О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ (талантливыми) ДЕТЬМИ

Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по  биологии, географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rabote_s_odarennymi_talantlivymi_detmi.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

 «О  РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ (талантливыми) ДЕТЬМИ»

 

             Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлению  эмоций, в интересах, склонностях и т.д. Перед нами ребенок со своим уникальным, индивидуальным миром, со своим восприятием окружающего мира.

Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. И эта задача возложена на педагога.

            Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого.  Учителю нужно помнить, что сложный, внутренний мир, индивидуальность есть не только у него самого, но и  у каждого из окружающих его людей. Как  учителю познать индивидуальные особенности десятков детей… Реально ли это? Даже познать самого себя сложно.

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации учебной задачи, дать возможность выбора. И ребенок найдет себя сам.

            Как часто мы замечали, как интересно общаться с детьми в неформальной обстановке: на вечерах, экскурсиях. Когда есть выбор темы для общения, то у детей проявляется собственное «я». Появляются точки соприкосновения в общении учителя и ученика.

         А есть ли такая возможность раскрыться ребенку на уроке? К сожалению, следует признать, что авторитарный тип ведения урока не помогает раскрыть способности детей. Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить  учебную программу  не позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя.

Цель: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Модель системы работы с одаренными детьми

Направления работы:

  • диагностика – изучение личности учащихся.
  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
  • внеклассная работа.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод исследования проблемы;

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.

1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена вПриложении 1).

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности (Приложение 2):

  • задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся(Приложение 3);
  • задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
  • задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации (Программа работы кружка “Юный исследователь” представлена в Приложении 4).

Основной принцип работы – принцип “обогащения”.

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии.

Управление, связь с заинтересованными организациями:

Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Осуществляется сотрудничество с заинтересованными opганизациями:

  • ГБОУ РК ДОД "РДЭБЦ им. Андреева, г.Петрозаводск
  • "“Дом детского творчества” г.Пудожа

Критерии эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами городской и областной научно-практических конференций.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений.  Система деятельностипо организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание: 

Выявление одаренных и талантливых детей 

— анализ особых успехов и достижений ученика; 

— создание банка данных по талантливым и одаренным детям; 

— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; 

— преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания 
системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений; 
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности 

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение 
и воспитание; 

— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению 
предметов школьной программы; 

— формирование и развитие сети дополнительного образования; 

— организация научно-исследовательской деятельности; 

— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных 
олимпиадах, научно-практических конференциях. 

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников 
— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; 

— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах 
разного уровня; 

Поощрение одаренных детей 

— Публикация в СМИ;; 

— Стенд «Лучшие ученики школы»; 

— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета; 
Работа с родителями одаренных детей 

— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; 

— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; 

— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета; 
Работа с преподавателями 

— Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения» 

— Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию 

— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

 - готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

Авторитарная позиция учителя сковывает инициативу и самооценку учащихся, снижает  уровень их развития и креативности, формирует чувство страха, вины, состояние хронического стресса, у детей ухудшается психическое, физическое, социальное здоровье. В условиях традиционного проведения урока  учителю приходится работать больше самому, при этом дети бездействуют и воспринимают информацию в готовом виде, не прилагая усилий в поиске знаний.

Как можно раскрыть  природные особенности на уроке? Оказывается – реально. Грамотно организованный урок -  это залог позитивного эмоционального, физического благополучия и раскрытия природных задатков учащихся. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества.  Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как при этом создаются условия для свободного общения учителя и ученика. Ученик может свободно высказать свое мнение и  не боятся негативной оценки учителя. В случае неверного ответа ученика не надо его оскорблять. Поддержите своего ученика, уважайте его. Щадите его самолюбие. Будьте щедры на похвалу. Только положительными эмоциями и чувствами учителю можно  добиться значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.

