Методические рекомендации для учителей при подготовке к ЕГЭ

Суровцева Ирина Александровна

ФИПИ М.В. Вербицкая, К. С. Махмурян, В. Н. Симкин

              Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipichnye_oshibki_analiz_ege_2016.doc548 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx296.79 КБ

Предварительный просмотр:

к

ФИПИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, В.Н. Симкин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года

по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Москва, 2016


Экзаменационная модель ЕГЭ по иностранным языкам обеспечивает возможность оценки уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выпускников. Структура и содержание экзаменационной работы определяются в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, (базовый и профильный уровень) и Примерных программ по иностранному языку.

Работа по иностранному языку в письменной части экзамена состояла в 2016 г. из 28 заданий с выбором одного ответа (из 3 или 4 предложенных вариантов), 16 заданий открытого типа (в том числе заданий на установление соответствия), требующих краткого ответа, и 2 заданий открытого типа с развернутым ответом.

Раздел 1 «Аудирование» включал 15 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прослушанного текста, понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте, а также полное понимание прослушанного текста.

Раздел 2 «Чтение» включал 9 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прочитанного текста, понимания структурно- смысловых связей в прочитанном тексте, а также полное понимание прочитанного текста.

Раздел 3 «Грамматика и лексика» включал 20 заданий двух уровней сложности (базового и повышенного) на контроль языковых навыков: грамматических и лексико- грамматических.

Раздел 4 «Письмо» состоял из 2 заданий, выполнение которых требовало демонстрации разных умений письменной речи, относящихся к двум уровням сложности (базовому и высокому). Первое задание требовало написания личного письма на основе письма-стимула от зарубежного друга по переписке; второе - создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение» на основе предложенного высказывания по актуальной проблематике, входящей в школьную программу профильного уровня.

Устная часть экзамена состояла из 4 заданий со свободно конструируемым ответом:

  1. задание 1 базового уровня сложности - чтение фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста;
  2. задание 2 базового уровня сложности - условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
  3. задание 3 базового уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
  4. задание 4 высокого уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение ситуаций, представленных на двух фотографиях).

Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносились с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы[1] следующим образом.

Базовый уровень        - A2+[2]

Повышенный уровень - В1

Высокий уровень        - В2

Введение устной части в 2015 г. позволило проверить все компетенции, которые заложены в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), а также в Примерных программах по иностранным языкам. В настоящее время в ЕГЭ по иностранным языкам проверяются все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) и все аспекты языка (фонетика, лексика, грамматика, орфография и пунктуация), что помогает более точно установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.

В 2016 г. изменений в экзаменационную модель ЕГЭ не вносилось, но была уточнена формулировка задания 3 устной части при сохранении объекта контроля, что облегчило экзаменуемым выполнение данного задания. Новые формулировки пункта 1 и пункта 4 плана ответа сделала возможным для экзаменуемого по собственному выбору говорить о том, сам ли он фотографировал или это делал кто-то другой (например, мама, брат, друг), изображен ли на фотографии сам экзаменуемый.

2015 г.

2016 г.

In your talk remember to speak about:

  • when you took the photo
  • what/who is in the photo
  • what is happening
  • why you took the photo
  • why you decided to show the picture to your friend

In your talk remember to speak about:

  • where and when the photo was taken
  • what/who is in the photo
  • what is happening
  • why you keep the photo in your album
  • why you decided to show the picture to your friend

Это изменение формулировки уменьшило количество нелогичных неудовлетворительных ответов, когда участники экзамена путались в том, кто изображен на фотографии и кто делал фото. В результате повысился средний балл выполнения устной части ЕГЭ по английскому языку.

Распределение результатов экзамена (рис. 1 и табл. 1) имеет стабильный характер.

Рис. 1

Кривая распределения смещена вправо, что свидетельствует о доступности экзаменационной работы для значительного числа участников с хорошей языковой подготовкой. В целом наблюдается общее повышение результатов ЕГЭ по английскому языку, отражающее адаптацию школы к введенной в 2015 г. устной части ЕГЭ (табл. 1).

