река. Мне ближе ассоциация – река. Река как жизнь, бежит, не стоит на
месте, то бурная, неспокойная, то тихая и умиротворённая.
Готовясь к конкурсу «Учитель года» нашла стихотворение.
Пред судьбой преклоняю колени,
Быть учителем - это прекрасно!
Все пройдет, не изведает тленья лишь любовь,
Над которой не властны
Ни года, ни беда, ни обида.
Все до времени скрыто, но верьте,
У учителя, только для вида,
Разделилось на четверти сердце.
Входит в класс не ценитель покоя,
Не заученных правил хранитель...
Только сердце, пылая любовью,
Может выстрадать званье "учитель".
А какую ассоциацию можно предложить к слову учитель?
Учитель… Для каждого из нас это, в первую очередь, человек, идущий вперёд и ведущий за собой людей, безраздельно доверяющих ему.
Учитель… Это человек, благодаря которому изменилась твоя жизнь. И это изменение произошло так незаметно, так естественно, что порой тебе кажется:
«Всего в этой жизни я достиг сам, падая и поднимаясь, ошибаясь и находя единственно правильное решение». И только достигнув поставленной цели,
оглядываясь на жизнь, понимаешь, что ничего этого бы не было, если бы рядом не оказался твой учитель. У каждого человека в жизни есть свой такой учитель.
Мне судьба преподнесла подарок. У меня были отличные учителя. Низкий поклон, вам дорогие мои. Вечная память тем, кого с нами уже нет.
Кумирами в моей профессии стали учитель физики Пятницкий Георгий Дмитриевич и учитель математики Елисеева Ольга Алексеевна.
И закономерен тот факт, что окончив в 1988 году СГУ им. Н.Г. Чернышевского я вернулась в свою родную школу учителем физики.
Мне - 23, моим ученикам – 15-17. Небольшая разница, и я их прекрасно понимаю.
Шли годы…. Мы уже живем в другой стране, с иными реалиями, с другими целями образования!
Сегодня основной вопрос образования Чему научится ученик за годы обучения в школе?
Компетентностно-деятельностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности самостоятельно добывать и
использовать полученные знания. Важно, чтобы уже в школе ученик видел результаты своего труда – определенный образовательный продукт.
Основная методическая цель учителя - создание условий для проявления познавательной активности учеников, организация целенаправленной учебной
деятельности обучающихся, в результате которой происходит формирование метапредметных компетенций школьников.
Эту цель стремлюсь достигать следующими путями:
- Применение в своей педагогической практике принципов развивающего обучения на основе деятельностного подхода;
- Основными являются методы проблемного обучения, проектно-исследовательские методы, принципы обучение в сотрудничестве, ИКТ-технологии, и невозможно представить процесс становления личности без здоровьесберегающих технологий и личностно-ориентированного подхода, направленных на развитие личности ребенка: групповых и парных форм работы, новых методов оценивания результатов и др.
- Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.
- Направленность на усвоение теоретических знаний, СУД, поиск и построение обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, овладение общими принципами решения задач определенного класса.
- Ученик ставится в положение исследовател. Ведь для того, чтобы овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. Все правила, и законы выстраиваются ребенком собственноручно.
- Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.
Современные дети стали совсем другими, но …я их прекрасно понимаю, прежде всего, потому, что у самой два сына – студента.
Что же сейчас, спустя 25 лет, может измениться в мечтах детей???
Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом, о чём мечтала я, идя долгой дорогой в школу. Любовь, доброта, искренность, внимание и
понимание – вот что нужно современному ученику, ведь он живёт в таком непростом и изменчивом мире.
Для меня никогда не вставал вопрос ЧТО выбрать – обучение или воспитание? Я не забываю, что я не только учитель, я - всегда воспитатель.
У меня есть дело, а, значит, и цель. Я хочу учить так, чтобы у меня хотели учиться!
А увлечения, спросите вы. Последнее время увлеклась ИТ-технологиями и получаю большое удовольствие от работы и общения на интернет-порталах.
Мое хобби – участие в различных конкурсах, тренингах, мастер-классах, конференциях. Люблю учиться, а через конкретную продуктивную деятельность, да
еще и успешно, вдвойне приятно.
Я учитель, я школьник,
Я решаю задачи.
У меня - то удачи,
То одни неудачи.
Тех и этих отведав,
Я своё продолжаю.
Я не знаю ответов,
Я решаю, решаю.
Испытать себя в конкурсе, значит, для меня ещё раз осмыслить и проанализировать свою педагогическую деятельность. Человек растет препятствиями!
Каждый раз, входя в класс, я мысленно произношу свою педагогическую молитву: «У меня самые прекрасные ученики!». И, как бы слыша это, детские лица
светятся улыбкой, которая говорит, что они готовы вместе со мной творить, выдумывать, познавать мир.
Мы, учителя, навечно вызваны к доске! И сдаём экзамен каждый день. Экзамен по доброте, справедливости, душевности и взаимопониманию. Ведь знания
сами по себе мало чего стоят, если они не пропущены через сердце.
Я очень люблю свою работу и своих учеников. А они любят меня. И пока эта хрупкая взаимосвязь существует, - я знаю, для чего живу на этой Земле!
Мечты мои, удачи и победы,
Все то, с чем не расстанусь никогда
Не назову серьезным словом «кредо»,
Прекрасным словом назову - «судьба»
Как уместить к коротком слове «Кредо»
Все то, что детям хочется отдать?
Проблемы, радости и трудные победы
Коротким словом можно ли назвать?
Мое педагогическое кредо...
Мои устои, заповедь моя
Воспитывая, верить в Человека,
И, обучая, воспитать себя.
Наша с вами жизнь – это река. Но все вы знаете, что реки бывают разные. Одни бурные и холодные, прозрачные, как слеза, другие спокойные, томные,
манящие своей тайной. Есть реки широкие, раздольные и щедрые, дарящие свою живительную влагу всему живому на земле, а есть скромные, незаметные,
отдающие свои воды другим, более могучим рекам. А причина такого многообразия рек одна - исток у реки, где она берёт своё начало.
Поэтому и для человека очень важно, каким будет исток его реки, кто будет рядом с ним в начале его пути во взрослую жизнь.
И как когда-то мои учителя взяли мою руку, сейчас я беру руку ученика в свою и говорю:
« Иди со мной и открывай все двери САМ, стремись не пропустить ни одной из них. И, главное, не бойся, потому что я буду рядом».
Теперь, дорогие коллеги, вам понятен смысл моего ассоциативного ряда: «Жизнь – река – исток – учитель, русло – ученик…».
Продолжи его…
Презентация к статье по ссылке.