«Я радуюсь 1 сентября, как Новому году». Как живётся репетитору без работы в летние каникулы

Чернышев Александр Юрьевич

Не знаю, как вы, а я с нетерпением жду 1 сентября. Наконец-то познакомлюсь с учениками, уже выбравшими репетитора. Жалко, встреча с ними затянулась на целое лето. Увы, я пока, как и школьный учитель, вынужден отдыхать не тогда, когда захочу, а именно летом. Хотя мечтаю стереть понятие «учебный год» и учить круглогодично. Ведь в отличие от школьного учителя, я в лето ухожу без отпускных.

По деньгам, заработанным на лето, сужу, насколько успешным финансово был прошедший учебный год. Мои доходы в течение календарного года распадаются на две части. Первая — это доходы, зарабатываемые на лето. Они поступают на расчётный счёт ИП и тратятся летом. Три дня в неделю я работаю, чтобы откладывались эти средства. Вторая часть — то, что зарабатывается на текущие расходы и на страховые выплаты. Это ещё четыре дня в неделю. Очевидно, мне надо сокращать время, в которое я зарабатываю только на расходы. Чтобы летом жить семье из четырёх человек, мне надо зарабатывать в остальное время хотя бы 55-60 тысяч рублей в месяц. И при этом платить налоги и страховые взносы.

А меня, кстати, в этом году налоговая оштрафовала, представляете? Правильно сказать, взыскала. Обнаруживаю «пропажу» с расчётного счёта шестисот рублей. Открываю для себя ст. 46 Налогового кодекса. Пойду, конечно, разбираться. Не знаю, грустить мне или радоваться. Государство, наконец, обратило внимание на меня, на репетитора. Значит, мой самостоятельно заработанный рубль для него, государства, значим.

В этом году, увы, мне не удалось создать резервы на летний период. На карточке к середине июня остались 25 тысяч. Написал заявление на закрытие ИП, чтобы сэкономить на платежах во внебюджетные фонды. Вот и всё. Снова на распутье…

Думаем с семьёй, что делать? Я отправляю всех к родителям, бабушкам, дедушкам, пока жена в отпуске. Думал искать подработку, но рассудил в итоге по-другому: затраты времени на подработку не стоят денег за неё. Выгоднее сосредоточиться на подготовке к новому учебному году. Я должен создать такие образовательные продукты, которые «выстрелят» в сентябре. Поэтому весь июль, пока был дома один, я торопился, записал десяток скринкастов с видеоуроками, выходил только до магазина.

Жил на 100-150 рублей в день. Зато какой был драйв! Поймал себя на мысли, что учитель — это такой человек, недосказанный, что ли. Нам обычных уроков, чтобы высказаться до конца, мало

Опубликовал четыре поста в «Меле». Пишу вдогонку уходящему лету пятый. Я рад, что второй раз встречаю 1 сентября с «Мелом». Мне приятно, что героями блога становятся мои ученики. Совсем здорово, что мои ученики сами начинают писать в «Мел».

Писать с ребятами научно-популярные лонгриды, создавать сайты исторических деятелей или даже вести блог класса — всё это отличные идеи для проектной деятельности. Хочу серьёзно заняться темой для самообразования «Медиатексты в деятельности учителя на уроке и во внеклассной работе». Уже думаю, какие идеи для тем и онлайн-ресурсы предложить своим ученикам в новом учебном году.

Я бы хотел, чтобы моими соавторами и героями стали и коллеги. Поэтому вступаю в пермский клуб «Пишут учителя». Рассылаю всем знакомым педагогам письма: «Если у вас есть своя замечательная педагогическая история, если вы эксперт в своей области, если вы столкнулись с несправедливостью и нарушением ваших прав, я напишу об этом сам или предоставлю свой блог как место для ваших мыслей и идей. Всё бесплатно и никакой рекламы. Мой блог — это социальная площадка для образования».

Я счастлив, что «Мел» вернул меня в журналистику. Вместе с этим вернулась вера в свою профессию — учителя.