Задача учителя - научить учащегося спрашивать. Задавание вопросов тренирует познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Застенчивый, боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, а в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к учебе. Количество и качество задаваемых вопросов  служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.

Обучение  должно проходить на фоне положительных эмоций,  обеспечения  эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других,  привлечения жизненного опыта каждого участника, познавательной мотивации, активной  мыслительной  деятельности, обучении  рефлексии проделанной работы и своего состояния.  Учитель должен уметь организовать групповые формы  самостоятельной работы по добыванию знаний. Урок должен иметь  творческий характер и быть направлен на  создание для каждого ребенка "ситуации успеха".

            Используйте индивидуальный подход при контроле знаний, применяйте разнообразные методы и способы для решения учебной задачи на уроке. Активно используйте такие методы, как:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.),

интерактивные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик какисследователь),

методы,  направленные на  самопознание и развитие (интеллекта,эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поддерживайте интерес к учебе, предмету, поощряйте любой успех ребенка в достижении учебного процесса. Это поможет ребенку раскрыть способности в той или иной области.

Что это дает ребенку? Происходит не только развитие природных склонностей ребенка, но идет становление свободно мыслящей, творческой личности. За годы обучения в школе ученики должны не только получить знания, но и развить свои природные способности.

Молодой человек, прошедший такую «дискуссионную школу»  умеет многое видеть и понимать, разбираться в людях и в себе, ко многому у него сформировалось отношение, основанное на личном опыте. Его суждения вполне компетентны, мышление - критично. Такой ученик способен осознанно выбрать индивидуальную образовательную программу, больше того, требовать, чтобы его учили именно по ней.

            Результаты работы современного профессионального учителя определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года:

            Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развитие новых технологий ведет к потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением. Развивающему обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения проблемы выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

  Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития  и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Социальными заказчиками являются родители. У них есть право выбирать школу для своего ребенка, требовать результаты.  В выборе  школы для определения туда своего неординарного, одаренного ребенка, родители для себя определяют, что такая школа должна быть «хорошей и сильной». По мнению родителей, это школа, где хорошо учатся по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы России. В такой школе должны быть порядок и дисциплина, свои традиции. В такой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги и давать современное образование. В хорошей школе учителя уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. С хорошей школой жаль расставаться и ученикам, и родителям

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного

образования. Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно уча-

ствовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Ещё одной из

актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику.

Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле полу-

чается наоборот. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая

была бы под стать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может. При работе с такими детьми в нашем учебном заведении, прежде всего, делается акцент на формирование умения учиться.

Я как учитель биологии регулярно предоставляю детям возможность выступать в роли учителя. Использую большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий, игр.

Исключается давление на детей, на занятии – свободное общение. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие. Большое значение имеет проектная деятельность. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно и в группах. Поощряю настойчивость, активность. Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы. Задания подбираю творческие, включающие исследования, анализ, доказательства и

выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой. В учебном процессе меняюсь и я как преподаватель. При работе с одарёнными детьми чаще приходится спрашивать мнение самих детей, меньше объяснять, больше слушать. Я как учитель всегда помогу и поддержу, если это необходимо. На занятии соз-

даётся эмоционально-безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе. Это кропотливая работа учителей, психологов, основанная на  наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей, учета достижений в какой- либо деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную, познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Одаренных детей условно можно выделить в следующие категории:

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

С одаренными детьми интересно и сложно работать. При подборе кадров в работе с одаренными детьми, администрация школы должна предъявлять определенные требования. Учитель должен быть непременно талантливым,  способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, нравственным и эрудированным,  владеть передовыми педагогическими технологиями, быть   психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

 

Основными  направлениями деятельности школы по работе с одаренными детьми можно определить следующее:

создание банка данных «Одаренные дети»;

разработка индивидуальных форм обучения и воспитания;

внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий;

использование интерактивных форм и методов организации образовательного процесса;

введение сквозных факультативных и специальных курсов;

развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся образовательных учреждений города, региона.

