Главные вкладки

    Мастер

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Виктор Федорович Шаталов. Наверное, ни найдется человека в образовании, который бы не знал это имя.

    Эпитеты которыми награждают его систему тоже у всех на слуху - гениальная, сверхэффективная, невероятная и т.п. Свою систему Шаталов презентовал, хотя... не совсем верно это новомодное словечко, лучше так - обнародовал свою авторскую методику в 70х годах  прошлого века.  О нем много писали, его немногочисленные книги издавались и переиздавались многократно, но... дальше этой говорильни так и не пошло. Причина? Самая главная причина - авторитарность и косность советской школы.  Несмотря на широкое  освещение в СМИ, педагогической литературе, на различных съездах и собраниях эта методика  централизованно внедрена не была, став достоянием сравнительно небольшого числа избранных.

    Однако, потенциал ее  огромен. Начиная с  90-х старательно затирали советскую систему образования, искали новые пути развития школы и, казалось бы, вот тут и надо было обратить внимание на эту систему, но... но легких путей, очевидных путей не ищем, система образования пошла по прозападному пути развития. Сказать, что мы скопировали западную систему, конечно, не совсем верно, были подняты другие не менее эффективные методики развития, наиболее значима, на мой взгляд, это система Эльконина-Давыдова, развивающее обучение.  Начало этих преобразований было многообещающим, но... снова НО. Результат известен всем и не скажу, что он радостный и впечатляющий. Скорее, наоборот. А планомерность внедрения этих "преобразований" говорит лишь о стремлении развалить окончательно, пусть и не столь эффективную, как система Шаталова, но устойчивую и уже отработанную десятилетиями  советскую систему. И это отлично получается.

    В развитии существует 2 составляющих - это база и творческий (мыслительный) процесс. Базу, извиняюсь, всеми силами  похерили (для поборников нравственности оговорюсь, - в том первоначальном смысле этого слова)  и продолжают это старательно делать, а мыслительный, подменили ложнотворческим, деятельным подходом, которых хорош лишь как один из инструментов творческой составляющей.

    О системе Шаталова можно много говорить, это целый уникальный комплекс педагогики. Уникальность заключается в том, что любой, даже очень слабый ученик, осваивает учебный материал и не просто осваивает, а осваивает блестяще, а затем и использует на практике долгое время. Что даже авторитарной советской системе не удавалось в полной мере реализовать.

    Много говорить о самой педагогической системе, о системе оценивания и прочих аспектах,  я не стану, ограничусь лишь принципами:


    1. Обучение на высоком уровне сложности.
    2. Бесконфликтность.
    3. Быстрое движение вперед.
    4. Открытые перспективы.
    5. Сверхмногократное повторение.
    6. Ведущая роль теоретических знаний.
    7. Гласность.

    Ну и еще замечу, если помните, я останавливался на социо-игровой педагогике, так вот в системе Шаталова, хотя она и не озвучена явно, прослеживаются и ее черты. Скажем, вот как сам Шаталов, характеризуя манеру изложения материал учителем, говорил:

    "Искусство владения словом - величайшее искусство педагога-воспитателя! Речь учителя должна быть такой, чтобы словам в ней было тесно, а мыслям - просторно".

    И подобных цитат можно привести много, т.е. то, подо что, другие подвели методологическую базу, у Шаталова само собой разумеющееся, он не останавливается на личности учителя, даже не зацикливается на личности ученика... Странно, да?

    А меж тем, это так и есть. Шаталов, не используя данных физиологии (или используя, но не говоря о них вслух) интуитивно выстраивает физиологичную систему, где объектом  выступает  головной мозг, мышление и его развитие.  А все остальное как бы надстройка в этой системе.

    Сегодня в большинстве учебников и образовательных программах за небольшим теоретическим изложением следует череда задач и упражнений. Это удобно, это обыденно и нормально с точки зрения традиционной системы обучения.

    Но проблема заключается в том, что, во-первых, возврата к этим знаниям практически нет, а во-вторых, не ясно, нет никакой уверенности в том, что эти знания получены абсолютным большинством. Как раз практика демонстрирует обратное.

    Без теоретической базы далеко не уедешь, это основа всего, но если хотя бы одна ее часть не усвоена, смысла двигаться дальше просто не существует, а тем более переходить к практике.  Именно поэтому Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, с последующей многократной отработкой, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами.

    Более того,  Шаталов идет дальше, а это уже пресловутый, набивший мне оскомину, метапредмет,  говоря о том, что данный метод не будет иметь такой большой пользы и положительного результата, используясь лишь одним учителем, что важно работать в комплексе, ведь окружающий мир и знания о нем не являются фрагментарными, а представляют совокупность всех сторон.

    Но и этим Шаталов не ограничивается, продолжая мысль о том, что любой учитель может выступить в роли физика, химика или историка, при этом совсем не обязательно знать и быть специалистом в этой области. Если один не успел, например, провести опрос, то закончить его может другой.  Правда он должен быть при этом специалистом в использовании  его метода. И тут снова пересечение с метапредметом, в этой системе все учителя метапредметны или изначально, или становятся со временем.  Сам подход это позволяет сделать, именно поэтому я говорю о том, что объест и субъект образования уже не ученик с учителем, а головной мозг.

