ПРИШЕЛ РАБОТАТЬ В ШКОЛУ...

Чернышев Александр Юрьевич
15 сентября записал: "Ведь дал себе зарок больше не работать в бюджетной сфере, тем более возвращаться в школу. И вот, надо же, с 1 сентября по совместительству - учитель обществознания в 10-11 классах. Впервые после двадцати лет отсутствия в школе! Почти сотня ребят и девушек, старшеклассников,нацеленных на поступление в вуз и на ЕГЭ по моему предмету. Эх, раздолье! Кажется, я их уже всех люблю. Уже веду их на фестиваль документального кино "Флаэртиана".  Вот где потенциальные олимпиадники и стобалльники, а не только на одиночном репетиторстве!Столько работы! Уже записался на курсы повышения квалификации "без отрыва от производства" (ура, теперь бесплатные), готовлюсь к краевой учительской олимпиаде, "чтобы повышать рейтинг учебного заведения", зарегистрировался на городском сайте электронных портфолио. Пытаюсь что-то вбивать, раскопал какие-то сертификаты... Что это? Глупость? Азарт? Даже не знаю, сколько буду зарабатывать в итоге. Смешно... Но интересно, что получится".
А получилось все случайно. 29 августа позвонили из лицея, предложили часы и перевести своих детей к ним.  Это было предложение, от которого невозможно было отказаться. Дети - это слабое место...
 
 
6 ноября.
Самое приятное в работе: ощущение достижения нового качественного уровня.  У меня уже три собственых мини-группы из одиннадцатиклассников разных школ. И только четыре ученика, к которым езжу домой. В отличие от прошлых лет. Нагрузка достигла максимума уже в сентябре. Но мини-группы продолжу формировать.  Это путь к сокращению общей нагрузки, к более плавному ее распределению при увеличениии дохода. Сейчас у меня 36 уроков в неделю.  Это никуда не годится! Это халтура!
Арендую пока под часы офис для занятий в центре города. Мне как репетитору  приходилось учить в разных условиях. Однажды занимался на съемной квартире, на матрасе, лежащем на полу. Так и сидели напротив друг друга, по-турецки, учитель и ученица, и решали задания. А в офисе, что я арендую для групповых занятий, шесть столов, сведенных в центре вместе и образующих прямоугольник ,так что, сидя, я, наверно, не выделяюсь среди учеников, - можно смело работать по сингапурской методике, - а  вместо стен - перегородки, и слышна легкая музыка на этаже (это торговый центр).  Все неформально! И это классно. Словом, начинаю работать по принципу образовательного центра.  Подумываю объединиться с другими репетиторами, чтобы выйти на постоянную аренду. Уже на осенних каникулах провел два  интенсива, причем один выездной, в район. Такого осенью раньше тоже не было, только в конце учебного года.  Пока школьники отдыхали, завершил очередные курсы повышения квалификации.  Работа в лицее позволяет мне учиться бесплатно.  Стремлюсь воспользоваться всеми возможностями, открывшимися после прихода на часы в лицей. Включаюсь  в олимпиадное движение: стал председателем жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию. Сформировал лицейскую олимпиадную сборную.
 
 
10 ноября.
Я впал в уныние, взглянув в зарплатный квиток, когда увидел, что мои 10 уроков в неделю оплачиваются по некоей минимальной базовой части, а весь мой доход на 80% зависит от каких-то трех уроков в неделю в качестве дополнительных платных услуг, которых могло и не быть. Вспомнилось сразу: "Образование - не услуга, а служение и призвание". Ха-ха. Чтобы ИМЕТЬ ПРАВО заработать за ОДИН урок как "ЗА УСЛУГУ", я ДОЛЖЕН дать ДЕСЯТЬ уроков "ПО ПРИЗВАНИЮ"! Это что и есть Новая Система Оплаты Труда? И учителя под этим подписались? Я ушел от этого, чтобы СНОВА к этому вернуться? Тогда меня упорно заталкивают обратно в "теневую экономику", жить на самообеспечении. Я начинаю понимать, что моя мечта о 18 уроках в неделю при таком положении вещей  так и останется несбыточной.  Какая, к черту, аттестация, если цена урока в школе  изначально позорнейшая! Нельзя за уроки платить ничтожную "базовую часть", а "стимулирующие"  - за все остальное и  как получится. Чиновники, они же лицемеры: у них что "услуга", что "призвание" - просто по разной таксе. Нет, никогда не буду работать в системе образования.  Вместо школьного  набираю свой класс.
 
13 ноября
Вчера второй год подряд участвовал в учительской олимпиаде "Профи-Край". Олимпиады, несмотря на качество заданий, - это драйв! Особенно на разборе заданий после решения. Люблю схлестываться с составителями. Вот и на этот раз постфактум организатор подошла и признала мою правоту по одному из заданий. Мне это, правда, не помогло. На этот раз остался без победы. Даже в призеры не попал.  Каких-то двух баллов не хватило.  Но какой процесс волнительный!
Зато сегодня мои лицейские ученики писали муниципальную Всероссийской олимпиады школьников.  Сам не победил - верю, победят мои ученики! Передо мной лежат 17 работ. Сейчас буду проверять. Лепота...
Все время думаю о зарплате. Я разочарован. Предполагаю  в следующем году отказаться от платных услуг в лицее. Оставить 10  уроков от ставки. Я  потерю денег спокойно отобью на репетиторстве. Но сэкономлю время и на транспортных расходах.  В приоритете у меня - формирование собственных мини-групп. Лучше забирать весь сбор, чем зависеть от часовой оплаты. Это даст, наконец, общее сокращение нагрузки на уроки.  Конец халтуре! Боже, как перестать наконец торопиться?
А в лицее, если предложат продлить договор, работать ради "чистого" искусства, ради удобного расписания, не думая о "базовой части".  Только в  10-11 классах. Чтобы воочию видеть результат! Чтобы оттачивать методику урока. Отношения с учениками складываются пока неплохо. Хотя не все получается на уроках. Часто уроки превращаются в плохую копию репетиторских. Ох, накажет меня министр образования за "натаскивание" на ЕГЭ на уроке, ох, накажет! Необходимо овладевать всем многообразием методов обучения.  Самая большая сложность: распределение времени на уроке. Я понимаю: если урок не интересен мне, он не интересен ученику. При "поточном производстве" с погоней за часами это неизбежно.
 
14 ноября
В лицее я скорее добьюсь высоких результатов в профессиональной деятельности, чем на одиночном репетиторстве. Ведь это добрая сотня учеников  одновременно!  И нахватаюсь опыта. Я буду счастлив, если дам лицею первого стобалльника.Главное поверить друг другу, и у нас все получится. Мне и моим ученикам нужны высокие баллы на ЕГЭ. 12 человек у меня в олимпиадной сборной. Их победы станут моими победами. Плевать на деньги, пусть чиновники ими утрутся. Это честолюбие. Смогу - не смогу дать тот результат в школе, что на репетиторстве? А лучше превзойти его. 
Если мои ученики скажут: у вас ничего не получается, Александр Юрьевич, я уйду из лицея сам.  Пока могу сказать точно: мне как репетитору работать легче и эффективнее. А в школе мне не хватает владения приемами коллективной деятельности. И снова вижу, что не могу заинтересовать всех. Ученик, не занятый моим предметом, меня выбивает из колеи.
В голове вертятся идеи проектов. Задумываю издавать школьный журнал. Литературно-публицистический, научно-просветительский, общественно-политический.  Я давно не работал  в больших аудиториях.  Мне не хватало  профессионального общения. За этим и иду в лицей. Мне не надо дрожать за место. Можно смело экспериментировать на уроке. Пройду и аттестацию, если без заморочек. А деньги сам заработаю. Без Путина и Медведева.  Только бы сократить часы!
 
