Фокус

Мудрецов Игорь Вячеславович

"Скажи стоп в любой момент"

девиз клуба анонимных алкоголиков,

успешно взятый на вооружение фокусниками

 

Но не про фокусников пойдет речь в этой статье и даже не про алкоголиков. Хотя и те, и другие могли бы стать ее участниками.  Речь пойдет про фокус внимания (ФВ).   Прежде чем, продолжить напомню еще одно понятие  о котором я уже ранее писал - периферическое сознание, нам  это пригодится для понимания механизма приложения сил. Но, впрочем, обо всем по порядку.

 

У фокуса внимания есть сразу несколько характеристик и понимание их очень важно для понимая точек приложения сил.

Это:

1. направление - внутрь или наружу,

2. объем - широкий или  узкий, и

3. высокая или низкая концентрация.

 

Рассмотрим их чуть подробнее.

Случай, когда ФВ  направлен преимущественно наружу: т.е. это получение информации от органов чувств в первую очередь, все то,  что видим и слышим вокруг себя, ощущаем тактильно, воспринимаем запах.

ФВ может быть обращён и преимущественно внутрь, т.е. это некий  внутренний диалог, внутренние переживания, оценочные переживания, анализ, воспоминания, наши  представления, планирование, и т.п..

Размер ФВ зависит от того, как мы подходим к проблеме рассмотрения, можно сфокусироваться на отдельных деталях, а можно - на всём объекте (явлении, факте и прочее) целиком. (как раз тут уместно снова напомнить про периферическое сознание).

Хороший пример виденье исторических тире политических событий, ...хотя, нет, не хочу и тут устраивать "битву". Лучше так - охотник. Любому охотнику некогда рассматривать цветочки, листочки и облачка, ему важна узкая концентрация на объекте преследования, но... в то же время эта концентрация может сыграть и злую шутку, во-первых он не сможет видеть всю картину целиком, а значит и заметить объект сложнее, во-вторых, это может быть и опасно, т.к. сосредоточенное углубленное и узкое внимание, не позволит заметить возможную опасность. Тут снова всплывает понятие периферического зрения и сознания.

ФВ, естественно зависит от размера концентрации. Мы можем на чём-то сильно сконцентрироваться, ну, скажем,  когда вы прислушиваетесь к чему-то, либо же  воспринимать что-то расслабленно, тогда концентрация низка, например, когда едете в метро или поезде и смотрите в окно.

Теперь, собственно, зачем эти очевидные вещи я озвучил. Дальше предлагаю поговорить о таком понятии, как транс. 

 

Итак, ФВ и транс (Тр).  В обычном  состоянии ФВ у человека  величина не постоянная, она периодически скачет: вы послушали человека, что-то вспомнили, начали формировать выводы, отвлеклись от сказанного,  опять послушали, снова отвлеклись. Т.е. то период  рассеивания внимания, то концентрация, то воспринимаете всё в общем, то концентрируетесь на деталях и воспринимаете узко. У нормального рядового человека это происходит постоянно, существует некий  определённый баланс этих состояний.

Но совершенно иное дело, когда человек находится в трансе. В это момент у него максимальный ФВ. Время трансового состояния различно, это может быть продолжительное время, а может занимать и секунды, равно как и сам ФВ во время Тр, может быть  различен, широк, узок, направлен внутрь или наружу.

Причем, если происходит фиксация по одному параметру, то и остальные тоже будут фиксированы.  Скажем, у вас болит зуб, ФВ в этом случае внутри, узкий и с высокой концентрацией, а вот когда вы его удалили и вышли на улицу, пока не прошла анестезия, скорее всего ваш ФВ станет снаружи, широким и расслабленным. Солнешко, птички, закат, проблемы больше нет и "жить хорошо, и жизнь хороша".

Но и в том, и в другом случаях, вы находитесь в трансовом состоянии. И если им управляете вы - это область самогипноза, а если кто-то воспользуется этим и будет управлять вашим Тр - это уже область гипноза. Т.е. гипноз это по сути управляемый Тр.

В любом взаимодействии, при любой коммуникации важна исполняемая роль - кто вы - гипнотезер или гипнотизируемый. Встретить это мы можем повсеместно, ведь любая коммуникация, подразумевает управление - вами или вы кем-то.

То есть, если вы хотите получить некий эффект и положительную экологичную коммуникацию - вам придётся примерить на себя  роль гипнотезера, т.е. взять бразды управления Тр. в свои руки.

Примеров тут можно много разных  привести, но все они сведутся к одному - некая информация (вероятно, даже вам и не нужная), но в силу каких-то причин получаемая, настраивает вашу эмоциональную сферу т.о., что вы сами того не подозревая и не осознавая, начинаете ее воспринимать и неосознано доверять. Возникает состояние  раппорта.

Напомню, раппорт это состояние между людьми, характеризующийся высокой степенью доверия и возможностью ведения одним из "партнеров", т.е. раппорт это тоже Тр.

 

Аксиома:  трансом управляете вы,  либо им управляет кто-то другой.

 

Тр. вполне себе привычная вещь, мы большую часть жизни проводим в Тр, вот только  мы не думаем об этих состояниях, как о трансе. Скажем, сон, глубокий вид Тр.

