Психиум

Мудрецов Игорь Вячеславович
Многим покажется удивительным, но автоматическое мышление человека превалирует над осознанными реакциями. Я уже говорил об этом, это свойство нашего ленивого мозга, он  любит этот автоматизм, узнавание, для него это кайф. Но мы не умеем этим свойством пользоваться, причем совершенно, в массе своей.
 
Вместо того, чтобы осознав это поставить на службу периферическое сознание, мы начинаем его третировать - заставляем концентрироваться, сами не осознавая, что вскоре это приведет к торможению и чем дальше, тем больше.  Казалось бы, этому должны учить именно нас в первую очередь, учителей, но нет. Мы не используем ни одного физиологичного психического, психологического свойства личности в своей работе, максимум на что горазды - это метод кнута и пряника. А на самом деле-то мы зависим, наш мозг зависит от эмоций, но мы от них отмахиваемся. "Какие такие эмоции? На уроке не до эмоций!". Мы все сводим к уроку, но образовательный процесс, школа, это не только уроки... Но и там важна психология, экспрессия учителя, эмоции учеников.
 
Эмоции, а не психоз. Это совершенно разные понятия.
 
Радость, Восторг, Надежда, Гордость, Нежность, Благодарность, Восхищение, Любовь, Умиротворение, Умиление, Безмятежность,
Воодушевление, Азарт, Ликование, Симпатия, Предвкушение...
 
Или -  Гнев, Раздражение, Возмущение, Недовольство, Обида,  Отвращение, Презрение, Бешенство, Злость, Досада, Зависть, Негодование, Злорадство, Неприязнь, Ревность...
 
Мало? Страх, Беспокойство, Тревога, Ужас, Паника, Испуг, Волнение, Настороженность, Боязнь, Опасение, Трепет...
 
Печаль, Грусть, Разочарование, Тоска, Сочувствие, Отчаяние,
Скорбь, Сожаление, Огорчение, Жалость, Горе, Стыд, Вина, Смущение, Неловкость, Неудобство...
 
Я не говорю, что им место всем в образовании поголовно, но, е-мое, они почти все там присутствуют в какой-то момент или могут присутствовать. И уж точно, об этом прекрасно знают другие, те же психологи, актеры.  Знают и умело используют в своей работе. А почему мы не используем?
 
Странно это.  Конечно, в вузе мы получаем какие-то азы, но это мизер, не дающий даже понимания того, как это работает. Почему так? Мне это непонятно.
 
Почему это свойство нашего мозга используют маркетологи, рекламщики, продавцы, но почему-то  не использует образование, словно совершенно забыло о банальной психологии и физиологии?
 
Особенностью человеческой природы и психологии является то, что зачастую при принятии решений мы не используем всю имеющую отношение к делу доступную информацию. Мы склонны учитывать только какую-то часть целого, что влечет за собой немало ошибок. происходит это автоматически и только потому, что это в нас заложено природой - концентрация и отсечение, как нам кажется, менее значимого.  Однако, интуицию никто не отменял, но об этом как-нибудь в другой раз, сейчас хочу остановиться на  автоматизме  мышления и паттернах  (см. предыдущий блог).
 
Этот автоматизм проявляется повсеместно. Это и стандартные стереотипы (паттерны), как поведения, так и реакции на какие-то раздражители (что тоже можно рассматривать, как паттерн).  Это и стремление соответствовать созданному образу и совершенным действиям. Да, не удивляйтесь, мы вначале делаем, а потом думаем, очень часто так происходит. Мы все, без исключения,  стремимся соответствовать тому, что мы уже сделали. Причем мы поддерживаем этот образ самого себя как в глазах окружающих, так и в своих собственных. И не обязательно, что эти действия были исключительно благими и положительными.
 
Это и устойчивый паттерн "услуга за услугу". Мы, на полном автоматизме, стараемся отплатить за то, что другой человек для нас что-то сделал. Это биологическая потребность, особенность человеческого подсознания, ставшая стратегией выживания человеческого общества. Это и стереотип социальных обязательств и доказательства,  который заключается  в том, что мы подсознательно формируем свою точку зрения (якобы правильную) на вопросы в которых до конца не разбираемся, под влиянием  более сведущего человека, хотя вовсе не обязательно, что его точка зрения правильная. Это и паттерн однополярности, которым с успехом пользуются политики, затрагивая личностные струны, но скрывая при этом обратную нелицеприятную сторону медали. Все, без исключения.
 
Этим всем пользуются, чтобы нами манипулировать. С успехом пользуются и их учат этому. Но дело-то в том, что секрета же в этом нет никакого. А мы плачем - ах, как же нам заставить Петю, Васю, Машу, учиться, решать, выполнять, думать, вести себя адекватно и т.п. А ответ-то на поверхности. Приемы уже разработаны. Люди уже ответили "как" и с успехом пользуются в отношении нас же самих. Не детей, взрослых людей.
 