 
15 ноября.
Шесть тридцать утра. Еле соскребаюсь с дивана, пытаюсь сообразить, зачем я это делаю. Жена уже собирается на работу. Мне -  увозить младшего ребенка-первоклассника в лицей. Возвращаюсь, поднимаю старшую дочь, завтракаю, снова еду в лицей, уже в свой корпус. Отвожу два урока. Еду обратно  забирать сына после уроков. Забрасываю домой, кормлю. Старшая дочь уже ушла во вторую смену. Снова мчусь на остановку. Рискуя опоздать, второй раз раз за день еду на урок в лицей. Это тот самый урок из тех трех дополнительных, за которые  платят "как за услугу". 45 минут, как  ветром, слизнуло! Чего успел, непонятно? Опять вскакиваю на подножку уходящего автобуса, плюхаюсь в сидение, закрываю глаза и еду в офис, к своим ученикам, что  на репетиторстве.  Домой возвращаюсь в девять вечера. Ем, иду в темноту  встречать дочь из секции. Возвращаемся вместе. Снова надо торопиться. Еще есть несколько часов. Сажусь за компьютер, готовлюсь к следующим урокам, консультирую учеников.  Жена уложила спать младшего, старшая пялится в телефон. Жена раскладывает свои толстущие медицинские карты, садится рядом со мной. Работаем вместе. Но она не выдерживает первая. Уходит спать. За ней дочь. Я пью крепкий чай, щурю слепнущие от компьютера глаза. До утреннего подъема остается пять часов. Мне кажется, что  я живу, только когда сплю. Во сне не надо торопиться. Ибо завтра (то есть уже сегодня) снова предстоит наперегонки со... смертью своей. Имя ей -  РАБОТА.
Шесть тридцать утра...
 
 
 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

...с интересом читала Вас...спасибо...

Силаева Любовь Павловна

наше жизнь - это движение,надо жить и радоваться что есть куда то спешить...

Абрамова Ольга Анатольевна

Прочитала с интересом.

Чернышев Александр Юрьевич

24 ноября

Очень актуальные для меня слова: "Школа приемлет разные педагогические подходы, если они находятся в диалоге, а не в конфликте. А я не мог перестать конфликтовать, хотя, как теперь понимаю, вовсе не мог встроиться в формальное образование, потому что мне значительно ближе неформальная рамка. Если вы пришли работать в школу из неформальной среды, сразу откажитесь от идеи устраивать революцию Воспитывайте в себе системный подход — да, конспекты уроков потребует немалых вложений времени, но избавят вас от головной боли. Постарайтесь воспринять опыт старших коллег, у них его настоящий кладезь. Стремитесь встроиться в существующую систему, развиваться вместе с ней. Тогда всё получится". http://mel.fm/blog/choosetoteach/40379-molodomu-uchitelyu-trudno-uyti-ot... Не могу пока встроиться...

Татьяна Михайловна Захарченко

Мне тоже ближе неформальная. Вот и "доконфликтовалась" уже до пенсии...."встроиться" так и не получилось ((

Спасибо за откровения. Наверное, Вы нашли своё место в жизни, но надолго ли Вас хватит с таким темпом работы, не боитесь "перегореть"?Успехов Вам.

Чернышев Александр Юрьевич

Елена Ивановна, в вузе я выдавал по 30 ПАР... в неделю. Теперь 36 уроков. Сократил, как видите, нагрузку. Хотя на самом деле просто перераспределил. У нас же в образовании не считают, сколько учитель работает дома! Мечтаю о 18 уроках в неделю. Но каких!
А по поводу своего места в жизни. То, что я буду учить, я знал уже в 7 классе. А первый в жизни урок провел пятиклассником в день самоуправления. Просто дорога в образовании оказалась запутанной. Теперь хочу работать самостоятельно. Оценил слово "фрилансер"!

Сиводед Юлия Александровна

Как похожи трудовые будни учителей....

Чернышев Александр Юрьевич

13 января 2017 г.
Безумный день. Ушел на работу в восемь, вернулся в половине одиннадцатого ночи. Голодный и злой... Пьем с женой шампанское, провожаем старый год. Туда его...
В два ночи мой, такой же полуночник, как я, лицейский десятиклассник Влад через Вк сообщает, что его эссе на "Ломоносовке" оценили в 94 балла из ста.
- Копи деньги, из Москвы не вылезешь, - радостно пишу ему. Настроение сразу улучшается.
А тут и карантин подоспел...

Акашина Ниля Мухамедовна

Без школы я уже себя не представляю. Мама моя тоже была учителем. Я учитель в 3 поколении. Педагогическая деятельность так быстро пролетела. А кажется, что все еще впереди. Очень люблю детей. Слежу за достижениями и радуюсь за ростом. Теперь уже и дети моих учеников учатся.

Чернышев Александр Юрьевич

23 января

Перераспределил нагрузку на второе полугодие. Разбросал субботние уроки в лицее на неделю. По утрам - в лицей. После трех - по ученикам. Субботу освободил для своих учеников. А что делать? Заказы идут и идут - так всегда, начиная с января. Терять их не хочется. Это востребованность, которую мне в условиях жесткой конкуренции необходимо постоянно подтверждать. Да и нужно уже думать, с чем уйду в лето, отпускных ведь у меня нет. Пытаюсь привлекать учеников в мини-группы. Это экономит время и дает прибавку в деньгах. Теперь у меня 39 уроков в неделю. Надеюсь, что в таком темпе работаю последний год.

В последний день карантина ... снялся в кино. Ученица моя, Кира, необыкновенно творческий человек, готовится с такими же увлеченными ребятами из молодежной редакции "Юнпресс" к очередному фестивалю. Очень хочет съездить на смену в "Орленок". Я рассказал ей о своей орлятской смене тридцатилетней давности. Надо было видеть, как у девочки горели глаза! И я заикнулся, что тоже хочу вернуться в "Орленок", хотя бы в короткометражке, которую снимет Кира. Что называется, сам напросился. Отложил ремонтные работы в доме, затеянные в карантин, и поехал на съемки. Мне не придумали слова, я должен был по сценарию дать интервью как бы своим ученикам, поэтому импровизировал по ходу. Я так рад, что молодежь оторвала меня от повседневных забот, поглощающих все силы и время! Я рад, что уже общаюсь с учениками вне урока. Не хочу быть просто репетитором!

Чернышев Александр Юрьевич

25 января.
На часах 23.20. В это время работающая Россия, наверно, уже укладывается спать перед новой трудовой сменой. А я сажусь ужинать.
Максим виноват. Нашли друг друга: историк историка. И зачем ему репетитор? Он и сам укажет разработчикам КИМов на некорректные формулировки, и найдет несовпадение в изложении фактов в разных пособиях, и поспорит о роли личности в истории. И вместо полутора часов урок длится два с половиной. Точнее, через полтора часа урока учитель и ученик становятся двумя учеными мужами, которым, видимо, в жизни не хватает способов самовыражения. Завтра меня ждет такой же необыкновенный человек - Кира. Ей ехать в Москву на олимпиаду РАНХиГС...

Промерз сегодня, как собака, мотаясь по городу, раза два навернулся, едва последние мозги не вышиб. Но...
Сердце мое стучать не устанет,
Комсомольское сердце в груди.
Старость меня дома не застанет,
Я в дороге, я в пути.
Оставлю для истории свой привычный "одиннадцатый маршрут" на примере сегодняшнего дня:
из Загарья на Чкалова, с Чкалова на Садовый, из Садового на Горького, с Горького на Чкалова, с Чкалова в Загарье, с Загарья на Садовый, с Садового на Пермскую, с Пермской на Борчанинова, с Борчанинова в Загарье.

...До мечты не ходят трамваи,
Не в силах мне помочь метро.
Между звезд проходит кривая
Маршрута моего.

Чернышев Александр Юрьевич

26 января
Написал Вк ученикам:
"Радостную весть сегодня получил от своей бывшей ученицы. Ее мама вернула через налоговую 13% от общей суммы, заплаченной мне за работу с ней в прошлом году.

Они стали первыми, кто пошел в налоговую за вычетом. Наверно, первыми в городе.Это новая правовая норма заработала! Дорожка проторена. Спасибо Минфину!

Пользуйтесь услугами зарегистрированных репетиторов!

Храните договор, чеки, я лично донесу каждому недостающие еще пару копий документов".

Приятно, что государство повышает статус профессии частнопрактикующего учителя.

Чернышев Александр Юрьевич

29 января.

Ну вот, слег с гриппом. Все, что заработал вчера, спустил на лекарства.Когда иду в аптеку, рассуждаю то ли с иронией, то ли с отчаянием: работаю на болячки, зарабатываю на их лечение.

При трудоустройстве я совершенно не подумал, как буду ездить в лицей утром на одни уроки, а после обеда на дополнительный. Зимой, в эпидемию гриппа. Теперь сын-первоклассник ездит в лицей один. Мы трясемся за него. Я понял, что от дополнительных уроков мне не отказаться, лицей на этом зарабатывает немало. А у меня обществознание! Я понял, почему меня 29 августа пригласили неожиданно в лицей!