        Таблица 1

Год

Диапазон тестовых баллов

0-20

21-40

41-60

61-80

81-100

2016

1,65

7,87

18,44

36,25

35,79

2015

3,38

11,78

22,26

34,59

27,98

Также наблюдается снижение доли низких результатов (в 2 раза сократилась доля участников с результатами ниже минимального балла) и рост доли участников с результатами в зоне 61-100 т.б. Это может свидетельствовать о том, что учителя на основе разработанных ФГБНУ «ФИПИ» методических рекомендаций о совершенствовании преподавания, публикаций и выступлений членов федеральной комиссии разработчиков КИМ сделали нужные выводы по итогам экзаменов предыдущих лет.

Минимальный балл ЕГЭ 2016 г. (22) в сравнении с минимальным баллом 2015 г. не менялся, при этом доля выпускников, не набравших минимального количества баллов, в 2016 г. вдвое сократилась. Характеризуя группу участников экзамена, не преодолевших минимального балла, следует отметить, что их иноязычная коммуникативная компетенция не сформирована на минимально требуемом уровне. Участники показывают отдельные умения, позволяющие им понимать некоторые аспекты общего содержания письменных и аудиотекстов, при этом у них практически не сформированы умения в продуктивных видах речевой деятельности. Языковые навыки сформированы недостаточно, экзаменуемые затрудняются с образованием простейших грамматических форм.

Результаты ЕГЭ по английскому языку достаточно стабильны не только с точки зрения цифр и процентов, но и с точки зрения их содержательного анализа (рис. 2, табл. 2). Экзаменуемые традиционно наиболее успешно справляются с заданиями по чтению и аудированию. В 2016 г. обращает на себя внимание повышение уровня умений письменной речи в плане организации высказывания как в личном письме (задание 39), так и в развернутом письменном высказывании с элементами рассуждения (задание 40). Участники получили более высокие баллы по критерию «организация текста»; их ответы стали более логичными, с правильным делением на абзацы, адекватным употреблением слов-связок и т.д.

Аудирование Чтение Грамматика и Письмо Устная часть

лексика

Рис. 2

Таблица 2

Раздел КИМ ЕГЭ

Средний % выполнения заданий

Аудирование

74,0

Чтение

75,7

Грамматика и лексика

67,3

Письмо

62,9

Устная часть

70,0

В то же время остается проблемной лексико-грамматическая сторона письменной и устной речи. Традиционно из всех разделов письменной части ЕГЭ по английскому языку оказывается более сложным выполнение заданий раздела «Грамматика и лексика». Низок процент выполнения заданий на использование видовременных форм глагола, особенно в косвенной речи, а также в пассивном залоге. В устной части экзамена в задании 2 ошибки в построении вопросов также свидетельствуют о недостаточной сформированности грамматических навыков.

У ряда экзаменуемых вызывает затруднения заполнение бланка ответов, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности общеучебных умений и метапредметных компетенций и приобретает особое значения в условиях введения ФГОС.

Сопоставление результатов выполнения различных разделов экзаменационной работы участниками с разным уровнем подготовки убедительно показывает, что для группы экзаменуемых, не набравших минимального балла, наиболее сложным видом речевой деятельности является письмо. Для группы участников, получивших от 23 до 60 баллов, раздел «Письмо» также остается проблемным. Чем выше общий уровень участника экзамена, чем выше его общие баллы за письменную часть работы, тем лучше выполняет он задания раздела «Письмо». Для этой группы экзаменуемых раздел «Грамматика и лексика», проверяющий языковую компетенцию, оказывается наиболее сложным.

Рис. 3

Рассмотрим наиболее значимые проблемы, возникающие у участников экзамена с разным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции, и наметим рекомендации по компенсации этих проблем. Подчеркнем, что повышение уровня владения иностранным языком является актуальной задачей общеобразовательных учреждений в условиях введения ФГОС, наметившего в перспективе обязательный ЕГЭ по иностранным языкам. Отметим также, что современные подходы к обучению иностранным языкам в полной мере соответствуют духу и букве ФГОС - принципам личностно-ориентированного, деятельностного, практико-ориентированного обучения.