    В чем же основа его системы, каков главенствующий метод?

    Именно на этом, я остановился в предыдущем посте.  Ключевое средство, а равно как и метод - это опорный сигнал, это именно то, что отличает его методику ото всех остальных.

    После масштабного, блочного  и развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов.  Вспомните еще раз предыдущий пост и вы увидите эту перекличку с другими методами латерального мышления.

    Опорные сигналы - это своеобразные знаки-символы, несущие в себе особую информацию.  Образность, вот то свойство нашего мозга, что позволяет запоминать и оперировать большими объемами. Образность и ассоциации. И чем полнее эти ассоциации, тем больше образность, а значит, гомункулус нашего мозга получает стимул к развитию, к расширению сознания.

    Каждого спросить и он согласится с тем, что в его жизни, наверняка, встречались моменты, когда звук, запах, предмет, образ закреплял в памяти событие и его подробности, пробуждая при его восприятии вновь эти воспоминания. И усилий-то никаких не нужно прилагать самое главное, все происходит само собой, закономерно, физиологично.

    Опорные сигналы именно на это и направлены. Они способны пробудить глубинную  память, активизировать, выступить катализатором для запуска подсознания, включить жесткий диск и задействовать полностью оперативную память, сверх "норматива" (помните пост "7+\-2"?).

    Ситуация, когда находит ступор, включается торможение, у каждого не редкость. Даже в случае, когда материал усвоен, не говоря уж про ситуации когда этот материал или часть его пройдена поверхностно. Это нормальная реакция мозга. Но мы почему-то об этом забываем, или просто не знаем. И как результат списываем все на абсолютное незнание материала.  И на первый план в подобном обучении (в обычном, самом распространенном и массовом случае) на первый план выступает не желание обучить, а стремление оценить. Вот она самая главная и большая ошибка практически всех образовательных систем - не обучение цель, а обучение с целью оценить.

    Шаталов же идет по другому пути, его цель именно обучение, усвоение всего и каждым, а не оценка. Увидев этот опорный сигнал мозг сам, не зависимо от сознания ученика, включает пласты памяти и посылает информацию "наверх", ребенок сам того не подозревая о том, что он это знал, вспоминает.

    А система оценивания направлена исключительно на дальнейшую стимуляцию этого "включения" мозга, затрагивая центры удовольствия.

    Опорные сигналы создаются  учителем, одинаковые для всех.

    Это упрощает проверку и исключает путаницу, не нарушает объективность оценивания. Но вот интерпретация этих сигналов у каждого ученика своя, индивидуальная. Т.е. символика у всех разная. Так как идет длительная постоянная проработка блоков конспекты выполняются (ученики приучаются выполнять) предельно аккуратно и грамотно, к тому же это может потребоваться и для подготовки к экзаменам.

    А это уже психология, это воспитание, это концентрация и узкий глубокий фокус, при всем при том, что его ширина значительна.  И снова, интуитивное срабатывание. Память наша устроена так, что как мы закладываем в нее,  так из нее и выгружается. Обычно же как, написал на троечку - ну, хорошо, что написал, вот тебе заслуженная оценка и едем дальше. Но методика Шаталова идет по другому пути, - написал на троечку, ответь на вопросы, если и ответ, т.е. ответная реакция на стимул, на троечку, - перепиши, и так до тех пор, пока не произойдет совпадение результатов, пока не будет полностью усвоен этот блок.

    Но самое интересно, что после этого, сигналы практически оказываются не нужны, т.е. происходит расширение сознания, расширение оперативной памяти и связи ее с глубинной, и не только с глубинной, но и даже с подсознанием. Не сразу, это требует работы, но это происходит, именно поэтому и получают его школы эти эпитеты. Гениально!

    Да и сама система "изготовления" этих сигналов гениальна. Гениальна и физиологична. Снова образность. Ведь, чем необычнее, чем фантастичнее и оригинальнее информация, тем она лучше воспринимается головным мозгом, тем лучше запоминается. Я об этом тоже писал, говоря о паттернах. Это свойство нашей психики и мышления.

    "Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия".  (с) В.Ф. Шаталов

    О Шаталове и его системе можно много говорить, очень долго и очень подробно, но это не диссертация, даже не реферат, а всего лишь пост, якорь, что, возможно, кого-то побудит почитать, поинтересоваться, а может даже и начать применять, изучать, работать по этой системе. Ну и конечно же, якорь для меня самого. Поэтому, на этом я и закончу, лишь еще приведу цитату Мастера:

    "Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными!" В.Ф.Шаталов

     

    Продолжение. Начало:  https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-te...

     

    Комментарии

    Мудрецов Игорь Вячеславович

    Очень интересное интервью, на мой взгляд, с Виктором Федоровичем.

    http://dan-news.info/interview/obrazovaniyu-nuzhny-uchitelya-universaly-...

    "Образованию нужны учителя-универсалы, которые компетентны во многих науках. И если их станет достаточно много – придут отличные результаты."
    (с) В.Ф. Шаталов