 

Дети учатся не только на уроках, но и благодаря «скрытому» обучению – через наблюдение за  взаимоотношениями учителей, между учителями и учащимися, через обычаи и традиции школы, через внешний вид школьной обстановки, наблюдая за старшеклассниками и учителями в качестве ролевых моделей. И если то, чему учат в классе не совпадает с тем, что происходит вокруг, то информация,  получаемая на уроке будет выхолощенной и потеряет свою значимость. Так что школьная среда может существенно повлиять на формирование у ребенка знаний и навыков. Например, привлекательное  школьное окружение может положительно воздействовать на благополучие учащихся и способствовать  возникновению  у них ощущения, что о них заботятся.

 

Литература:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- Москва: АПК и ПРО, 2002.

Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - Москва.: «Издательский центр» Вентана- Граф», 2001.

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МОУ СОШ № 3

с. КИТАЕВСКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.   
         Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей».   На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

 - готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

 Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.          Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий.   Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.  

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:    

 1.     Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика.     Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.     Диагностика потенциальных возможностей детей.     Психолого – педагогическое сопровождение  детей.

2.     Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов.     Организация исследовательской деятельности.     Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.     Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.     Деятельность  научного общества учащихся «Олимп», в которое входят предметные секции.

3.          Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:     тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности.     Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

 4.     Поощрение одарённых детей:     публикации в СМИ. (Газета «Авангард», энциклолпедия «Лучшие люди России» (Михайлов Евгений), библиотечный бюллетень (Рыбалкина Инна) и др.).     Ценные призы в рамках конкурса  «Ученик года».     Стенд «Созвездие талантов».     Материальная поддержка талантливых и одарённых детей (поездка в Москву на Всероссийский конкурс творческих работ учащихся, посвящённый 75-летию Д.И.Менделеева, 2009 г.; поездка в г. Ставрополь на краевой слёт движения «Отечество», 2009 г.).

5.     Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»).

6.     Работа с педагогическим коллективом:     обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация  исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания  на уроке и во внеурочное время».     Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.     Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7.     Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:     

 В  школе  реализуется Программа «Одарённые дети».            Мы стараемся повысить интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже с  начальной школы. В течение ряда лет в начальной школе и среднем звене проводятся интеллектуальные марафоны с набором заданий разного уровня сложности по нескольким предметам. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, уделять внимание развитию их способностей. Для детей – это опыт участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 9-11 классах интеллектуальные игры и марафоны позволяют ребёнку самостоятельно выбирать индивидуальный набор заданий в соответствии с проставленными баллами и порядок их выполнения. Последние годы задания для интеллектуальных марафонов составляются по принципу заданий ЕГЭ, что способствует подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

    Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются  самые разнообразные методы и формы их проведения:  конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание  клуба знатоков. Так в 2008-2009 году в рамках недели начальной школы были проведены следующие мероприятия:     Заседание клуба весёлых математиков (КВМ)(учитель Федонова С.М.);     «Сказочная викторина», учитель Холманова М.Н.     «Папа, мама, я – здоровая семья», учитель Паршина С.Н.

    В рамках недели  естественно-математических наук:     Интеллектуальная игра для старшеклассников «Самый умный», учителя Лобова Л.А., Васильева Н.И.      В рамках недели гуманитарного цикла:     Интеллектуальный конкурс «Знатоки русского языка», учитель Ильченко Е.М.     КВН по английскому языку, учитель Болотаева Л.М.     НПК старшеклассников, посвящённая  65-летию Победы     «К подвигу героев сердцем прикоснись», учитель Дейнека В.П. В 2009-2010 учебном году планируется проведение интеллектуальных игр, творческих конкурсов, научно-практической конференции школьников, защиты исследовательских работ. Проведение недель освещается в  школьной газете «Школьный перекрёсток».      

