Сценарий воспитательного мероприятия, проведенного в мастерской художественного вязания «Русский стиль» «Наши помощники - правила культурного поведения»

Боброва Марина Алексеевна

Цели:

- расширить знания детей о культуре внешнего вида и о правилах культурного поведения;

- развивать навык культурного поведения, память;

- воспитывать доброжелательность, внимательное отношение к людям.

Ход занятия

Вводная часть

- Здравствуйте, сегодня я проведу беседу, которая называется «Наши помощники - правила культурного поведения».

Мы с вами поговорим о культуре внешнего вида, как нужно себя вести на занятии, на улице, в транспорте, в театре, кино, концерте, за столом и о хороших манерах.

Основная часть: Непоправимую ошибку допускает тот, кто недооценивает утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, кто уклоняется от физического труда, занятий спортом.

Молодое лицо привлекательно свежестью. Однако этот природный дар требует бережного к нему отношения. Разрушать здоровье – значит ухудшать свой внешний вид. Курение, пренебрежение к нормам сна и питания способствует этому. Продолжительность сна должна быть 9 часов. Важно соблюдать режим труда и отдыха: вовремя вставать, ложиться спать, готовить уроки, обязательно бывать на свежем воздухе.

- Наш разговор мы начнем с культуры внешнего вида.

Редко кто из нас равнодушен к тому, какое впечатление производит на окружающих. А оно во многом зависит от внешнего вида. Внешний вид человека создают не только его природные данные: рост, телосложение, черты лица, цвет кожи и т. д., но и мимика, жесты, походка, одежда. Юношам и девушкам свойственно желание быть привлекательными. И если черты лица, рост, комплекция юноши или девушки не отвечают воображаемому идеалу, то начинаются необоснованные страдания. Вот несколько признаний школьников: «Стыжусь своего носа – картошки», «Переживаю за торчащие уши», «Ни на минуту не забываю, что мал ростом, значит, никому не понравлюсь».

Наружность играет немалую роль в жизни каждого человека. И каждый может стать по-своему красивым. Были бы только желание поработать над собой и терпение.

Общее впечатление о человеке зависит от того, как он ходит, стоит, садится. Походка в развалку, привычка горбатиться может испортить впечатление от самой красивой внешности. Школьникам необходимо следить за своей позой, когда они сидят за партой, столом, компьютером, чтобы предупредить развитие сутулости.

Каждому человеку нужно научиться критически воспринимать и оценивать самого себя, настойчиво избавляться от некрасивых привычек. Культура внешности является итогом непрестанного труда над собой.

Чтобы выглядеть аккуратным, ты должен уметь почистит свою школьную форму, вычистить ботинки, пришить пуговицы, погладить свои вещи. И не быть такой неряхой, как стихотворение «Неряха».

Тротуар ему не нужен

И расстегнут воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик,

Он портфель нести не хочет

По земле его волочит,

Сполз ремень на левый бок

И штанины вырван клок.

Мне признаться не понятно –

Что он сделал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином?

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

- А теперь мне скажите, что нужно делать, чтобы внешне быть похожим на культурного человека?

Сейчас мы с вами побеседуем о правилах культурного поведения. Скажите, пожалуйста, как нужно вести себя на улице?

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица.

К одежде, в которой мы выходим на улицу, нужно быть очень требовательными. Нельзя допускать неопрятности и небрежности в туалете.

- А сейчас расскажите как нужно вести себя в транспорте?

При посадке в трамвай, автобус, поезд нужно придерживаться очереди, уступая первенство старшим и женщинам. Воспитанный человек всегда сначала пропустит женщин, а потом войдет сам. Всегда уступает место пожилым и женщинам всех возрастов. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека стоящего рядом. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. Если женщина едет с мужчиной, он первый проходит к выходу, прокладывая ей путь, первым выходит, помогая сойти женщине.

- Скажите, а как надо вести себя театре, кино, концерте?

Во время действия не разговаривай, не скрипи креслом или стулом, не вертись, не шелести конфетными обертками. Проходить на свое место нужно лицом к сидящим. Из зрительного зала в гардероб нельзя выходить до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли попрощаться со зрителями.

Придя в кинотеатр, зритель в головном уборе должен его снять, чтобы он не мешал сидящим за ним.

А как вы запомнили это правило, вы можете убедиться в этом сами. Завтра вы пойдете в кино и проследите друг за другом, все ли выполняете это правило.

- А кто мне расскажет, как нужно вести себя за столом?

За столом веди себя спокойно, непринужденно, как дома. Хозяйка должна садиться за стол первая желая гостям приятного аппетита и заботиться, чтобы каждый имел все необходимое. После еды хозяйка поднимается тоже первая (если все уже поели). Чтобы чувствовать себя удобно за столом следует сидеть на стуле глубоко, а не самом краешке, немного наклонившись вперед. Ноги под стол не вытягивай, не закидывай ногу на ногу, держи их возле стула. Локти на стол не кладут, только кисти рук. Закончив еду губы и руки вытирают бумажной салфеткой. Помни: что воспитанные люди едят спокойно, не издавая никаких звуков, не чавкая, не фыркая. Не спешат, не набивают рот – жуют с закрытым ртом и не разговаривают при этом. Не читают во время еды журналы, газеты, книги. Не делают замечаний хозяйке – не критикуют еду, даже если она не по вкусу. Вставая из-за стола, говори «спасибо».

Вы все школьники и должны знать правила поведения в школе и в классе. Кто о них расскажет.

На уроках не вертись, не разговаривай с товарищами. Хорошо веди себя в раздевалке, столовой. На переменах не носись по коридору, не толкайся, не дерись. Если опоздал на урок входи в класс только с разрешения учителя. Не сори в классе и не рисуй на партах.

- Я сейчас буду читать отрывки из стихотворения С.Я.Маршака «Школьнику на память» и посмотрю, умеете ли вы выполнять правила поведения в классе, а вы должны их продемонстрировать.

Парта это не кровать.

И нельзя на ней лежать. (правильно садятся)

Ты сиди за партой школьной

И веди себя достойно.

Учитель спросит – надо встать (все встают)

Когда он сесть позволит – сядь. (все садятся)

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними. (поднимают руки)

Я думаю, вы запомнили правила и не будите их нарушать.

И в заключении я вам расскажу о хороших манерах.

Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают человека. Следует учиться красиво ходить, прямо держаться. Никогда не следует стоять на расставленных ногах. Необходимо уметь легко и красиво подняться по лестнице и так же красиво спуститься. Нужно уметь правильно сидеть.

Молодым людям не следует держать руки в карманах брюк. Некрасиво размахивать руками при ходьбе, энергично жестикулировать при беседе.

Воспитанный человек постарается воздержаться от зевка. В крайнем случае можно зевнуть «внутрь», но осторожно. При покашливании следует слегка повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой, при резком кашле приложите ко рту платок.

Нельзя показывать пальцем особенно на человека; смачивать палец слюной, листая страницы книги; поглядывать на часы при разговоре с гостем; хлопать дверью.

А сейчас прочитайте эти слова, как вы понимаете эти высказывания.

« Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. »

Иоганн Вольфганг фон Гете

Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь.

Конфуций 
Нужно вести себя так, будто мир - это огромный сверкающий подарок, который ты разворачиваешь каждое утро.


Достойное поведение - лучшее проявления себя, как человека.

Итог

С какими правилами поведения вы сегодня познакомились?

Как нужно вести себя на улице, в транспорте, в кино, за столом, в школе и классе?