Так почему не использовать эти знания в благих целях?
Почему, там где так важна психологическая составляющая, она всеми забыта? А надо бы этот пласт поднимать. Психология и нейропсихология личности, основы управления, даже НЛП - все это можно поставить на службу образованию. И результат, как мне кажется, превзошел бы все ожидания.  
 
Продолжение следует...
 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Глас вопиющего в пустыне... ))) Вон даже модераторы "затирают". Хотя казалось бы надо на первую строчку вывести. Например:

Темперамент, что определяет стиль поведения человека. Кто-то учитывает это при построении урока? Сомневаюсь. А надо бы.

Особенности восприятия информации, каналы восприятия. (Визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы) Слышали краем уха, кто-то знает, но не используем, всех под одну гребенку. Ни в одном конспекте я не увидел еще ни разу учет этих параметров.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Интеллект и его психологическая готовность к обучению, адаптации, рациональному мышлению. Не учитываем, расчет только или на самого слабого, что чаще, или на самого сильного.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Характер, что определяет отношение к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Плевать мы хотели на это, зачем нам (почти богам) учитывать чей-то характер? И не учитываем.

Коммуникация. Вербальная, невербальная, семантическая (смысловая), т.е. манера общения.
Кто-то задавался вопросом, а почему он во время урока стоит именно в этом месте или сидит, или ходит по классу, как говорит, какие жесты при этом он использует и использует ли вообще, кто-то учитывает это при разработке урока? Сомневаюсь.
А надо бы. Способность к групповому взаимодействию, тоже мало кого интересует.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Не учитываем и индивидуальные особенности мозговой активности личности, такие как, например, гибкость ума, адаптивность, продуктивность, эмоциональность, ценностные и мировоззренческие самооценки.

Не учитываем даже физиологию мозга. Знаем, слышали когда-то где-то, но всем на это плевать! Нам говорят, что подросток не должен проводить больше 15 минут
подряд за компьютером, а нам плевать это, слышали, что не может, в силу своей физиологии больше 5-10 минут удерживать концентрацию внимания, а нам снова плевать.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Почему это все прекрасно знают мошенники, политики, медики, психотерапевты и многие другие, знают и умеют этим пользоваться для достижения результата, а мы не знаем или отмахиваемся?

Мудрецов Игорь Вячеславович

А что вы знаете о НЛП? Слышали. Но ничего не знаете и только когда вас `обули`, вспоминаете, что, дескать словно загипнотизировали, околдовали и прочее, а ведь ни какого тут колдовства нет и в помине.

НЛП позволяет человеку полностью управлять собой: своим телом, физическим состоянием и здоровьем, своими мыслями, эмоциями, чувствами, страхами и
предрассудками. Человек способен регулировать свой вес, давление, температуру тела, сердцебиение, общее самочувствие.

С помощью НЛП-техник можно вызвать у себя ощущение радости и легко избавиться от любых негативных переживаний. Но ладно мы сами, но ведь ...

Мудрецов Игорь Вячеславович

Но не только на себя это направлено. Эти техники позволяют манипулировать другими людьми. Влюбить, разлюбить. Расположить к себе кого угодно, договориться даже с самым несговорчивым человеком, убедить в чем либо. Получить тот ответ, который тебе нужен, и то действие, которое приведет к нужному тебе результату. Успешно провести переговоры, вызвать симпатию у начальника, убедить кого бы то ни было в необходимости чего-то, и так далее, все с максимальной выгодой для себя же.

Этим пользуются... но другие. А мы считаем себя выше этого. Действительно, а зачем, нас и так всему выучили при царе горохе, к чему заниматься саморазвитием, образованием себя-то, и так все знаем и умеем. В конце концов, мы же не товары
продаем, мы педагоги, нам подобные фокусы не к лицу, мы боги.

Мудрецов Игорь Вячеславович

А много ли вы знаете о психических отклонениях? О том, как с такими детьми работать? Модное словечко инклюзия. Как часто его слышать приходится? Часто сегодня.

А вникаешь, нового ничего тут нет. А начинаешь интересоваться `как?`, `почему?`, оказывается, никто ничего толком и не знает, кроме тех кто реально с ними работает. Почему бы это? Ждем когда появятся подобные ребятишки? Тогда учиться и постигать начнем что-то, наверстывая? Ни о физиологии, ни о психологии, ни о нарушениях психики и развития, никто ничего толком не знает.
Да и зачем? Есть же интернет. Статью умную всегда можно при желании стырить когда надо будет. Для аттестации. Можно еще прочитать ее, термины запомнить, чтоб красиво говорить. Вот, это мы умеем, говорить. Но как до дела доходит, увы,
почему-то никто растолковать не может, а что это, а почему так происходит, как эту говорильню донести до слабослышащего, как вести себя с дауном, какие приемы необходимо использовать в работе в случае ухудшения зрения у ребенка.