Татьяна Михайловна Захарченко

Знакомая картина...Аптеки нынче посещаются "в копеечку"....Выздоравливайте, Александр Юрьевич)

Мдааа! А я вот за последние 30 лет не помню, когда грипповала. Лёгкий насморк - бывал раз в пять лет. От внуков.
А все наша продуманная система здоровьесбережения. Просто нужно на уроке носить пальто. Реально помогает.

Чернышев Александр Юрьевич

1 февраля.

Олимпиадники не дают спокойно болеть. Только что дистанционно проводил на самолет Диму и Влада, улетающих на олимпиаду РАНХиГС. Еще книжку скинул им в самолет о том, как писать эссе. Тут на связь вышла Настя, пребывающая немного в растерянности от того, что прошла в очный тур "Ломоносовки". Полтора часа ее мотивировал, смотрел с ней задания прошлого года, подбирали литературу, подыскивали онлайн-лекции, порылись на образовательных страницах Вк, на которые я подписан. Кажется, девушка воодушевилась. Кира, неугомонная, уже в Москве, завтра писать, но умудряется одновременно с подыскивать литературу для очного тура олимпиады МГИМО, на который мы еще даже не прошли, и советуется со мной. Составляю и ей подборку.

Чернышев Александр Юрьевич

2 февраля

Второе февраля еще не наступило, но решил продолжить записи. В часы болезни появляется масса времени читать. Не сиюминутное, а на перспективу. Недавно купил две фундаментальные вещи: "Дидактику" А.В.Хуторского и "Инновационые модели обучения: исследование мирового опыта" М.В.Кларина. Отмечаю, что делаю УЖЕ так, а что делаю ЕЩЕ НЕ так. Мне в частной практике, ох, как нужна своя "модель обучения", чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Написано, правда, академично, но мне на данном этапе только так и надо, чтобы привести свой опыт в систему. А вообще-то лучшая учеба - практика. Сколько читал про технологию "Дебаты", а стоило только принять приглашение Киры помочь 28 января в проведении VII Городских общешкольных дебатов дебат-клуба "Цицеронов Зал", так сразу получил, что называется, руководство к действию. Как здорово все выходит у ребят, когда они делают что-то без вмешательства учителей! Я не увидел на мероприятии учителей, что странно, а сотню ребят из разных школ, даже совсем еще детей, но которые способны говорить. ЯРКО и УБЕДИТЕЛЬНО! Никакой ЕГЭ их от этого не отучит! Получил необыкновенный заряд положительных эмоций! Рассказал ребятам о том, как тридцать лет назад создавались первые политклубы, как писал школьный сценарий по газетам о дебатах кандидатов в президенты США и исполнял сам роль то ли Буша-старшего, то ли Дукакиса, про политбои в "Орленке" и о том, как обсуждали фильм "Легко ли быть молодым" и роман Айтматова "Плаха". Нынешние школьные дебаты стали технологичными, искусством ради искусства, учащиеся приучаются высказывать разные позиции, которые зачастую не сами выбирают. Мы же "резали правду-матку", ведь времена были перестроечные. Прихожу к выводу: не туда, где учителя собираются, надо рваться, - у них скучно, за сертификаты, - а к ребятне, в гущу их жизни. Хватит думать о специальной рекламе своих услуг! Ученики приведут учеников! Если я сам приду к ним. Проверено!

Чернышев Александр Юрьевич

7 февраля

Все-таки меня освободили от двух дополнительных уроков. Я сам стал об этом просить в конце года, видя, как упала их посещаемость. Лицей не может допустить расторжения договоров - это деньги, а я не смог дать продукт, который побуждал бы учеников за него платить и оставаться после основных уроков. Увы, ноша оказалась для меня непосильной. Честно говоря, я выдохнул. Теперь у меня два дня, когда днем появляются два-три часа перед выездом на свои уроки. Потеря двух каких-то уроков приведет к резкому сокращению моей зарплаты в лицее и ставит под вопрос продолжение работы в следующем учебном году. Но обидно будет уходить только из-за нагрузки и зарплаты. Что делать, не знаю. С одной стороны, я так и не влился в коллектив, но, с другой стороны, привязываюсь к ученикам, и в лицее теперь учится мой младший сын (дочь не захотела учиться в нем - пришлось вернуть в родную школу). Я разрываюсь, страшно устаю, болею, и постоянно портится настроение...

Чернышев Александр Юрьевич

9 февраля

Впервые подумал о том, что работа учителем не просто отнимает время от основной деятельности, но и может дискредитировать меня как репетитора. Возможно, привлекательную сторону в работе со мной прежние ученики видели именно в том, что я не работал в школе. Поэтому и удивились некоторые из них, узнав, что я пошел в лицей. Я каждый день выслушиваю от своих учеников просто ужасы о том, как у них проходят уроки, о том, как не слушают и не слышат они с учителем друг друга, и только удивляюсь, а уже не возмущаюсь, потому что теперь я сам учитель и представляю, что могут говорить о моих уроках в лицее. Ведь не придал же значения однажды высказанной реплике лицейского одиннадцатиклассника: "Вот и вы рассуждаете так же, как и все учителя, Александр Юрьевич", отмахнулся: типа, на себя посмотри. Вот и я становлюсь, как все... Незаметно для себя. Если бы эти слова сказал мой личный ученик, что на репетиторстве, мне было бы неприятно. Я заметил, что мне не хватает времени на лицейских учеников, а они перестают ко мне обращаться. Только когда припрет с оценками. Я начинаю стесняться признаваться своим личным ученикам в том, что работаю еще школьным учителем.

Так,каким же меня воспринимают мои ученики? И каким хотели бы видеть? Пришел к ним новый человек, отрекомендовался не учителем, а репетитором, а ведет себя как занудный учитель, и уроки его вся та же канитель, как и остальные. Что-то не по себе мне стало от такой мысли. Может, я зря пытаюсь доказать себе и кому-то, что я учитель. И потому и пошел в лицей, что уже несколько лет пытаюсь убедить себя, что СМОГУ работать в школе, что НЕ ИСПУГАЮСЬ вернуться. И вишу здесь, в сущности унылой и такой же формальной учительской сети, чтобы самоутвердиться в чуждой мне среде, вместо того, чтобы позиционировать себя другим образом: "Нет, я не учитель, я не хочу и не буду учить как школьный учитель". И зря я переживаю по поводу того, что не берут меня как репетитора на учительские курсы бесплатно и не дают призы за победу в их олимпиадах, и теперь вот зачем-то аттестуюсь ради двухтысячной (?) прибавки к "базовой части".

В глазах большинства репетитор - тот же учитель, уставший после восьми уроков в школе, бегущий к ученику из-за низкой зарплаты. Поэтому, когда я отрекомендовываюсь: я репетитор - ИП, а не школьный учитель, и предлагаю заключить договор, многие родители и ученики удивляются.  Они привыкли, что к ним приходят из школы. Одна моя новая ученица пришла ко мне по подсказке своей одноклассницы, которая отрекомендовала меня так: "С Александром Юрьевичем рядом именно КОМФОРТНО". Так, может быть, это и есть мое конкурентное преимущество! Может, мне и не стоит пытаться изображать из себя учителя? Ведь очень много успешных репетиторов, ни дня не работавших в школе. И с которыми ученику действительно КОМФОРТНО! Может, индивидуальные занятия и есть мой "конек", и нужно развиваться в этом направлении и оставить мысли о работе в классе? Может, действительно, сосредоточиться на идее создания своего небольшого образовательного центра с одним-двумя предметами, который НИЧЕМ ученику не будет напоминать его школу, а я - его унылого учителя? Кстати, прочитал тут материальчик, согласующийся с моими ощущениями: "Почему учителем быть плохо, а педагогом хорошо" /http://mel.fm/blog/foksford-foksford/18094-pochemu-uchitelem-byt-plokho-... Кто же я?

Кабакова Ольга Ивановна

Вы кичитесь своей работой, жалуетесь на заработки. но у вас есть подспорье, возможность заработать - репетиторство.К сожалению многие учителя перестали давать знания в школе, потому что знания дают только на платных занятиях. Получается что сдать экзамен достойно может только тот, кто ходит на дополнительные занятия. Не пойму, как же мы с вами умудрились закончить школу и получить высшее образование не занимаясь у репетиторов.Честнее было бы сделать платные школы, чтобы не тратить время на пустое времяпрепровождение в тех учебных заведениях, где бесплатно знания не дают.

Чернышев Александр Юрьевич

10 февраля.