Любой Тр имеет свой набор свойств и внешних признаков, врачи это хорошо знают и могут по внешним признакам определить душевное состояние больного. Подобных Тр состояний великое множество, но нам сейчас важна коммуникация и Тр состояния во время нее, ибо для учителя слово это его первоочередное орудие труда.

В Тр состоянии, у человека кроме внешних признаков (что тоже важно уметь определять), есть еще набор характерных свойств, вот их-то и возможно использовать для достижения цели. Пока только перечислю эти признаки, с некоторыми пояснениями:

  1. Люди в Тр менее критичны (в подобном состоянии человек не склонен к логическим выводам и часто бывает непоследователен, что позволяет настраивать его сознание на нужную вам волну)
  2. Более внушаемы (внушение, гипноз - все это все это термины отвлеченные, но поскольку других не существует, приходится пользоваться именно ими, т.к. речь тут не совсем про внушение идет, это скорее степень убеждения и его характеристика в отношении сознания головного мозга, т.е. речь не идет ни о каких пасах, наведениях, каталепсии, сомнабулизме и прочей ворожбе, а о вполне обычных вещах, точнее которые так выглядят со стороны)
  3. Подвержены изменениям, в отличии от обычного состояния (в обычном состоянии люди не подвержены изменениям, любые изменения происходят только в стрессовом состоянии или в трансе под воздействием внешних обстоятельств. И тут совершенно не важно какие изменения привносятся - переоценка ситуации или избавление от страха, зависимости, принятие решения или какое-либо действие, которое вы бы не совершили в обычном состоянии)
  4. Более открыты и легче проявляют свои чувства (Тр. состояние всегда характеризуется проявлением эмоций в крайних, пограничных значениях - страх, ненависть, любовь, радость на грани счастья, спокойствие на грани отрешенности и т.п. все это позволяет применять калибровку, т.к. этот процесс менее травмоопасен для психики, чем прямое внушение, да и провести его много легче, чем прямое  гипнотическое воздействие.)
  5. Видов Тр состояний очень много (но, еще раз - нас интересует коммуникативный транс, а так же эмоциональный транс. Все Тр можно условно поделить на 2 группы - положительные или отрицательные, но и те и другие можно использовать в работе. И хотя видов много, но в повседневной жизни, а тем более в школе во время коммуникации их число не столь значительно)

Отдельно следует сказать о понятии калибровка. 

 Во-первых и самых главных аспектах это  установление соответствия внешних признаков и внутреннего состояния  человека, во-вторых, это как в технике подстраивание этого состояния в нужном вам ключе. Где это работает? Например,   ложь. Ведь ложь – понятие довольно относительное и
 абстрактное, вроде свободы, равенства, истины и правды. Но, абстрактное оно только лишь в процессе коммуникации, а на деле всегда имеется конкретный факт и об этом можно узнать доподлинно почти всегда. Как и про сам факт, так и про то, что вам говорят.  Тут уместно вспомнить про невербалику и физиогномику.  Про невербальное я уже как-то говорил, про физиогномику как-нибудь в другой раз.)
 

Итак, для того чтобы использовать это, надо для начала уметь определять это трансовое состояние. В школе как правило преобладают 2 вида крайних Тр. Чтобы было легче понять о чем идет речь рассмотрю именно их. Это медитативный и возбужденный. Скорости, как понимаете тут различные. Первый с низкой скоростью и энергией, второй с высокой.

Итак, признаки, замечу, что про второй я буду указывать признаки в скобках: 

расширение зрачков (сужение зрачков, исключение - воздействие алкоголя и наркотических средств),  фиксация взгляда (блуждающий взгляд),  замедление мигательного рефлекса (частое моргание);  замедление глотательного рефлекса (невольное судорожное сглатывание); уменьшение общего количества движений, говорят, пассивация движений (активные движения); неподвижность и расслабление мышц (наоборот, ну вы поняли, я думаю);  более глубокое, спокойное, медленное и ритмичное дыхание (дыхание прерывистое, частое, поверхностное); разглаживание мышц лица - щёк, лба, губ (напряжение мышц, особенно "говорящими" становятся скулы и губы); изменение цвета лица - покраснение или побледнение (свойственно обоим типам Тр); задержка моторных реакций (моторика повышена), и другие невербальные проявления, например все та же ложь, легко определяется по ряду признаков, но они тоже будут различны, в первом случае, движения не явно выражены, во втором, более "читаемы".

  Т.е.,  если вы заметили у себя ли или у собеседника хотя бы 3-4 этих признака - он (или вы) находитесь в трансе. Практикуя периферическое сознание вы легко вскоре это сможете замечать. И вскоре ваш ФВ при этом будет максимален. Замечу еще, любое творческое состояние это тоже Тр состояние. Т.е. любое творчество можно использовать для корректировки и внушения.

 

Как вообще  использовать все  это, думаю, вполне понятно, можно как и для экологичности собственного сознания, так и для управления другими. И еще раз напоследок, если вы не умеете создавать реальность, ее будут создавать за вас другие, но уже по своему разумению, предпочтениям, вкусам и не факт, что она вам понравится в итоге, это все в полной мере касается и учителей.