Начнем анализ с задания 1 раздела «Аудирование» базового уровня сложности: с того, что хорошо усвоено участниками, и определим, какие проблемы характерны для групп с разной подготовкой. Данное задание проверяет следующие умения аудирования: • извлекать основную информацию из слушаемого иноязычного текста, отделять главную информацию от второстепенной; закрепить в памяти основные сведения; игнорировать незнакомые слова;

соотносить развернутый текст и его основную мысль, высказанную с помощью утверждения (с помощью ключевых слов, перифраза, синонимов, антонимов, смысла текста).

Как показывают результаты ЕГЭ 2016 г., подавляющее большинство испытуемых успешно справляются с этим заданием. Однако в некоторых случаях наблюдаются сложности. Проанализируем задание 1 одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.


Задание 1 для участников

Вы услышите 6 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A—F и утверждениями, данными в списке 1—7. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу.

  1. I'd like to become truly independent.
  2. There are times when we need to accept change.
  3. A parent can make a true friend.
  4. Family is not always about blood relation.
  5. Sometimes it's hard to find peace at home.
  6. I'm thankful to my parents for their support.
  7. I'd like to be like my parent.

Говорящий

A

B

C

D

E

F

Утверждение

Speaker A

I don't get on well with my parents. It's like every time I want to do something, they say "no", so I get in a row with them over stuff. I don't understand what the big deal is in letting me make my own choices. Yet, they insist on my doing things their way. It's really frustrating, it's not like I'm a baby anymore. As soon as I graduate from school, I am moving out. I can't wait, in just two more years I won't have to see my parents again. -1

Speaker B

You see, I've just graduated from uni with a degree in journalism. I've got a job lined up with National Geographic, starting next month. I tell you, most credit for my success at college goes to my parents. They've always been there for me through the good and the bad. They've cheered me on when I was about to give up on my dreams. I am forever grateful to them. I couldn't have become the person I am today without their help. - 6

Speaker C

My mum and I are very close friends. She works a lot but finds the time to be with me. And I mean, quality time, not just watching TV together without even talking. We can go to a cafe, for example, and talk over a sandwich and a coffee. I can tell her everything. She listens to me and knows exactly what to say to make me feel good about myself or the situation. Um ... if someone asks me who my best friend is, I will definitely say - my mum.

Speaker D

I've got a complicated family. Eh ... my mum and dad got divorced five years ago when I was nine. I stayed with my mum and visited my dad only every other weekend. I loved those weekends 'cause my dad and I would go to football or baseball games, buy coke and popcorn and cheer for our favorite teams. We don't do that anymore 'cause my dad remarried and my step-mother doesn't want him away on the weekends, so we have to stay home and watch our games on TV.

Speaker E

1

Well ... If someone asks me who my role-model is, I will choose my dad no doubt about that. He's not famous or rich, or even well-educated. Yet, he is hard-working and very dedicated to his family. He's always been sensitive to our needs and has worked hard to provide for us. He is always quick to help those in need. He's been doing our neighbour's yard work for the last 10


years because she is an old widow and doesn't have much money to hire someone to mow her lawn.

Speaker F

I've got three brothers but I am adopted and they are not. But I don't mind because our parents treat us all the same and I never feel different from them. Eh ... I feel a part of our family and am very happy that they took me in when I could've been in an orphanage. My brothers are so nice to me ... I am their little sister, you know. They stand up for me at school when bigger kids try to bully me. My parents always say, "Look out for each other 'cause you are family", so we do.

Анализ результата выполнения задания показывает, что более слабая группа справляется с заданиями в двух случаях, если основная мысль высказана в первой и последней фразе короткого текста; если ключевые слова и фразы знакомы им и являются синонимами. Так, например, данная группа экзаменуемых легко справилась с заданиями 1 и 6.

1. I'd like to become truly independent. Speaker А

I don't get on well with my parents. It's like every time I want to do something, they say "no", so I get in a row with them over stuff. I don't understand what the big deal is in letting me make my own choices. Yet, they insist on my doing things their way. It's really frustrating, it's not like I'm a baby anymore. As soon as I graduate from school, I am moving out. I can't wait, in just two more years I won't have to see my parents again.

Хотя в тексте нет слов 'would like', 'truly', 'independent', которые есть в задании 1, экзаменуемые правильно выбрали ответ 1 к тексту А, так как смысл первой и последней фраз четко указывает на этот ответ.