"Честнее было бы сделать платные школы, чтобы не тратить время на пустое времяпрепровождение в тех учебных заведениях, где бесплатно знания не дают", - написала Ольга Ивановна Кабакова. И это, действительно, так. То, что делается "за бесплатно", не может быть ценным и привлекательным, потому и не дают.

Смотрите, какая простая арифметика. Я пришел в государственное учебное заведение, дающее гарантированное государством БЕСПЛАТНОЕ образование, на 10 часов в неделю. Вот, смотрю в зарплатный квиток. Должностной оклад (базовая часть) - 2844.08. Далее некое "ИД" - 820 рублей. И (обратите внимание): 13150 за платные услуги, за 3 дополнительных урока в неделю! Это те деньги, которые приносят в школу родители учеников.

Школы давно сделали платными. Или у вас не так? И вы все живете на "базовую часть"? Я -репетитор ИП, заключаю договор с родителями, и их дети ходят ко мне на дополнительные занятия. И в школе они приходят по договору на дополнительный оплаченный урок. С той лишь разницей, что если бы они все вдруг пришли ко мне на урок напрямую, а не на урок в их школе, то весь сбор достался бы мне, а так школа мне платит за час. Можно посчитать даже, какой это процент от общего сбора. Невелик, я думаю, но все равно в РАЗЫ больше, чем "базовая часть" на бесплатном образовании. И школа, а не я, определяет, сколько человек будет в группе и каков формат занятий. Когда я сказал, что мне удобнее работать не на одном уроке, а парой сразу и малыми группами, а также предложил заключить гражданский договор, а не трудовой, администрация не пошла на это. В непривычном формате мне оказалось работать, увы, трудно.

Так что платное еще не значит, что оно лучшее. Ведь ведут платные уроки те же учителя да еще после основных уроков по расписанию. Я, вот, не смог дать лучшее. Меня пригласили в лицей, чтобы 70 учеников пришли ко мне с деньгами, узнав, что я репетитор с отзывами и у меня самый востребованный на ЕГЭ предмет - обществознание. От меня ждали уникального, стоящего этих денег образовательного продукта! А я его не дал (и никого не виню за это), и ученики начали массово пропускать занятия. Самую объективную аттестацию учителю дают ученики, перестающие посещать уроки. Но уроки в расписании они пропустить не могут, поэтому их саботируют. Зайдите в класс во время урока, посмотрите, чем занимаются ученики, и станет ясно все про учителя. Увы, придя в лицей, я понял, что я - плохой учитель. И сам запросил освободить меня от дополнительных занятий, пока не началось массовое расторжение договоров. Мне репутация дороже денег.

Чтобы не потерять деньги, заказчик заменил исполнителя, то есть меня. Я потерял эти часы и деньги, потому что сработал некачественно. Это честно? Да, если знать, что таковы правила и сознательно идти на это! Все правильно сделал мой заказчик (и одновременно работодатель)! Не можешь учить качественно, работай за "базовую часть". Не хочешь? Давай значимый образовательный продукт, за который ученик будет готов заплатить дорогую цену. И НЕ УЙДЕТ потом! А будет рваться на урок. Разве не в таких же отношениях я нахожусь со своими учениками как репетитор? Они легко поменяют репетитора, если я перестану их устраивать. Конкуренция и деньги заставляют повышать КАЧЕСТВО урока, главного нашего образовательного продукта. Когда нет конкуренции за учителя, а его труд малооплачиваем, не будет и качества. Связь здесь прямая. Увы, я оказался не готов предложить лицейским старшеклассникам КАЧЕСТВЕННЫЙ образовательный продукт за реальные деньги. Спасибо лицею за урок и опыт. Но это не повод, чтобы сдаваться. Это повод, чтобы работать над собой.

Вывод: со школой, как вы видите, мы работаем в одном русле. Мы со школой вместе оказываем образовательную услугу! Не хотите этого признавать? Ну, давайте бесплатные знания. Только почему-то ученики не торопятся их брать. Да и почему-то учителей, получающих деньги за дополнительные уроки, не воротит от слова "услуга". И о репетиторстве предпочитают стыдливо помалкивать. Итак, подведем некоторые итоги нашим рассуждениям. Школы все больше работают так же, как репетиторы, как коммерческие образовательные центры, оказывая образовательные услуги ПОМИМО бесплатных уроков по программе, и их учителя так же зарабатывают на дополнительных уроках, как и на репетиторстве. Это лучше, чем мотаться по городу. Но все мои ученики, что на репетиторстве, приходят из школы после 16.00. Не абсурд ли это? Перегруженный учитель не может физически давать качественный продукт. Если у меня не 18 часов в неделю, а 36, неизбежно где-то будет халтура. А уставший ученик неизбежно будет халтурить на уроках. Вот так и маемся. Кому нужно такое "бесплатное образование"?

Но с этим можно покончить раз и навсегда. Искать альтернативы! Например, вот уже несколько лет перед летом меня приглашают две школы из одного города Края. Собирают на мои интенсивы выпускников. За два-три дня работы я привожу домой 30 тысяч рублей. За 20 уроков! Значит, мой образовательный продукт стоит таких денег. Иначе не стали бы приглашать. Правильно? А есть "сарафанное радио", аттестующее похлеще любого эксперта, считающего баллы на основе некоего портфолио. 70 учеников, которые перестали заниматься со мной на дополнительных уроках, какую информацию понесут обо мне как учителе и репетиторе? Потеря 70 учеников на платных услугах - это провал, профессиональный и финансовый, и я это осознаю, а не "кичусь", как вы выразились.

Но неудачи закаляют. А какой азарт испытываешь, когда придумываешь свои курсы! Готовишь договоры, отбираешь материал, прорешиваешь сначала сам все задания, придумываешь презентацию, распечатываешь раздаточный материал, продолжаешь потом консультировать этих учеников в социальных сетях... На это все нужно время! Учитель должен тратить больше времени на подготовку к урокам, самих же уроков должно быть немного. Но это должен быть "долгоиграющий" образовательный продукт, на котором учитель может много зарабатывать. Регулярно. Как писатель, переиздающий свое произведение, певец, тиражирующий записи своих песен.

Вот, например, разработал я год назад образовательный продукт - интенсив на шесть уроков под названием "Эксклюзивный банк примеров по обществознанию". Два раза его продал одному образовательному центру. Уже обобщил этот опыт на курсах повышения квалификации и на научно-методической конференции в "Вышке". Но вижу по отзывам, что продукт еще несовершенен, поэтому пока его не тиражирую. Не тиражирую - значит, на нем не зарабатываю. Пока. Идеи в голове постоянно вертятся, да сесть некогда. Потому что "поточное производство" уроков мешает. Но если я буду постоянно давать некачественный продукт - значит, могу потерять все. Как потерял 70 учеников и 13 тысяч в месяц на платных услугах в лицее! За каких-то три урока в неделю! Ну и поделом мне! Забыл элементарную истину: лучше меньше, да лучше. Не часы надо хватать ОТ НУЖДЫ, а ДОРОГОЙ (во всех смыслах) образовательный продукт создавать. ТВОРИТЬ!

А какая же всему этому может быть альтернатива? Сидеть на "базовой части", хватать по 30 часов, надеяться на мифические "стимулирующие" и ждать пенсию по выслуге? Б-р-р...

Чернышев Александр Юрьевич

13 февраля.

Решил сегодня подойти в бухгалтерию лицея, чтобы все-таки разобраться, почему у меня такая смехотворная "базовая часть". Передо мной разложили какие-то таблицы с коэффициентами. Отчего стало еще смешнее. К копейкам прибавляют копейки! У, крохоборы!

Бухгалтер "утешила":

- Подойдите к директору, он распоряжается внебюджетными средствами.

Естественно, я подходить не буду. Решать надо было при трудоустройстве. Я уже на себе понял, что конечный доход учителя зависит, среди прочего, от способности принести деньги в учебное заведение. Школам дали возможность зарабатывать на услугах, бюджетные уроки сопровождаются платными. Интересно, сейчас, когда у меня забрали два часа дополнительных услуг, я действительно останусь на базовой части?