Но дело не в том, что не знаем, все знать невозможно, дело в том, что и знать не хотим! В этом вся проблема.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Немного про невербалику. Кто-нибудь учитывает в своей работе данный параметр? )))

Язык тела заложен в человеке даже глубже, чем мимика или способность говорить. От языка вашего тела зависит не только понимание ваших слов собеседником, но и то, как он чувствует себя рядом с вами и верит ли вам вообще, доверяет ли тому, что вы говорите, поэтому невербалика в образовании очень важна. Причем, это все
происходит неосознанно, на уровне глубин нашего подсознания и свойственно всем без исключения. Это, если хотите, глубинная генетическая память.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Властные позы, выражающие силу и доминирование, и положения, выказывающие беспомощность и слабость, отстраненность от собеседника или наоборот
демонстрация расположения, несоответствие жестов произносимым словам и т.п. - все это должно быть использовано (не использовано) осознанно педагогом. Это хорошо знают и используют в своей работе продавцы, психологи, медики.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Скажем последние, даже по позе пациента могут с легкостью определить его общее состояние, например: 2 гормона, избыток или недостаток одного из них существенно влияет на здоровье, равно как и влияет на невербальную информацию, что предоставляет больной врачу:

- Тестостерон гормон силы и власти. Помимо своих основных свойств, тестостерон является одним из главных биологически активных веществ, влияющих на общее самочувствие, работоспособность человека и его уверенность в себе, которая проявляется внешне очень сильно.

- Кортизол гормон стресса. Повышенный уровень кортизола способствует появлению бессонницы, раздражительности и чувства собственной беспомощности, отсюда соответствующие позы и жесты.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Подобной литературы сейчас много, одним из первопроходцев стал Аллан Пиз с бестселлером "Язык телодвижений":

" ...Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда
мы говорим, что у нас предчувствие, или что шестое чувство подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами."

Скачать: http://clck.ru/N4r6o
А вдруг пригодится. )))

Мудрецов Игорь Вячеславович

Еще один пример. Учитель обычно всегда говорит правильные вещи, но всегда ли это работает на результат? Всегда ли надо говорить конкретные вещи?
Есть такой прием в НЛП - он так и называется - "неконкретная речь". При помощи неконкретной речи мы можем создавать рамки восприятия, которые сам человек (ученик) будет наполнять подходящим содержанием. Вот вам практически установки ФГОСа.

Таких точек соприкосновения очень много. Если говорить о неконкретной речи, то таким примером может стать текст гороскопа. Некое отвлеченное описание, в котором каждый найдет что-то свое, которое подходит абсолютному большинству.

А целей неконкретной речи можно достигнуть сразу 2 - создание раппорта и стимулирование мыследеятельности ученика. Раппорт, если кто не в курсе - это состояние, участия в единой успешной коммуникации. Интерес, доверие, понимание,
взаиморасположение. Все это раппорт. Раппорт появляется, когда люди начинают действовать как единая система. Хороший пример - парные танцы,
когда вместо двух танцоров появляется "пара", двигающаяся как единое целое.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Стереотип деятельности учителей-исполнителей происходит от средневековья от 1632г., после создания Я.А.Коменским Великой дидактики. Поскольку тогда учителя понятия не имели о психологических закономерностях и их применении в управлении учащимися, поэтому этот средневековый стереотип деятельности сохранится до замены учителей на искусственный интеллект. А жаль.

Мудрецов Игорь Вячеславович

))) не с той ноги ноги встал похоже. Надо повторить.

Рыбальченко Марина Павловна

Доброе утро!Игорь Вячеславович, меня всегда интересовали вопросы раскрытываемые Вами... но мало знаний и в окружении нет человека с которым можно обсудить.. НЛП в образовании, не приведет ли это к тому, что у ребенка не будет свободы развития, дети будут похожи друг на друга, с одинакомвыми мыслями, желаниями...ведь его запрограммирует учитель на определенный результат?
И еще, почему бы в школьной программе с старших классах не запланировать знакомство с невербальными средствами общения?
Благодарю за очень познавательный материал

