Главные вкладки

    Моя педагогическая философия

    Гишева Нагмет Нурбиевна


             Что такое "философия" - понятно. В том, что такое "педагогическая философия", тоже нетрудно разобраться. Но что такое "моя педагогическая философия"… Вот тут-то надо все хорошенько обдумать, с какого бока подойти, чтобы все объяснить доступно, коротко.
                      Попытаюсь и я своими словами,  объяснить, в чем заключается моя педагогическая философия, а там уж не судите строго.
    Думаю, сначала надо разобраться в том, что такое основные составляющие педагогики. Это ученик  - объект, на которого направлено образование и воспитание; образование - это знания и умения, то, что должен получить ученик в процессе учебы; воспитание - это целенаправленное воздействие на ученика с целью создания его как высоконравственной личности; учитель - посредник между учеником и знаниями; урок - основная форма получения учеником знаний в школе. И школа - это не только здание и техническое оснащение, это весь школьный коллектив (ученики, учителя, родители).
              Кто такой ученик? Это прежде всего ребенок. Умный и не очень, послушный и не совсем, желающий учиться и ищущий любую причину, чтобы в школу не пойти. А учить надо всех: беленьких и черненьких, худеньких и толстеньких. Вот здесь приходит на помощь так называемый индивидуальный подход, который, конечно, не всегда срабатывает, но во многом помогает. Вот тут-то и мобилизуешь все свое не только обаяние, но умение убедить ребенка в том, что знания не только необходимы, а и полезны для будущей жизни. Еще надо доказать детям, что ученик не тот, кого учат, а тот, кто учится сам. Но с ними я полностью согласна.
    Что говорить, наверное, любой учитель, да и я в том числе, мечтает об учениках ответственных, самостоятельных, активных, интересующихся предметом, дисциплинированных. Но что же делать, если таких учеников в классе не так уж много? А не надо руки опускать. Терпение и труд все перетрут. И для подтверждения правильности этих слов можно привести сколько угодно примеров.
             Ученик пойдет за нами, если мы заинтересованы им. Найди в нем что-то необычное. Покажи ему и окружающим его необычность. Правильно сказал учитель-новатор Е.Ильин: "Когда в ребятах видишь не учеников, а людей, они сами становятся учениками". Больше внимания каждому ученику! Надо жить его проблемами, его интересами, его победами. Станем ему помощником, другом, не будем читать нудных нравоучений, пугать двойками и педсоветом, тогда и получим такого ученика, о котором мечтаем. А ученик получит то образование, те знания и умения, которые мы ему дадим. И учиться он будет с удовольствием, а не из-под палки. Это моя педагогическая философия.
    Конечно, образование необходимо любому человеку. Никто с этим не спорит. И наше образование когда-то было одним из лучших в мире. И я уверена в том, что оно еще достигнет небывалых высот. Ведь в России столько учителей, настоящих, умных , справедливых, душой болеющих за каждого ученика и за всю систему образования в целом. Надо только отдавать всего себя ради достижения такой благородной цели. И это моя педагогическая философия.
             Учитель… Это ведь начало всему. И я начиналась как учитель с учителя, самого моего первого, которому хотелось подражать, которого можно было слушать часами, раскрыв рот. Поступив в педучилище, встретила там замечательных учителей, они зажгли во мне тот свет, который и сейчас освещает всю мою жизнь. А педагоги моей школы, где я работаю вот уже 17 лет, научили меня быть учителем. Я люблю свою работу, просто люблю. Люблю детей, которых обучаю, отдаю им все, что знаю и умею сама. Продолжаю совершенствовать свои знания. А иначе нельзя. Какой же я тогда учитель, если сама не учусь. Это тоже моя педагогическая философия.
              Учитель не только обучает, но и воспитывает. А воспитанию в школе уделяется очень большое внимание. И я считаю, что воспитать в ученике настоящего человека даже важнее, чем дать блестящее образование. Это мое мнение, моя педагогическая философия. Поэтому много времени провожу со своими подопечными. Знаю о них практически все. Они доверяют мне свои тайны, иногда и поплачем вместе, чаще, конечно, радуемся. Чему? Да чему угодно: хорошей погоде, пятерке в дневнике, удачному ответу на уроке. Да мало ли чему можно просто радоваться. Надо учить видеть эту радость и красоту мира, учить сопереживать, не быть равнодушным созерцателем. И это моя педагогическая философия.
               Учитель всегда на работе, даже дома, когда вроде бы можно и отдохнуть. Но… ведь завтра опять уроки, на которых ты должна выложиться полностью, которые ты должна провести эмоционально, найти какую-то изюминку. Чтобы урок не стал "театром одного актера", надо четко распланировать время, распределить роли. Урок должен быть для ученика праздником, подарком. Это моя педагогическая философия.
              Большую часть своего времени дети проводят в школе. И она должна стать для ребенка если не вторым домом, так тем местом, где ребенку комфортно, спокойно, где он защищен от многих неприятностей, где его всегда поймут и помогут. Но в то же время нельзя допустить, чтобы ученик вырос тепличным растением, готовить его к взрослой жизни. Учителя, ученики и их родители должны стать одним целым, живым и развивающимся организмом, потому что мы все делаем общее дело, преследуем только одну цель - выпустить из школы образованного, нравственно чистого, настоящего гражданина своей Родины. Это моя педагогическая философия.
             Очень важным мне кажется  стиль отношений не только  с учениками, но и  с родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала,  что  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках,  создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Когда я вижу, как мои пятиклашки, пришедшие совсем недавно из начальной школы, не хотят уходить домой и делятся со мной своими тайнами, я начинаю верить, что всё получится, и я смогу  научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств.   Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
             Хочу закончить свои рассуждения такими словами.
    Тот, кто стал учителем, поймет, какое счастье быть полезным людям. Надо учить и воспитывать детей так, как велит долг учителя, гражданина, человека. И это  моя педагогическая философия.