Этот вопрос меня взволновал еще более после прочтения этой статьи: «Учителя работают, как на фронте, а живут, как на войне» Светлана Сухова узнала, на что жалуются российские педагоги в Москве и регионах //http://www.kommersant.ru/doc/3212638

Чернышев Александр Юрьевич

Поймал себя на мысли: зачем-то здесь исповедываюсь, думая, что серьезные, вроде, проблемы образования поднимаю, а что на самом деле волнует учительниц?
Прошмыгнулся по Нашей Сети. Очень "серьезные" темы:
"Ошибка в свидетельстве";
"Публикация фото детей в сети" ( и сколько комментариев!);
"Памятка: некоторые вопросы по сертификатам, возникающие у аттестационных комиссий" с одними благодарностями;
"Внешний вид учителя" (аж,80 комментариев!).
А сколько жалоб на плагиат!
Стыдно...

Чернышев Александр Юрьевич

18 февраля

С утра опять уже себя "накручиваю", какой тяжелый день предстоит. Полдня в лицее, допоздна - по ученикам. Однако на уроке отвлекаюсь, время пролетает быстро,и я опять начинаю комплексовать от того, что многое не успел, а Онин, зараза, спал на уроке. Впрочем, Ваня сегодня, конечно, звезда. В учительской только о нем и говорят. Даже будто бы волосы перекрасил "под Маяковского", чьи стихи он читал на "Литературной гостиной". Жалко, что я пропустил такое мероприятие, ведь когда-то и я с вызовом бросал в зал:

- Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей.

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковин вещей...

Увы, многие лицейские мероприятия проходят мимо меня, потому так пресна моя преподавательская жизнь в лицее. Прибежал - убежал. Не хочу быть совместителем, почему и просил перевести себя на гражданский, а не на трудовой, договор. Не согласились...

На единственный оставшийся у меня доп опять пришли только пять человек. За урок объяснил две темы для ЕГЭ. Отпустив учеников, я опять погрузился в мрачные мысли. Лицей не просто сбил меня с привычного ритма, но и породил давно уже забытое чувство неуверенности и сомнения. Я то и дело отгоняю мысли все бросить, но еще хуже, когда мерещится, что со мной не по моей инициативе будет расторгнут договор, как с завалившим все договоренности, достигнутые перед 1 сентября. Вот и сейчас после допа в кабинет неожиданно зашла завуч. Мой унылый вид, видно, сильно контрастировал с ее воодушевлением на лице. Она вдруг начала хвалить урок, который, оказывается, она невольно слышала (наши кабинеты находятся рядом) и начала делиться отзывами учеников. После освобождения от допов в 10-х классах я ожидал какого-нибудь "наезда". Но это был дельный разговор: о моей нагрузке, которую я не вытягиваю, о сыне-первокласснике, которого мне приходится каждый день возить в лицей и домой, а потом снова спешить на дополнительные уроки. Мне она предложила совсем не то, что я уже думал услышать: оставшиеся часы от допов в 11 классах перебросить ближе к экзамену и выдать интенсивом, когда уже не будет уроков. Интенсивы - привычный для меня формат занятий, и я сразу согласился, ибо боялся, что со снятием дополнительных занятий я рискую бесславно закончить работу в лицее.

Я продолжаю работать в лицее! Смешно сказать об этом, ведь еще пару часов назад по пути на урок я размышлял над проектом создания некоммерческого партнерства репетиторов после того, как уйду из лицея. Зашла речь и о работе на следующий год. Я удивился, узнав, что меня еще имеют в виду. В моем представлении администраторы в школе только и думают, как взвалить на учителя две ставки, а мы, совместители, только портим им показатели. Но завуч мне сказала решить самому, какую нагрузку мне будет взять под силу, чтобы не повторилась ситуация этого года.

Я уехал к своим ученикам окрыленный, уже думая, какие дни я отдам под лицей, а какие - на репетиторство, чтобы больше они в один день не пересекались, и я не уставал от переездов. От мысли бросить лицей не осталось и следа. Надолго ли?

Кабакова Ольга Ивановна

Александр Юрьевич, я вовсе не осуждаю вас в том, что вы занимаетесь репетиторством. Проблема с заработной платой, вернее с её количеством, есть у всех учителей и я не исключение. Но я говорила с вами с точки зрения родителя, у которого ребёнок - выпускник 11 класса. Ребёнок, учась в 10-11 классах тратит в школе время на ненужные ему предметы. После школы он идёт к репетитору, где получает гораздо больший и качественный объём знаний. Репетиторы задают домашние задания и требуют их выполнения, абсолютно верно, ведь им также важен результат свое работы. Учащийся тратит в школе время на ненужные для него уроки. Если бы дети и их родители имели возможность свободного посещения уроков, тех, которые им необходимы для поступления. Получается ученик тратит 6 часов в школе на бесполезную работу, когда бы он с пользой для себя, пусть даже платно, занимался с хорошим преподавателем и получил нужные ему знания.

Чернышев Александр Юрьевич

Ольга Ивановна, мы с вами рассуждаем в унисон. У меня об этом целая тема http://nsportal.ru/node/1611038

Чернышев Александр Юрьевич

21 февраля
- С какой стати я должен платить за билет, если кондуктор ко мне не подошла?
- Не заплатить, все равно, что украсть, присвоить чужой труд.
- Какое это воровство, если у меня самого ничего не прибавилось?
Я оглядываю класс. Хоть бы кто-нибудь глаза поднял, все заняты своим: кто-то делает домашку по другому предмету, кто-то шпарит в компьютерную игру на планшете, на словесную перестрелку учителя и одноклассника никто не обращает внимания.
Я вспоминаю про себя монолог Служкина-Хабенского из фильма "Географ глобус пропил", адресованный ученикам:
«Вы не только еще не личности, но вы даже еще не люди. Вы — тесто, тупая, злобная и вонючая человеческая масса без всякой духовной начинки. Вам не только география не нужна. Вам вообще ничего не нужно, кроме жратвы, телевизора и сортира. Как так можно жить?».
Мог бы я такое бросить ученикам? Нет, конечно. Герой фильма мог делать все, что угодно. Ибо терять ему было нечего. Он презирал их - они платили ему той же монетой. Мне же надо достучаться до своих. Все равно. Несмотря ни на что.

Чернышев Александр Юрьевич

22 февраля
Средняя заработная плата в России в январе 2017 года достигла 35 650 рублей
http://www.forbes.ru/news/339747-rosstat-obyavil-o-roste-realnyh-dohodov...
Приду работать туда, где дадут эти деньги и 18 уроков в неделю, и я, наконец,покончу с этой безумной гонкой.

Чернышев Александр Юрьевич

23 февраля

Провел два урока и подвел финансовые итоги прошедшего года. Можно подавать декларацию. Мой годовой доход по сравнению с 2015 г. вырос на полторы сотни тысяч и составил почти полмиллиона. Налогов и страховых заплачу на 30 тысяч. Бизнес растет! Среднемесячный доход составил более 38 тысяч рублей. Это даже больше объявленной официально "средней по экономике" по стране. Так что я правительству показатели не испортил. Поэтому от государства хочу только одного: я освободил тебя от выполнения социальных обязательств в отношении себя, не вынуждай меня уходить в "тень". Эх, все равно я не решился бы сейчас брать ипотеку. До стандартов жизни "среднего класса" пока не дотягиваю. К сожалению, у меня почти квартал простоя из-за летних каникул. И все деньги я зарабатываю фактически за 9 месяцев. Поэтому нагрузка в первом и во втором кварталах у меня просто запредельная. Чтобы летом жить семье из четырех человек , при том, что и второй работающий член семьи может уйти в отпуск, мне надо зарабатывать в остальное время хотя бы 55-60 тысяч рублей в месяц. Нужно разрабатывать летние образовательные проекты. Урочную нагрузку перераспределять более плавно, для чего формировать мини-группы и не тратить сумасшедшее время на переезды. Выйти на стабильные 18 уроков в неделю - это пока недостижимая мечта. Но выйду! Рано или поздно. Пусть другие сгорают на 30 часах в школе за копейки, но я для себя эту позорную практику завершу. Отдельный вопрос, как отразилась на репетиторских доходах работа в лицее. Так и есть, в четвертом квартале я потерял 30 тысяч по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Конечно, эту потерю я перекрыл лицейской зарплатой. Но, проведя за четыре месяца 160 уроков по "базовой части", я заработал чуть больше 18 тысяч. Вместо того, чтобы увеличивать доходы, я увеличиваю затраты! Безумие! Какой я, к черту, бизнесмен! При такой нагрузке репетиторские доходы, возможно, пойдут и дальше вниз. Я рискую остаться на лето без денег. Безусловно, от финансовых итогов первого полугодия зависит, останусь я в лицее по совместительству или брошу после истечения срока договора как неудавшийся эксперимент. В следующий раз сравню доходы после окончания первого квартала.

