консультация для родителей "За других или за себя"

Яковенко Галина Анатольевна

За других или за себя?

Как часто человек начинает действовать, прислушиваясь к собственным потребностям? И какие именно потребности являются ключевыми в разном возрасте и для людей с разной социокультурной организацией.

Отвечая на первый вопрос, можно обратиться к знаменитой пирамиде потребностей  А.Маслоу.

Итак,  базовые потребности (физиологические и эмоциональные) – их удовлетворение и предполагает  обеспечение и продолжение жизни. Человек действует с момента рождения для того, чтобы эти потребности удовлетворить. Новорожденный будет кричать, если он голоден, ему холодно, беспокоит физическая боль и дискомфортные состояния. То есть  врождённые рефлексы направлены на удовлетворение базовых потребностей. Мама берёт кричащего ребёнка на руки и начинает ему говорить: « Ты мой самый любимый, моя крошка, сейчас я тебя покормлю (или вымою)». Ребёнок замолкает, чувствуя тепло рук, слыша тембр голоса, несмотря на то, что его потребности удовлетворены не были. И этот период ожидания удовлетворения потребности и есть расширение зоны комфорта. Дети, имеющие врождённые патологии, могут не показать такую реакцию быстрого переключения, но действия родителей в момент «прошения ребёнка за себя» всегда стандартны - показ безусловной любви, принятие таким, какой есть и помощь. Ребёнок рефлекторно « просит за себя». До какого возраста? Когда человек перестаёт просить за себя без чувства вины и чувства страха? Что происходит с осознанием собственной значимости в первую очередь для себя?

В возрасте милом после года, когда частично начинает развиваться вербальное общение и параллельно кризис первого года жизни, некоторые родители забывают о «безусловной любви». Появляются «ты специально что ли?» или « вот вредный какой», « назло мне делает» или « ты прекратишь орать?». Как – то сразу забываются базовые потребности, дети вовлекаются во взрослые отношения с такими эмоциональными проявлениями, как «вредность» (а в этом возрасте это может страх и усталость), «хитрость» (а это всего навсего любопытство), робость ( а это опять таки страх). Позывные и прозвища маленьких исследователей взрослого мира прилипают, срастаются с личностью и становятся неотъемлемой частью. И вот «нытики и рёвы» превращаются в детей с проблемами в личностно – эмоциональной сфере, «бандиты» и «шкоды» - в детей с расстройством двигательной активности. Не всегда и не все. Но родители просто обязаны думать, прежде чем называть своего любимого ребёнка, прежде чем давать оценку его действиям.

 А просить когда перестаём? В этом же чудесном дошкольном возрасте, когда социализируемся, расширяется зона коммуникаций – кружки, секции, сады, развивающие центры. Детей в группе становится много, а значимый взрослый один. Ребёнок слышит субъективное мнение этого взрослого про себя, своё поведение и своё мнение. Ребёнок слышит мнение своих сверстников о себе, своём поведении и поступках. Потребности остаются прежними – хочется быть в тепле, сытости и физическом комфорте, хочется любви, понимания и уважения, принятия себя таким, какой ты есть. В этот период и возникают противоречия. Педагог, воспитатель, учитель озвучивает  успешность и неуспешность, делает замечания по поводу поведения, не всем и не сразу даёт возможность удовлетворить потребности. Дети учатся терпеть – уровень комфорта расширяется и возникают такие мысли: «не буду проситься в туалет на занятии – а то Мария Ивановна будет ругаться». Или « не попрошу попить на улице, на прогулке, потерплю, ведь нянечка ещё не вынесла воду». Или ещё « меня поставили в пару с эти драчуном Костиком, я не хочу, но терплю». Зона комфорта становится настолько широкой в школе, что во взрослую жизнь дети вступают с мыслью, что высказывать своё мнение и свои желания в обществе «наказуемо», «опасно» и « неприлично».

Приведу пример высказывания школьного учителя. « Вы недостойны учиться в нашем учебном заведении, вы, дети, занимаете чужое место, не делаете ничего для того, чтобы школа гордилась вами». Или  « ребят перед экзаменом лучше не кормить, они, когда голодненькие, лучше соображают.»

Да, всё это субъективные фразы, но они имеют место быть. Ребёнок верит взрослому, научается жить в мире, где слово «терпеть» - часто повторяющееся и очень выгодное. Для кого? Вся иерархия в обществе выстроена так, что группа людей «за себя», а остальные вынуждены терпеть, выживать и не роптать. Послушным обществом управлять легче. Поэтому вся пирамида потребностей Маслоу,  у многих людей не доходит до верхней части – где осуществляется потребность в самореализации. В современном мире растёт уровень различных зависимостей ( химических, технических, пищевых и т.п.). Всё это самый простой способ убежать от реальности, от возможности «просить за себя» - отстаивать свою точку зрения, свободно высказывать мнение, жить по своим правилам и быть верным своим интересам.