Примером такого же случая может послужить текст С и задание, которое подавляющая часть этой группы выполнила правильно, несмотря на то что оно несколько сложнее, потому что первая и последняя фразы текста не совсем полностью совпадают со смыслом задания (сравните 'a true friend' - 'close friends' - 'best friend'), хотя слова 'my mum' в первой и последней фразах хорошо корреспондируют со словом 'parent'.

3. A parent can make a true friend. Speaker C

My mum and I are very close friends. She works a lot but finds the time to be with me. And I mean, quality time, not just watching TV together without even talking. We can go to a cafe, for example, and talk over a sandwich and a coffee. I can tell her everything. She listens to me and knows exactly what to say to make me feel good about myself or the situation. Um . if someone asks me who my best friend is, I will definitely say - my mum.

Примером второго случая может быть текст В и утверждение 6. 6. I'm thankful to my parents for their support. Speaker B

You see, I've just graduated from uni with a degree in journalism. I've got a job lined up with National Geographic, starting next month. I tell you, most credit for my success at college goes to my parents. They've always been there for me through the good and the bad. They've cheered me on when I was about to give up on my dreams. I am forever grateful to them. I couldn't have become the person I am today without their help.


Прослушав текст В, испытуемые тоже правильно выбрали ответ, здесь им подсказкой оказалась фраза 'I am forever grateful to them', которая передана синонимичной фразой в задании 6 'I'm thankful to my parents for their support'. Слова 'grateful', 'thankful'встречаются во всех линиях УМК для общеобразовательных организаций. Здесь используются еще синонимы: в задании - support, в тексте - help, которые тоже выполняют роль подсказки.

Наиболее сложным заданием для слабой группы оказалось определение ключа к тексту D.

Speaker D

I've got a complicated family. Eh . my mum and dad got divorced five years ago when I was nine. I stayed with my mum and visited my dad only every other weekend. I loved those weekends 'cause my dad and I would go to football or baseball games, buy coke and popcorn and cheer for our favorite teams. We don't do that anymore 'cause my dad remarried and my step-mother doesn't want him away on the weekends, so we have to stay home and watch our games on TV.

Возможно, сложность в определении правильного соответствия объясняется тем, что в данном случае испытуемые не могли опереться на первое предложение, и опирались только на последнее, но оно оказалось для слабых выпускников слишком длинным для восприятия смысла текста со слуха. Не было и подсказки в форме ключевых слов - синонимов в утверждении и тексте и нужно было понять смысл всего контекста, чтобы дать правильный ответ. Другие группы - средняя и сильная - хорошо справились с данным заданием.

Можно сделать вывод, о том, что ключевые умения у всех экзаменуемых в основном сформированы. Однако не все испытуемые в слабой группе могут игнорировать незнакомые слова. Отдельным испытуемым сложно соотносить текст с основной идей, если нужно исходить из смысла всего текста, а не из отдельных слов или даже фраз. Таким образом, при подготовке обучаемых к выполнению данного задания следует обратить особое внимание на формирование умений определять основную идею текста с помощью разнообразных приемов и формулировать ее на основе контекста.

2

Выполнение задания 2 повышенного уровня вызвало некоторые сложности.

Вы услышите диалог. Определите, какие из приведённых утверждений A-G соответствуют содержанию текста (1 — True), какие не соответствуют (2 — False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 — Not stated). Занесите номер выбранного Вами варианта ответа в таблицу. Вы услышите запись дважды.

  1. Mary has lost a lot of weight recently.
  2. Mary has changed some of her eating habits.
  3. Mary's coach is a professional dietitian.
  4. Peter prefers having eggs for breakfast.
  5. Mary thinks her regime didn't bring any results.
  6. Peter thinks it's quite difficult for him to go to bed early.
  7. Peter is not going to the gym the next day.