Чернышев Александр Юрьевич

24 февраля.
Провел четыре урока и посмотрел, наконец, нашумевший фильм "Училка". Они, писатели, режиссеры вместе со своими персонажами - "географами" и "училками" ,- словно сговорились убедить нас в том, что современные школьники сплошные "не личности" и "моральные уроды". Да еще когда по воле автора подобное "судилище" друг над другом под дулом пистолета устраивают "дети", сами вслух проговаривающие в отношении себя едва ли не все распространенные в поколении "отцов" штампы, может действительно показаться, что права "училка": в страшное время живем.
Самое впечатляющее место в фильме - монолог Аллы Николаевны - Купченко после пронзительной сцены между "Птахой" и "Халявой": с трудом дающиеся слова, дрожащие руки, слеза, текущая по щеке, и вдруг среди этого абсурда зазвучавшее стихотворение Н.Гумилева, подхватываемое по очереди этими вроде как "уродами".
Совсем был не нужен весь этот искусственный, притянутый за уши антураж вокруг кабинета истории: полиция, штурм, карикатурная журналистка. Вспомнили бы "Дорогую Елену Сергеевну", в которой действие разворачивается в обычной учительской "двушке".

Чернышев Александр Юрьевич

25 февраля
Поехал после уроков на очередные школьные дебаты. На этот раз сагитировал всех своих учеников. Даже отказался по этой причине жюрить. Хоть бы кто-то пришел! Даже, кто обещали, не пришли. У кого репетиция в школе, у кого - курсы, кто-то предпочел пойти в кино. Вот так! Я огорчен. Не надо питать иллюзии, ты просто их репетитор, не более того. Твое дело - к ЕГЭ "натаскивать". А хочется большего.
Ночью посмотрел "Ученика" К.Серебренникова. Вчера - "Училка", сегодня - "Ученик". Что ж так безнадежно все? Из всей этой публики только похотливая девушка Лида самым здоровым человеком и показалась. Залюбовался аж...

Чернышев Александр Юрьевич

28 февраля

Гонка за часами - это тупик. Это смерть творческой личности! Можно загнать себя, как лошадь, а можно просто добиться повышения стоимости своего рабочего часа. Зачем брать 30 часов, если даже один час ничего не стоит? А я бы с удовольствием скинул часов так десять. Я взял бы один, который стоит как те десять! И сразу девять часов свободного времени появится! Вот это да! Измените отношение к ЧАСУ, и вы измените свою жизнь. Пусть этот час станет ценным для вас и для тех, кто собирается за него заплатить. Сделайте ваш час дорогим, и свободное время сразу появится. Беда школы, что здесь время не ценный ресурс, час урока ничего не стоит, он бесплатный. Поэтому так и относятся к нему и ученики, и учителя. Если я сейчас выдаю 36 уроков в неделю, то это говорит о том, что я халтурщик и мне надо много работать над собой, чтобы заслужить возможность проводить 18 уроков за те же деньги. Тридцать шесть уроков - это для тех, кому не хватает профессионализма. У профессионала урок дорогой, но он того стоит.

Путь к сокращению нагрузки лежит только через повышение стоимости часа. Но пока люди в массе своей соглашаются на большую нагрузку, эта стоимость расти не будет, наоборот - будет даже снижаться. Берите хоть по 40 часов, и час будет стоить еще меньше. Допустим, вы набрали максимум баллов к так называемым "стимулирующим", но при этом цена одного балла снизилась. Ведь так повсеместно? Вы бьетесь за баллы, а они снижают их стоимость. ЭТО ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО! При этом кое-где они умудряются сокращать учителей, увеличивая нагрузку остающихся без повышения им зарплат, и цинично называют это "финансовой оптимизацией".

Мой путь к сокращению нагрузки при увеличении дохода - перестать зависеть от чиновника и от работодателя. Поэтому я ИП. И только благодаря этому статусу еще остаюсь в профессии. Мой урок на репетиторстве два года назад стоил 250 руб., теперь 500. У меня уже есть мини-группы, которые стоят школьникам совсем дешево, но в совокупности обеспечивают меня на уровне месячной зарплаты каждая. Я беру учеников в частном образовательном центре, но там часовая оплата меня не устраивает. Можно вести уроки по скайпу, обалдеть, находясь дома, а не мотаясь по учебным заведениям! Я придумываю курсы и интенсивы и набираю сам учеников, пытаюсь даже ездить по районным школам. За два года я добился экономической независимости от государства в том смысле, что могу работать репетитором легально и мне зарплата от него не нужна (пусть Васильева отдаст ее другим учителям), но я не настолько еще независим от темпов все более дорожающей жизни. Я могу сам назначать себе цену и не соглашаться на не устраивающие меня условия. Меня не интересуют бюджетная зарплата, аттестация, категория, даже уже ученая степень и прочая дребедень, которые все равно не выводят меня из нищеты. Я на таблицы с баллами смотрю с презрением и не уважаю тех, кто их составляет. Пусть мой доход определяет "невидимая рука рынка", чем подлая рука чиновника. Я исключил из своей жизни управленческую надстройку и наслаждаюсь общением ТОЛЬКО с учениками. Чтобы не комплексовать из-за того, что обязан, но не могу научить всех, говорю себе слова Конфуция: "Учу только тех, кто сам ищет знания". И беру только таких.

Но все равно моя нагрузка сейчас превышает 30 уроков в неделю, чтобы накопить денег на лето. Но придет время, и у меня будет работа летом. Есть ученики, которые готовы учиться круглый год. Просто они пока обо мне не знают.

Так что решение всех своих профессиональных проблем я вижу в том, чтобы становиться все-таки востребованным частнопрактикующим, а не школьным учителем. Как хочется творить свободно, самостоятельно определять свое расписание, совмещать работу  с собственным обучением, путешествиями, увлечениями!

 

PS.

Более 70% региональных педагогов подрабатывают репетиторством и до половины доходов преподавателей в регионах приходится на нелегальную деятельность, уточняет издание //http://www.kommersant.ru/doc/3228268

Пора выходить из "тени", коллеги. 

Чернышев Александр Юрьевич

1 марта

Мысленно возвращаюсь назад, в 29 августа, к разговору в кабинете директора лицея. И я понимаю, что мой незапланированный приход в лицей оказался случайностью, способной перевернуть жизнь всей моей семьи. Я не вникал в суть, не думал о нагрузке, про зарплату не спрашивал. Как только предложили перевести своих детей в лицей, я сразу согласился. Я руководствовался не профессиональными соображениями, а поддался родительским чувствам. Как же, ведь в ТАКОМ лицее, куда просто так не попадают, будет учиться мой сын! Артемку мы еще вдобавок забрали из подготовительной группы, а весь год до этого колебались, отдавать ли его в первый класс или подождать еще год. Шанс поступить в лицей, а не, как у нас говорят, в "дворовую" школу, упускать было нельзя. И мы не ошиблись! Надо видеть, как светится мой ребенок, когда я его забираю после уроков. Я не теряю оптимизма, что и старший ребенок со временем все-таки перейдет в лицей. Я понял, что могу пойти работать в школу ради собственных детей. Но это должна быть супер-пупер какая школа, в которой я буду уверен за их будущее. Пусть это будет своеобразным бонусом за ничтожную зарплату и не соответствующую ей нагрузку. С десятью часами в неделю мне бы работалось комфортно. Просто при трудоустройстве я не рассчитал общую нагрузку с репетиторскими часами, не задумался, потяну ли. Мне осталось работать три месяца. Это греет душу, как первомартовское солнышко. Нужно успокоиться и доводить учеников до экзамена. Своих пару десятков и лицейских - три. У меня будет лето, чтобы подготовиться к двум старшим параллелям: сделать программы, подготовить контрольные, распланировать поурочные. Я уже не буду работать "с листа". Уже будет легче. Нужно плотнее заняться олимпиадной подготовкой. В качестве дополнительной услуги буду отшлифовывать свой курс "Обществознание в примерах и задачах" на основе своего интенсива "Эксклюзивный банк примеров для подготовки к ЕГЭ". Я аккуратнее подойду к нагрузке, продумаю удобное расписание. Проблемы этого года решаемы. Впрочем может все в одночасье и закончиться, если администрация решит не заключать новый договор. Поживем - в мае увидим.

