Три слона

Мудрецов Игорь Вячеславович

В продолжение о трех китах и находящейся под ним черепахе (см. посты "Три кита" и "Сам себе режиссер", ну и "Крамола" тоже в тему будет)

Представления древних этим не ограничивались, если вы помните. Существовали еще и слоны. ))) Вот и я попробую порассуждать о "слонах".

 

Первый и один из самых значимых слонов - это образность мышления или его собрат - ассоциативная память.  Я уже неоднократно говорил о свойствах сознания, в том числе о неожиданных (пост инсайт), и влиянии эмоционального проявления на него.

И подчеркивал, что мышление на разных возрастных этапах развития личности  различно. 

У дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное мышление, у младшего и среднего школьного возраста - образное,  у старшего школьного - вербально-логическое, т.е. понятийное и формируется  абстрактное мышление, у взрослого человека присутствует вся совокупность этих видов мышления.

Однако, преобладание абстрактного  и понятийного, заметно не вооруженным глазом, а у некоторых и наглядно-действенное преобладает. Это накладывается отпечаток опыта и неспособность к периферическому восприятию, т.е. узкий фокус внимания. Эта концентрация прекрасно  работает в бытовой сфере, там где не требуется абстрогирования, но совершенно не срабатывает там, где требуется широта взглядов и логичность построений, а тем более творческое мышление (латеральное). Об этом как-нибудь более подробно чуть позже.

Но самое главное, первый из этих видов, способствует автоматизму мышления, это опытное и  шаблонное  мышление, но оно не способствует развитию сознания и обучению, не расширяет границы памяти. Последнее же, буквально призвано это делать, - расширять границы сознания, но тоже, как бы это не показалось странным, мало способствует развитию памяти. Ну, а какое способствует? ))

Риторический вопрос. Образное. Именно образное мышление лучше всего подходит для запоминания и увеличения объемов этого запоминания. 

Попробуйте вспомнить, что вы делали 02.05.2007 года. Какие события произошли в вашей жизни в этот день. Если у кого совпадет так, что на этот день приходится какая-то памятная дата, то вы, скорее всего, вспомните. Однако, если такой даты нет в вашем окружении или у вас, то вспомнить не удастся. Скажу еще одну крамольную вещь - жизнь, вообще,  это не прожитые годы и дни, жизнь - это те дни, что запомнились вам. А много ли таких дней наберется?

Раньше, еще до революции, было модно вести дневник, где фиксировались какие-то ключевые моменты прожитого дня. И в этом есть особый смысл. Это уже хобот второго слона - моторная память. Шаталов один самых ярких представителей, кто этих двух слонов смог успешно культивировать в образовании. Но массово его метод так и не был взят на вооружение, а совершенно зря. Но об этом, тоже как-нибудь в другой раз.

Вообще, вся его методика построена именно на этих свойствах нашей памяти. Но я бы развил эту теорию, т.к. все же он не до конца  использовал свойства второго слона, отдав предпочтения первому.  Моторная память ведь не только важна для запоминания как такового, но моторика важна и для активазации самого механизма. Она действует сродни катализатору. Я об этом тоже неоднократно упоминал.

В медицине есть такой прием называется простукивание. Представьте, что человек находится в коме. Он не мертв, но и не жив, его сознание блокировано. Как его пытаются вернуть? Пытаются достучаться до его сознания. Зовут по имени и чем чаще и громче, тем это эффективнее, но и не только. Лучшим приемом становится подключение болевой (физической) активации.

Точно так же действуют, когда хотят привести человека в чувство во время истерии. Верно - бьют по щекам. Это банальная физическая активация. Я не говорю, что надо начать детей хлестать по чем зря, но использование двигательной активности на уроке должно стать нормой, равно как и активация опосредованная. Что же это за активация такая?

Дело в том, что активировать мозг можно простым воздействием на нервные окончания. Ну, например, как снять опьянение? Потереть уши, помассировать ушные раковины. На теле человека очень много биологически активных точек. И все они в той или иной степени включают (активируют) мозг. Похлопать руками, сильно похлопать, потереть ладошки, не бояться потопать, походить босиком же затруднительно в условиях класса, а было бы очень здорово. И тому подобное, да и вообще двигательная активность способствует запоминанию информации, поэтому ее надо планировать и включать в урок.  Вспомним и еще один пост - нейробика, как раз об этом он и повествует.

И третий слон - это гиперэстезия. Максимальное задействование всех органов чувств. Можно сказать максимальный фокус чувств или спектр. Чем больше ассоциативных связей, а это очень хорошо знают те, кто владеет приемами мнемоники, тем лучше образность и полнота восприятия и глубина познания и мышления.  К сожалению, в школе это убивают. Почти всех слонов ведут на бойню. Я уж не говорю о том, что черепаху с китами прогнали. 

Есть очень хорошая книжка, точнее серия книг, автор Тони Бьюзен. Почитайте. Названия я намеренно не привожу, чтобы вы не закцикливались на поиске одной. В них он излагает приемы и методы запоминания. Практически  все они построены на образном мышлении. Наш мозг  любит образность, это естественное его состояние и свойство - воображение. Но мы взаимодействуем в основном посредством коммуникации, а точнее словом. Кстати, о расширении границ коммуникации я тоже уже писал.  

Так вот, используя слово,  выразительность ему не всегда придается, т.е. образность отсутствует.  Знаете, чем бездарные стихи отличаются от настоящей поэзии? Нет, не гладкостью рифмы, а невыразительностью форм, " невыпуклустью" образов, что отличает стихи великих. Доморощенный поэт стремиться к рифме, а истинный гений слова к образу. Прочтение их творений всегда подключает воображение, всегда рисует картины и вызывает образы.

Кстати, пост про ишемию головного мозга, ведь тоже не случаен и тоже имеет отношение к этому вопросу. Ведь гипоксия мозга случается не только в случае болезни, но и не крайние ее формы возможны повседневно. Один из признаков - покраснение ушей. Душное помещение, зажатая не динамичная (продолжительная по времени) поза, - все это может спровоцировать гиподинамию мозга. А это ведет к блокировке его работы, к блокировке мышления как такового.  Ведь гибкость мышления  уменьшается не только с годами, но и в случае застойных явлений, не даром говорят - движение это жизнь. Это в полной мере и к мозгу относится. Застой желчи тоже блокирует мышление. В организме все взаимосвязано. Дать подвигаться, подышать, желательно свежим воздухом, провести массаж ушных раковин или ладоней, все это несложно, но ... отметается почему-то.

И хотя, например, общую концепцию школы Щетинина, лично я не признаю, но все же многие приемы и методы работы говорят о том, что это действенно, что это работает и дает результат. Одним из таких приемов, как раз и являются рассмотренные пара последних слонов.

Наверное, пока хватит.

 

 

Комментарии

Луценко Светлана Ивановна

К сожалению, в школе это убивают. Почти всех слонов ведут на бойню. Я уж не говорю о том, что черепаху с китами прогнали. Это очень верные слова.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Спасибо за адекватное виденье ситуации. ))