Утверждение

A

B

C

D

E

F

G

Соответствие диалогу


Слабые экзаменуемые испытывали трудность при выборе правильного ответа уже к первому утверждению. Диалогическую речь в целом воспринимать на слух труднее, чем короткие монологические высказывания, используемые в задании 1. Для успешного выполнения заданий на основе звучащей диалогической речи необходимо уметь извлекать запрашиваемую информацию из реплик каждого говорящего и уметь улавливать, кто именно что сказал. Эта задача, однако, облегчается тем, что в аудиозаписи заданий ЕГЭ всегда звучат мужской и женский голоса. Что же оказалось трудным для слабых экзаменуемых? Проанализируем текст и утверждение.

  1. Mary has lost a lot of weight recently.

Mary: Hello, Peter! I haven't seen you for ages! How are you getting on? Peter: Oh hi, Mary, it's so nice to see you. You look great!

Mary: Thank you for the compliment - I'm not going to play it down. I've lost some weight because I've been going to the gym lately.

Peter: Well, you know I think it's not about the weight actually. I don't know ... I can't put my finger on it .

Mary: I know. It's probably just a couple of kilos, I just felt so proud but actually it's nothing to be boastful of.

К сожалению, слабые экзаменуемые, как правило, выхватают отдельные услышанные фразы или слова, не обращая внимания на детали и контекст. Они уловили, что Мэри похудела, но не обратили внимание на такую деталь, как 'a lot' в утверждении. В беседе Мэри говорит, что, возможно, она похудела на несколько килограммов, но об этом нечего хвастаться, то есть для нее это совсем мало, а не много.

Рассмотрим другие трудные моменты, с которыми столкнулась слабая группа экзаменуемых. Проанализируем текст и утверждение В. К данному утверждению участники экзамена в подавляющем большинстве в слабой группе, правильно нашли ответ 1 . Это связано с тем, что они сумели правильно понять идею, заложенную в первой и последней фразах, к тому же здесь была дополнительная подсказка в вопросе Питера, содержащая глагол ' change' .

  1. Mary has changed some of her eating habits.

Peter: What do you mean - your whole lifestyle changed?

Mary: My coach said I had been eating the wrong food and at wrong times of the day. I didn't use to eat any breakfast and then I had snacks. Dietitians say a proper breakfast gives you enough energy till lunchtime and you don't consume junk food and you feel better as a result.

  1. Mary's coach is a professional dietitian.

Однако анализ этого же текста не помог им найти правильный ответ 3 (в тексте не сказано) к утверждению С. Им помешали сделать правильный выбор находящиеся в тексте слова 'my coach' и 'dietitians'. Данные слова употреблялись в другом контексте и были дистракторами (отвлекающими внимание от верного ответа). К сожалению, слабые экзаменуемые плохо справляются с заданиями, в которых верный ответ - «в тексте не сказано». Примером этому может послужить следующее задание (однако в данном случае играют большую роль не столько когнитивные способности, сколько предметные). Рассмотрим опять утверждение и текст. Проанализируем, в чем причина неправильного ответа.


D. Peter prefers having eggs for breakfast.

Peter: Okay, you have a nutritious breakfast. Is that all?

Mary: Of course not! Your breakfast must consist of carbohydrates, not fat or protein. It's wrong to eat eggs or dairy products for breakfast, can you believe it? Peter: Never! All hotels serve eggs for breakfast!

Mary: Yes, they do and it's not good for you. Eggs are good for dinner though.

Peter: I see. It's difficult to understand you've been doing the wrong thing your entire life!

Слабая и средняя группы участников экзамена неправильно выбрали ответ 1, так как не поняли, что во фразе 'you've been doing the wrong thing your entire life!' местоимения 'you' и 'your' играют роль обобщения. Питер не говорит 'I', он имеет в виду, что все люди, в том числе и в гостиницах, считают, что есть яйца на завтрак - это хорошо. Правильный ответ в данном случае - 3.

Еще один пример, который показывает, что испытуемым трудно дать ответ «в тексте не сказано».

Дано утверждение Е. Bob often listens to classical music on his car radio. Проведем фрагмент текста, прослушав который экзаменуемые должны были решить, какой ответ выбрать. Большая часть слабой группы выбрала ответ 1 (верно), услышав слова "Classic FM".

Bob: No need to download, Sally. There is a radio station Classic FM that plays nice pieces nonstop. You can check that out first to see if you like any of it and then you can download your favourites.