    Ещё одной формой работы по воспитанию учащихся, способных к интеллектуальной деятельности, является научное общество учащихся «ОЛИМП». Основные направления:

Ø олимпиадное движение,

Ø  исследовательская работа,

Ø Создание и защита творческих проектов,

Ø интеллектуальные  марафоны,

Ø конкурсы разных уровней,

 Ø пресс-центр.

       В состав НОУ «ОЛИМП»  вошли младшие школьники, которые знакомятся с азами исследовательской деятельности, изучая окружающий мир, историю своей семьи. Работой секций школьного НОУ руководят опытные педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории.          Наши учащиеся успешно выступают в предметных олимпиадах. Любая победа в олимпиаде – это не случайность, не показатель необыкновенных способностей ребёнка, а результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя. Многие педагоги ведут систематическую планомерную работу с конкретными учащимися по подготовке к олимпиадам. Ежегодно команда  школы занимает 2-е место в районных предметных олимпиадах старшеклассников (в 2007-2008 учебном году 11 старшеклассников стали победителями и призёрами районного этапа, в 2008 – 2009 учебном году -  10 учащихся).  

        В этом году школа вступила в Межрегиональную детскую научную творческую общественную организацию «Интеллект будущего» и включилась в национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» (г. Обнинск). Эта программа привлекает нас тем, что в ней могут участвовать учащиеся 1-11 классов вне зависимости от их успеваемости, а также накопительная система баллов,  широкий спектр олимпиад и конкурсов по различным направлениям.       

   В 2008-2009 учебном году три команды учащихся нашей школы участвовали в дистанционной викторине Ярославского центра   телекоммуникационных технологий по биологии и физике (руководители команд: Лобова Л.А., Шаповалова Е.А., Сенькина Т.В., Соловьёва Е.М. получили дипломы участия и благодарственные письма).

     В дистанционной олимпиаде «Интеллект» (г. Ставрополь) в 2007-2008 учебном году приняли участие  43 учащихся 5-8 классов,  27 учащихся 9-11 классов; в 2008-2009 учебном году -  56 учащихся 5-8 классов и 31- 9-11 классов.

    В 2008-2009 учебном году ученица 11 класса Исмаилова Джамиля  приняла участие во Всероссийском конкурсе творческих работ учащихся, посвящённом 75-летию Д.И.Менделеева, и  вошла в тройку лучших края, став финалистом.  В Москве, защитив свою научную работу, Джамиля стала дипломантом конкурса. Исмаилова Д. стала лауреатом краевой НП конференции школьников «Шаг в будущее».

    В течение трёх лет учащиеся нашей школы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси». В 2008 году ученица 8 класса Рыбалкина Инна стала дипломантом конкурса, а в 2009 году приняли участие 4  ученика 10 класса, трое из них стали дипломантами  2 и 3-й степеней. Это Тур Сергей, Измайлова Юлия, Ильченко Иван. Руководители работ Ильченко Е.М., Дейнека В.П., Сенькина Т.В. Большим праздником в  школе является церемония чествования победителей и призёров олимпиад различного уровня, их учителей и родителей в рамках школьного конкурса «Ученик года». Здесь каждый получает грамоты, дипломы, благодарственные письма, а ученики – победители – демонстрируют свои творческие способности и получают ценные подарки. В 2008-2009 учебном году впервые в районе проводилась открытая районная  научно-практическая конференция школьников. Проводилась на базе нашей школы. В ней приняли участие 5 учащихся нашей школы, из них 3 участника секции «Юниор», 2 из которых  заняли 1 и 2 место (Липадкина Елизавета и Хромых Владислав). Ученицы 7 и 8 классов (Плиева Н., Рыбалкина И.) заняли 2 и 3-е места.

    Для нас стало уже традицией принимать участие в районном конкурсе  «Хлеб Новоселицкий». Наши дети пишут сочинения, составляют презентации, рисуют, создают репортажи и занимают 1-е места. Приняли участие 12 человек. Все были отмечены грамотами и ценными подарками. В 2007-2008 учебном году участвовало 4 человека. Все стали победителями.