Мудрецов Игорь Вячеславович

Здравствуйте, Марина Павловна! Спасибо за комментарий. На этот вопрос ответить несложно. Дело ведь не в том, что запрограммировать сознание, а в том, что запрограммировать результат. Чувствуете разницу? В первом случае программа блокирует или существенно корректирует мышление и свободу творчества, во-втором, же лишь вносит коррекцию в вектора приложения сил. Ведь речь не идет о том, чтобы рассматривая, например, теории происхождения жизни "зомбировать" (простите, за это словечко, но сложно подобрать слова, без использования терминов вам не знакомых) на установку, что жизнь результат эволюции (по Дарвину), вовсе нет, наоборот, чем шире доказательная база остальных теорий, тем больше вариативность творческого начала. Но "зомбировать" на творческий поиск, это именно та цель, которая и требуется от методов коммуникации. Отсечь деструктивные желания и помыслы, тоже по силам НЛП. Все, естественно, зависит и от личности самого педагога. Но тоже самое мы вполне можем сказать и без использования этих методов.

Ну и еще момент, раппорт, т.е. согласие, единообразие движений, но не их идентичность, ведь партнер в бальных танцах не есть зеркальная копия другого, а лишь его продолжение, действующая в полном согласии с его движениями. Как часто у нас возникают конфликты с учениками? В 99 % случаев, явные или не явные. "А мне этот предмет в будущем не понадобится", "я не принес тетрадь, а поэтому, я вообще ничего на уроке сегодня делать не стану", "я вчера поздно лег и сегодня мне хочется, чтобы все от меня отстали" и т.п. Все это конфликт. Задача НЛП как и заключается в том, чтобы устранить (ввести калибровку этих обстоятельств) любые препятствия в достижении цели. А цель у нас, как известно на уроке одна, сформировать представления о чем либо. А вот задачи уже разные, это воспитание, что тоже вполне под силу коммуникативным практикам калибровать и различные обучающие задачи, требующие калибровки так же в той или иной степени.

Конечно, если подходить исключительно с позиций внушения (а собственно, чаще всего так и происходит и без НЛП), то существует риск трансформации личности, что говорится "под себя". Но думаю, человек, педагог, способный осознать это и освоить, вряд ли возьмется программировать на что-то отрицательное, понимаю всю меру ответственности. Именно знание в данном случае является мерилом этой самой ответственности. "Мирный атом".

Невербалика очень важна, мы сами не осознаем на сколько. И с этим надо знакомить детей обязательно и самим четко понимать, что наши жесты и действия порой могут дать совершенно противоположный результат, нежели тот, что ждем от ученика. Вы никогда не будете восприняты, если дистанцируетесь, например, или ваши жесты будут выдавать информацию о заведомой лжи, в противоположность вашим словам. Ведь, скрещенные руки (дистанция) или постоянное касание носа (явный признак), или даже просто регулярное поправление очков (не явный признак лжи) начисто перечеркнет все ваши правильные слова, т.к. эта регистрация заложена в нас на уровне подсознания.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Да и еще. Естественно, этот пост не отвечает на многие и многие вопросы, это лишь попытка привлечь внимание к этим вопросам. Здесь нет рецептов как добиться того или иного, потому, как эти темы требуют изучения и желания самого педагога. Думающего и стремящегося развиваться. На портале висит письмо Лихачева, вот он там как раз про это говорит. ))) Другие словами, о другом, но в то же время именно про это. Эта запись лишь вектор приложения сил и метки откуда этот вектор надо построить.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Проблема современного образования как раз и заключается в том, что мы эти знания психологии, возрастной физиологии, а равно как и воспитания, отбросили, поставив во главу угла лишь эмпирическое знание. Если в советские годы это компенсировалось идеологией, впрочем вполне успешно, то сейчас нет и этого. А все те жалкие попытки, что сейчас предпринимаются, патриотическое воспитание, юнармия и т.п., носят лишь точечный результат, не дающий полномасштабного решения существующих проблем.

Рыбальченко Марина Павловна

Благодарю за ответ! Была уверена, что невербальные жесты мы выбирает неосознанно. Объясню... Зная о скрещенных руках (закрытость и нежелание общаться с определенным человеком), о сидении на крае стула(напряженность и желание вскочить в любую секунду), о потирании носа (ложь) и т.д. я в общении с человеком, общение с котрым неприятно, допускала эти жесты и ловила себя на мысли, что "ну, вот... опять я сложила руки на груди", но ведь осознание приходило после самого жеста. Как контролировать себя, взрослого человека?

Мудрецов Игорь Вячеславович

Я об этом поведаю в последующий постах в ближайшее время.

Рад, что кто-то заинтересовался. Пока только намекну - а если бы вы были актером, а не педагогом, как вы думаете, было бы проще?

PS\ хорошо уже, что вы это знаете, это возможность навести коррекцию. Сразу же, по ходу урока, другое дело бы, если бы не знали и вовсе не обращали внимания на такие "мелочи".