Из беседы друзей ясно, что Боб действительно слушает радиостанцию с классической музыкой, но не сказано, где он это делает (дома, на работе, учебе или в машине). Следовало выбрать ответ 3 - «в тексте не сказано».

Задание 2 оказалось более сложным для участников слабой группы, в то время как средняя и сильная группы справились с ним в целом достаточно хорошо. Таким образом, при подготовке к выполнению данного задания следует обратить особое внимание на утверждения, которые требуют ответа «в тексте не сказано», и на понимание отдельных деталей текста.

Рассмотрим, с какими трудностями столкнулись экзаменуемые в задании 3 в разделе «Аудирование». Экзаменуемые в целом хорошо справились с заданиями 3-9 по аудированию, несмотря на то что это задания высокого уровня сложности. Наибольшую сложность вызвало следующее задание.

What does Sandra enjoy most about the film 'Winter'?

  1. The camerawork.
  2. It has a narrative plot.
  3. The way she reveals her character.

Presenter: And finally - what do you like about 'Winter'?

Sandra Smith: God, I love that movie. It's just such a beautiful film. I love the fact that there isn't this big narrative plot - it allows the character's life to sort of unfold in front of the camera.

9

Второй вариант не подходит, так как в фильме нет подробного сюжета; третий вариант не подходит, потому что нет такой информации в тексте. Экзаменуемые допустили ошибку, потому что в дистракторах есть слова из текста, в то время как правильный ответ 1 - «camera work» несколько перефразирован.


Проанализируем еще одно задание, с которым не справилась слабая группа экзаменующихся и большая часть средней группы.

How did Mark Douglas's script help Ben to succeed in his role?

  1. He could associate himself with the character better.
  2. He finally managed to develop his visual abilities.
  3. He began to think better about the movie's story.

Выделим ключевые слова в скрипте текста и задании.

Ben Jones: Mark Douglas, the producer and director, reached out to my agent and we all Skyped and they offered me the role. I was really taken by the script. It wasn't a script, really - they called it a scriptment. It was a combination of descriptions of scenes - some scenes were written out - and pictures. Presenter: That's quite unusual!

Ben Jones: It is. This is how Mark works. He even collects photos for this reason - it's a big way that he works, which is fantastic. As an actor, for me at least, it's really important to know the director has a real visual sense and to get a sense of what the movie is going to look like because it is a visual medium. It helped me to relate to the story a lot. I thought it was really starkly truthful.

Большая часть экзаменуемых выбрали второй ответ. Они не поняли, что в прослушанном тексте ничего не говорится о визуальных способностях Бена, тем более о том, что он наконец их развил. В тексте только упоминаются визуальные способности Марка. Школьники цеплялись за повторяющиеся слова в задании и прослушанном тексте (visual sense VS visual abilities, visual medium), не обращая внимания на то, что речь идет о другом человеке. Таким образом, ответ 2 неверный.

Часть экзаменуемых выбрали ответ 3, который тоже был неверным. Бен говорит о том, что сценарий его сразу увлек: I was really taken by the script. Следовательно, речь не может идти о том, что он потом начал думать лучше о сценарии, - он сразу хорошо о нем думал.

Правильный ответ - 1 "He could associate himself with the character better".

5

Многие его не выбрали, вероятно, потому, что в последних двух предложениях не поняли словосочетания to relate to the story и really starkly truthful, а именно эти предложения помогают выбрать правильный ответ.


Подводя итог анализу результатов выполнения заданий раздела «Аудирование», отметим, что в целом задания данного раздела были выполнены хорошо, т.е. базовые умения аудирования у экзаменуемых сформированы. Требуют совершенствования умения:

  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • игнорировать незнакомые слова и применять языковую догадку;
  • находить правильный ответ по ключевым словам в утверждениях и текстах;
  • извлекать информацию из текста, обращая особое внимание на смысл текста и характерные детали, а не стремиться понять значение каждого слова.