Чернышев Александр Юрьевич

4 марта

Так и есть. Потеря трех дополнительных уроков в неделю на платных услугах опустошила мою зарплату. Придется компенсировать на репетиторстве. Жить на самообеспечении, становиться самодостаточным вне государственного сектора - так уже длится четвертый год. А куда деваться? Даже премьер говорит: идите в бизнес, если денег не хватает. Что же делать с работой в лицее? Работать. Относиться к ней как к "чистому искусству". Учиться. Оттачивать профессиональное мастерство в аудитории. Экспериментировать. Если думать о лицее как об источнике дохода, то только испортишь себе настроение. Попробую посмотреть на свою работу в нем по-другому. Лицей - это не доход и не затраты. А вложение, инвестиция. В конечном итоге, в себя, в свое дело. В ребенка, который теперь учится в статусном учебном заведении.

Как репетитор я многих возможностей лишен, какие дает только формальная организация. Как учитель лицея я могу участвовать в учительских олимпиадах и профессиональных конкурсах. И побеждать, как на "Профи-Край" в 2015 году! Учиться на курсах повышения квалификации БЕСПЛАТНО. Участвовать в научных конференциях и публиковаться. Тоже БЕСПЛАТНО, без оргвзносов. Посещать методические семинары и открытые уроки. Пользоваться библиотекой учебного заведения. Формировать олимпиадную сборную. Реализовывать нужные мне исследовательские проекты вместе с учениками. Самое главное - методически оттачивать уроки в больших, разноуровневых и разномотивированных аудиториях. Работа в классе развивает профессионализм быстрее и кардинальнее, чем репетиторство.

Репетиторство - это ремесленничество. Поэтому и выхожу на формирование собственных групп учеников. Главное - педагогическая среда, профессиональное общение, которого мне как репетитору не хватает уже несколько лет. Потому, наверно, и не ухожу из Нашей Сети. Если я не могу в лицее заработать, то я могу использовать его для профессионального роста как частнопрактикующий педагог. Посмотрим, что из этого получится.

Чернышев Александр Юрьевич

5 марта

Да, неужели? Россия становится страной теневого образования. Бюджет 70% российских школьных учителей почти на половину наполняется за счёт неофициальных дополнительных занятий с учениками. Исследование опубликовала «Независимая газета». Увеличить доходы за счёт нелегального репетиторства учителям помог переход на систему ЕГЭ, считают эксперты. Прибыль, которую учитель получает ежемесячно за дополнительную подготовку школьников к экзаменам, даёт ему больше стимулов быть хорошим репетитором, чем готовить детей к ЕГЭ во время классных занятий. Доходы российских педагогов стали значительно зависеть от теневого образования, сказано в исследовании. В регионах доля доходов учителя от репетиторства составила от 30% до 50% от общего дохода. «Если средний уровень зарплаты учителя в регионе 15 тыс. руб., то доход от репетиторской деятельности может варьироваться от 5,2 тыс. руб. до 7,5 тыс. руб.», — рассказала автор исследования, доцент Костромского госуниверситета Наталья Крылова. Исследователи сервиса по поиску работы Superjob выяснили, что в Москве, в отличие от регионов, доходы от репетиторства почти в три раза превышают официальные заработки педагогов. «Несложные расчеты показывают, что заниматься репетиторством выгоднее, чем работать учителем. Только обучая четырех человек в день и работая пять дней в неделю, можно зарабатывать в месяц от 80 до 160 тыс. руб.», — считают исследователи. http://www.ng.ru/economics/2017-02-27/4_6936_russia.html

 

Весьма показательный материал! Я развиваюсь в верном направлении, судя по нему, вместе со страной. И давно уже легализовался, пока другие думают. Нужно занимать новые ниши, придумывать авторские проекты. Конкуренция высока. На подходе обязательный ЕГЭ по истории. Возникла идея предложить эту тему лицеистам для исследовательского проекта. Разработать бизнес-план или маркетинговую кампанию... И им будет интересно, и мне полезно. С трудом представляю, как государство собирается выводить из "теневой экономики" учителей-репетиторов. Административными мерами? Чтобы вызвать социальное напряжение в учительской среде? Расширением платности и дерегулированием образовательной сферы? А как же 43 статья Конституции? Средней зарплатой по экономике за ставку в 18 часов? Тогда дефицит бюджета и "делиться надо". Оставить все, как есть?

Чернышев Александр Юрьевич

7 марта

Очень важная для меня и для других репетиторов информация: "Как стало известно "Ъ", Минюст исполнил поручение Владимира Путина о юридическом определении понятия "самозанятый"" http://kommersant.ru/doc/3235906 Итак, самозанятый — это "физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли". Он не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и иметь наемных работников". Честно говоря, не совсем понял, чем это отличается от индивидуального предпринимателя. Ключевое здесь понятие "личное трудовое участие", по видимости. Раз они решили отнести к ним и репетиторов, придется ждать и изменений в базовую для меня 32 статью закона "Об образовании в РФ", в которой моя деятельность приравнена к предпринимательству. Ну что ж, мне надо очень внимательно следить за изменениями в законодательстве. Может новый статус будет выгоднее статуса индивидуального предпринимателя. Но если создавать образовательный центр, то, конечно, ИП. "Понимая, что принудительная легализация самозанятых вряд ли может быть успешной, Минюст предупреждает, что изменения должны быть направлены на выведение из тени как можно большего числа физлиц этой категории в целях защиты их прав, а не на обложение их платежами и налогами. "При повышенной фискальной нагрузке не будет достигнута цель легализации самозанятых, стимулы для регистрации в качестве самозанятых будут отсутствовать", сказано в докладе. Возможными "пряниками" для вывода самозанятых из тени Минюст предлагает считать информационную, консультационную, имущественную и образовательную поддержку с закреплением ее в законе "О занятости". Приветствую любую поддержку моей деятельности.

Чернышев Александр Юрьевич

14 марта.

На сайте пермской Вышки начали размещать материалы  III Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ «Школа XXI века: стратегии и эффекты образовательных инноваций» (https://perm.hse.ru/okrug/IIImnpk_material) Здесь и моя публикация «Банк примеров» как компетентностно ориентированное задание", первая после длительного перерыва. Один из плюсов работы в лицее. На основе этой разработки мне хочется разработать целый спецкурс "Обществознание в аргументах и фактах". Пока объем материала тянет на авторский интенсив из нескольких уроков, который я изредка провожу в одном частном образовательном центре. Вообще прихожу к выводу, что получал бы больше удовольствия делать собственные мини-курсы и набирать на них учеников. Не только для "натаскивания" на ЕГЭ. Чтобы было в русле стандартов, но без жесткого следования программам, как в школе. Очень хочется вернуться к активной научно-исследовательской деятельности. Мыслей много, материал под рукой, найти бы время, и я бы зарылся в архиве. С нетерпением жду 31 марта, первого дня работы конференции. Так хочется познакомиться с историками из других школ!

Чернышев Александр Юрьевич

15 марта

Исполнилось четыре года, как я уволился из вуза и пустился в "свободное плавание". Это была не потеря рабочего места, а - обретение нового себя. В 2015 году я зарегистрировался ИП, у меня были всего с десяток учеников, призер олимпиады МГИМО и 60 тысяч "отпускных", и я с семьей, впервые вчетвером, поехал на Черное море. В 2016 году - полтора десятка постоянных учеников, победа на учительской олимпиаде, курсы повышения квалификации в Москве за свой счет и 120 тысяч - на лето. И снова - море, солнечная Абхазия. А что теперь? Два десятка своих учеников и больше сотни - в лицее. Это приобретение или потеря? Из сотни - только треть сдает ЕГЭ по обществознанию в этом году, и если я уверен в результате своих учеников на репетиторстве, то о возможных успехах лицейских только гадаю. "Пробник" в пятницу, впрочем, покажет, каков мой вклад в этих учеников. Малая часть учеников из этой сотни дарит мне радость общения и неожиданных озарений, но как много на школьных уроках присутствующих с отсутствующим видом! Как много "тихих троечников"! Это приобретение или потеря? Больше дюжины учеников пытались что-то показать на олимпиадах. Ни один из них не приблизился даже к призовым местам. Это потеря или приобретение? У меня отчасти снова бюджетная зарплата, и это, безусловно, потеря. У меня до сорока уроков в неделю. Это потеря или приобретение? Я уезжаю с сыном-первоклассником в 8 утра и приезжаю в 10 вечера, умудряясь завезти ребенка из школы домой днем и готовиться к урокам - по ночам. Это ли не "геморрой"? Я потерял ощущение комфорта и прежнее достигнутое качество жизни и в работе. Мне вернулось чувство вины и склонность к "самоедству". Я стесняюсь говорить, что я - учитель в школе. И даже "статусность" учебного заведения, в котором я работаю, меня уже не вдохновляет. Год назад я знал цель, чего хочу, сегодня - она мне непонятна. Что дальше? Мне надо вернуть статус-кво 2016 года?