    В районном слёте УПБ приняли участие 11 учащихся. Из них 1-е места -7 учащихся и три 2-х места. Единый государственный экзамен по обязательным предметам – русскому языку и математике – выпускники успешно сдали: по русскому языку в 11 классе (Ильченко Е.М.) средний балл составил 61; по математике в 11 классе (Алексеева Р.В.) средний балл составил 60. Большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности. Так, например, в 2008-2009 учебном году под руководством учителя русского языка и литературы  Ильченко Е.М. и заместителя директора по ВР Шаповаловой Е.А. учащиеся 10-11 кл. Измайлова Юлия и Фокина М. подготовили творческие работы, которые были  отправлены на Всероссийский праздник русского языка, посвящённый А.С. Пушкину.  В течение 2008-2009 учебного года члены научного общества участвовали в районном этапе движения «Отечество». Из 7 участников – 3 победителя и 3 призовых места.             

      Можно назвать сложившейся традицией игру  КВН, которая стимулируют познавательную и творческую деятельность учащихся.                    Не только раннее выявление направлений одарённости и дальнейшее развитие способностей, но и кропотливая разнообразная работа с учащимися различных учебных возможностей позволяют нашим выпускникам быть конкурентоспособными людьми, поступать и успешно обучаться в лучших вузах  нашего края и России.               Доброжелательная обстановка, высокое качество знаний, отсутствие второгодников,  возможность в полной мере развить способности детей и целенаправленно заниматься исследовательской работой – то, что привлекает родителей и детей при выборе дополнительного образования. Система работы школы, усилия коллектива по разностороннему воспитанию учащихся позволяют добиваться  высокого уровня воспитанности, широты взглядов, эрудиции.  Наша школа  является:   ·        победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.); ·        обладателем Диплома I степени ·        лидером рейтинга качества знаний среди образовательных учреждений Новоселицкого района  по результатам единого государственного экзамена в 2009 году.               Информация о школе, талантливых учащихся и учителях опубликована во Всероссийской энциклопедии «Одарённые дети – будущее России». 

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы и в частности учителя биологии Буртинской средней школы Ольги Кирилловны Моисеевой. Ее система организации с одаренными и талантливыми детьми имеет разноплановую работу: выявление таких детей, помощь одаренным учащимся, контроль над развитием познавательной деятельности, поощрение. Для этого она проводит диагностику, дает творческие задания (создание буклетов, презентаций, реклам и антиреклам); инсценировки по теме, исследовательские работы, привлекает к участию в семинарах. Выявив одаренных детей, она оказывает помощь в самореализации их творческой направленности, дает ребенку веру в то, что он уникален и может многое. Самое главное - определиться в том, что это прежде всего необходимо самому ребенку, а также его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь. Ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания. На школьных практических конференциях воспитанники Ольги Кирилловны представляли свои исследовательские работы по различным темам: «Растения и лишайники – индикаторы чистоты воздуха», «Защитники урожая», «Условия, влияющие на урожай овощных культур», «Влияние алкоголя и курения на здоровье человека». Или другой пример: «Влияние алкоголя на рост и развитие лука». Ребенок, проведя опыты, видит, что растения после полива погибают или болеют. Из этого следует, что человеку тоже не стоит пить. Проведение подобных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Моисеева О.К. создает благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время урока. Если ребенок научился решать задачи по теме, она предлагает ему проявить себя и самому сочинить задачи, подобрать задания для теста, а то и составить контрольную работу по теме. Нередко использует коллективные способы обучения, и одаренный ребенок может взять на себя роль организатора или некоторые функции учителя при работе в группе. Систему заданий для одаренных детей учитель продумывает таким образом, чтобы у них возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: Интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями. Дети с удовольствием готовят презентации для уроков биологии, разрабатывают широкий спектр заданий, продумывают интересные мероприятия в рамках предметной недели биологии.