Моё присутствие в сети летом, наверно, увеличилось в разы. Я понимаю, что у меня нет других способов без особых финансовых затрат заявить о себе и привлечь новых учеников. Мне нужно каждый раз придумывать для них что-то новое. Потенциальный мой ученик должен увидеть меня за работой, чтобы принять решение прийти ко мне.

Есть и тревога: а будет ли востребовано моё творчество? Беспокоит состояние неопределённости: смогу ли я обеспечить себя уроками с сентября? Каждый год перед сентябрём у меня начинается лёгкая паника: не придётся ли снова искать работу? Не хочу возвращаться на зарплату.

 

Как я и планировал, еле дотянул со своими деньгами до 1 августа. 2 августа день рождения дочери. И я решил выкрутиться, как многие россияне в таком случае. Пошёл в банк. Мне повезло. В один час я стал владельцем неслыханного богатства — шестидесяти тысяч рублей. Отдаю дочери кредитную карту, а потом любуюсь ею в обновах. Красавица! Сыну покупаю путёвку в летний городской лагерь.

Бедность страшна не столько тем, что вынуждены отказывать даже в самом необходимом, тем, что сегодня пришлось обойтись без мяса в рационе, а в новой квартире уже полгода нет даже телевизора и некоторых удобств. Это всё можно пережить. Ведь это временно. Бедность невыносима другим. Изоляциией, обрывом профессиональных связей, снижением мобильности, невозможностью развиваться в своей среде. Я бы очень хотел, например, летом поехать на выездную школу педагогов. Поучиться новым технологиям и активно отдохнуть, я хочу увидеть мир и напитаться новыми впечатлениями и знаниями, чтобы потом раскрыть это многообразие красок жизни своим ученикам.

Хочется быть современным. Вместо этого я из года в год изощряюсь, как поддержать жизненный уровень семьи.

А теперь, когда государство грозится повышать налоги, штрафы для предпринимателей и пенсионный возраст, нет-нет да и возникает вопрос: как работать дальше?

…Ночь. Я набиваю этот текст, сидя за столом в новой и пока полупустой четырёхкомнатной квартире. Мы всё-таки сделали это! Пусть и ценой наших летних лишений. Уверен, продолжи я сидеть на бюджетной зарплате в школе, ждал бы у моря погоды бесконечно, не решаясь на ипотеку.

Я не готов морально уходить в тень. К хорошему быстро привыкаешь. Я вырываюсь из тени, что есть силы. Слово «тень» здесь употребляется в экономико-правовом смысле, как «теневая экономика». Уход в неё — это стратегия выживания, а не развития. Не хочу. Профессионально развиваться можно, только работая легально.

Но слово «тень» имеет и житейский смысл, обозначающий «уход в сторону», самоизоляцию, одиночество. И я понимаю, что стремление к публичности неизбежно выводит меня на окружение, которое мне чуждо, на взаимодействие с формальными организациями, статусными лицами, которых я избегаю, на официальные встречи и протокольные речи — на всё то, что режет слух и раздражает глаз, к сожалению, даже 1 сентября, и без чего мне сейчас, в общем-то, комфортно жить.

И только каждое обращение ко мне ученика заводит меня с пол-оборота. Так хочется работать в удовольствие, не оглядываясь на время, и больше не нуждаться! Поэтому я радуюсь наступлению 1 сентября, как новому году.

https://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/50326-ya-raduyus-1-sentyabrya-kak-novomu-godu-kak-zhivetsya-repetitoru-bez-raboty-v-letniye-kanikuly

 

 

 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

До слёз обидно... Система перемалывает НАС опытных и преданных школе педагогов, но не жалеет и ВАС молодых современных... Жаль... Жаль уже не только себя... жаль учеников... - многих способных творческих, любящих их и свою профессию учителей, знающих как учить, кто мог бы быть рядом с ними в школе и после школы, со временем совсем не останется... Жаль Вас, Александр Юрьевич... Часто мысленно или на страницах этого сайта, я с вами разговариваю, иногда спорю, но подсознательно всегда очень хочу, чтобы Вы "прорвались" со своим безукоризненным знанием предмета, желанием учить, быть нужным в образовании... От души желаю Вам ПОБЕДЫ в вашей сложнейшей борьбе с грустной реальностью...