Глаза устали - видели так много.

Устали уши - слышали так много.

Душа изнемогла - дышала долго.

Глаза закрыть и ничего не видеть,

Пусть уши мне заложат, чтоб не слышать,

И душу я замкнуть готов, чтоб не дышала.

Всю эту тяжесть сбросить я хочу.

- Какую тяжесть сбросить? Это ведь я сам.

Я. Райнис

Чернышев Александр Юрьевич

16 марта.

Сходили с учениками на киноклуб "1917". Мы как раз начали с ними учить 20 век. Фильм о несчастной судьбе Николая Второго так себе,особенно закадровый текст, тоскующий по "России, которую мы потеряли", но школьников заинтересовала обильная историческая хроника. Небесполезным было общение с экспертом, профессором из университета, моим преподавателем И.К.Кирьяновым. Фильм имеется в интернете и в моем сообществе Вк (https://vk.com/history_exsam). Я постоянно обновляю контент в нем, но читать и смотреть некогда. Но ради того, чтобы выйти куда с учениками, я даже отменил свои уроки и не заработал 1700 рублей. Не жалею. Не хочу быть просто репетитором...

Пытались показать? Значит, было что показывать! А если кто-то не увидел - сами виноваты. О ззнаниях учеников судить вам. Хотя, по-моему, добиться интереса к получению знаний сейчас важнее.
А вы сами-то комфорта хотели? Не верится, белый вы наш парус с чувством вины.
И за эту радость общения мы платим отсутствием комфорта...

Чернышев Александр Юрьевич

17 марта

И снова... пришел работать в школу. Дежавю, прямо! Позвонила директриса, какие-то проблемы с учителем, предложила довести до ЕГЭ их профильный одиннадцатый по истории. Сошлись по цене, и я...согласился. Теперь у меня к десяти лицейским еще в придачу шесть уроков. Стону, заваливаю работу в лицее, но беру новый класс в другой школе. Это болезнь... Ученикам говорю, что работаю впрямь как скорая помощь, только врачи приезжают к тем, кому тяжело, а я к тем, кому трудно. Трудно подготовиться к ЕГЭ. Скорая образовательная помощь! Теперь у меня еще полтора десятка душ. К сотне лицейских. Девочки и один мальчик. Провожу три урока подряд: диагностирую знания прошлых периодов, решаем реальные задания, оцениваем по критериям ЕГЭ. Каждый видит результат и пробелы в знаниях, получает персональные задания. Привычный формат, как на уроках в моих собственных мини-группах. Администрация дает мне карт-бланш. Там реально есть ученики, которые идут на максимально высокий результат по истории, но есть и проблемные, которые могут не сдать. Дал уже шесть уроков. Кажется, уже принят учениками, потерявшими вдруг привычного учителя. Но мне не нравится третий урок, на котором я пытаюсь разбирать тему по двадцатому веку. Объяснить новый материал - не то же самое, что проверить старые знания. Я чувствую, что комкаю урок. Скатываюсь на противные мне с вузовской поры лекции, не успеваю и опять виню себя за то, что недодал, запутал, заболтал. Если я собираюсь и дальше работать уже не только индивидуально, но и в аудиториях, мне надо срочно овладевать технологией групповой деятельности. Учиться распределять время на уроке. Вот и сижу сейчас, пытаюсь добивать на компьютере раздаточный материал, - запланированный на урок, но до которого на уроке руки так и не дошли,- чтобы выслать в нашу групповую беседу Вк. Но работать мне стало интереснее. Может, от того, что история, а не обществознание. Или школа - другая! Поживем - узнаем. Может, таким образом, я найду СВОЮ школу?

Татьяна Михайловна Захарченко

О-о-оо, Александр Юрьевич! Вы в школе? Поздравляю!Удачи в поисках СВОЕЙ школы)

Чернышев Александр Юрьевич

Татьяна Михайловна, я с 1 сентября в школе, с 11 марта - в двух...

Татьяна Михайловна Захарченко

...и это здорово)...вы молоды и энергичны, Александр Юрьевич)

Чернышев Александр Юрьевич

Это не от молодости и не от энергичности, Татьяна Михайловна. А от нужды. Я не могу позволить себе в своей стране жить на бюджетную зарплату. Мне стыдно. Я комплексую из-за этого. Всю сознательную жизнь. Это чиновникам не стыдно брать взятки. Мне кажется, что властям лучше вытолкать меня в "теневую экономику", нежели допустить, что бы я пялился в зарплатный квиток и проклинал их, или, того хуже, пошел на Болотную. Это благо, что есть альтернатива официальной занятости, а, значит, безработице и низким зарплатам, и я жалею, что годами держался за бюджетные государственные места. Нужно было по примеру многих уходить давно и работать на себя.

Татьяна Михайловна Захарченко

Поверьте на слово, что молодость и энергия не на последнем месте. Ещё в 47 легко вела два класса, в 46 работала в двух школах плюс репетиторство. А с первого сентября оставила 16 часов...всё..."выработалась"...

С новым опытом вас! Скорая помощь - это точно. Со всеми вытекающими: далее - в клинику!
Мне знакомая когда-то сказала, что репетитор - дизайнер. Вещи в доме расставим по местам, правильно и удобно для всех, мелочи для уюта добавим. А учитель - завозит свою мебель в чужую квартиру, сгружает возле подъезда и ждет, чтоб взяли.

Татьяна Михайловна Захарченко

Тонко подметила ваша знакомая, Юлия Юрьевна! ....самое большое разочарование в работе, что отдаёт и ждёт, а "не берут"...(((

Чернышев Александр Юрьевич

23 марта.

Год-два назад, думая как привлечь учеников, я предполагал находить их через школы, а то и учить их прямо  в школах. Я рассылал коммерческие предложения и резюме,  звонил, бывал на собеседованиях, приглашал учителей-историков в свое сообщество ВК, знакомился с ними на курсах, на  олимпиадах, да и "сарафанное радио" работало.  Но я понимал, что в школы нужны постоянные сотрудники на приличную нагрузку, мои условия не могли устроить директоров.  Я не планировал  работать в штате по трудовому договору, чтобы не получать бюджетную зарплату, а дополнительные платные услуги школа предложит, скорее, своему учителю, чем репетитору со стороны.  В конце концов, я решил, что со школами связываться не буду.  Ученики меня найдут сами. И вдруг... в этом году сработало,  и два  (не простых!)учебных заведения вышли на меня. И я к такому повороту оказался не готов. Условия, правда, были предложены не совсем те, которые я изначально заявлял в коммерческих предложениях и в резюме. У меня трудовой договор, бюджетная зарплата, классы, которые едва ли не полным составом не сдают ЕГЭ по моим предметам. Но дело не в  этом. Я понял, что переоценил себя, и выйдя в школу,  кроме ведения уроков по программе, мне  предложить оказалось нечего. 

Лицей дал мне дополнительный урок и три группы. 70 учеников и 13-15 тысяч в месяц на платных услугах в лицее. И я погорел! Ставлю себя на место ученика. Зачем платить деньги за то, что напоминает обычный урок или даже становится прямым его продолжением?

Очевидно, что я должен или становиться полноценным учителем и окончательно переходить в учебное заведение, или, работая самостоятельно, предлагать школе уникальный образовательный продукт, который станет востребованым, и принесет школе деньги родителей за учеников. Посмотрите, какие образовательные продукты с необычными названиями предлагаются сегодня на рынке. "Ментальная арифметика", например, каково?  Моя заточенность на ЕГЭ уже вредит мне. "Натаскиванием" на тесты уже никого не удивишь и не заинтересуешь. Конкуренция за ученика  здесь большая. И если ученик и так сидит с репетитором или посещает дополнителные курсы, то учителю надо изрядно поломать голову, чтобы заинтересовать его на обычном школьном уроке.

Мне надо серьезно переосмыслить свое сотрудничество с учебными заведениями. Сегодня  я работаю с тремя.  Я  могу потерять их, а могу и расширить географию оказываемых услуг. Все -  в моих руках.

Страницы