При подготовке к данному разделу можно рекомендовать:

  • слушать аутентичные записи с разными голосами (мужскими и женскими) и разными вариантами английского языка (британским и американским);
  • слушать тексты разных жанров (бытовые диалоги, репортажи, интервью, лекции и т.д.);
  • развивать механизмы аудирования: фонематический слух, кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
  • научиться определять, какие умения проверяются в конкретных заданиях и какие стратегии выполнения следует применить;
  • научиться правильно выделять ключевые слова и фразы в текстах, утверждениях и вопросах;
  • стремиться сосредоточиться на главном в тексте и стараться запомнить главные блоки информации, используя разные приемы запоминания: рисунки, ключевые слова, ассоциативный ряд слов и т.д.;
  • фиксировать основные положения сообщения в кратком виде письменно;
  • научиться определять основную идею во время прослушивания, а после прослушивания текста ее сформулировать письменно или устно;
  • пытаться предугадать, о чем будет идти речь дальше в тексте, а затем проверять свои прогнозы во время прослушивания;
  • в процессе слушания проводить анализ и оценку сообщаемого;
  • до прослушивания разобрать задание, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.

Результаты раздела «Чтение» сопоставимы с результатами раздела «Аудирования» и демонстрируют, что в целом экзаменуемые успешно справились с заданиями данного раздела. Вместе с тем отдельные задания вызвали сложность. Так, в задании 10 нужно было подобрать к тексту заголовок из предложенных восьми заголовков.

B. Anxiety is the most popular emotion experienced in dreams. Many people dream of falling, which is often connected to something in our lives that is going in the wrong direction. In addition, dreams of being chased are very common and are linked to avoidance. Also people report dreams about their teeth falling out, which is related to the words and communication we might have in real life.

Ключевые слова в тексте связаны с чувствами, о чем говорят слова 'anxiety', 'emotion'. В тексте описываются события, которые могут произойти во время сна и которые вызывают беспокойство.


Просмотрим заголовки.

1. When we don't sleep

5. Why dreams can be scary

2. Not only for humans

6. What we feel dreaming

3. How dreaming helps

7. How we forget dreams

4. When we dream

8. How we remember dreams

Слабые экзаменуемые выбрали заголовок 5, вероятно, соотнеся слово 'anxiety' со словом 'scary'. Но есть ли в тексте В ответ на слово 'Why' заголовка 5? Такого ответа нет. Значит, заголовок 5 нам не подходит. Проверим заголовок 6. Соотносится ли он с текстом В? Да, соотносится, так как в нем присутствует ответ на заголовок "What we feel dreaming". Уже первое слово текста 'anxiety' отвечает на слово 'What', а слово 'emotion' является расшифровкой более общего слова 'feeling' (в заголовке соотносится с глаголом 'feel'). Следовательно, ответ 6 правильный.

С заданием 11 в целом экзаменуемые справились хорошо. Наиболее сложными оказались для участников экзамена задания 12-18. Это задания высокого уровня сложности, выполнение которых требует как более высокого уровня владения английским языком, так и применения когнитивных способностей. На первый взгляд несложное задание 12 было неверно выполнено слабыми экзаменуемыми.

Проанализируем текст и утверждение, которое нужно было закончить, выбрав один из четырех предложенных ответов.

Sarah Hagan has a passion for math, and the pi-shaped pendant to prove it

The 25-year-old teaches at Drumright High School in Oklahoma. The faded oil town is easy to miss. Fewer than 3,000 people live there, and the highway humps right around it. There are no stoplights, no movie theater and no bowling alley anymore. Just a clutch of small houses and hearty businesses such as a funeral home.

The place Sarah Hagan works in can be best described as ...

  1. promising.
  2. unfrequented.
  3. crowded.
  4. uninhabited.

Ряд экзаменуемых выбрали ответ 4, несмотря на то что в тексте есть фраза 'Fewer than 3,000 people live there', которая говорит о том, что в городе живут люди, т.е. он населен, в то время как другая часть фразы - ' town is easy to miss' , свидетельствует о том, что город редко посещают. Таким образом, правильный ответ - 2.

Еще одно задание вызвало трудность у слабых экзаменуемых, и это связано с незнанием идиом. Рассмотрим текст и задание 17.

12

Recently, a company called Planetary Resources Inc. made the news for getting big names like Google and Microsoft to invest in exploring asteroids for material gain. Although it will take many decades, it is wise to put the gears in motion now.


The expression "put the gears in motion" in "...it is wise to put the gears in motion now" (paragraph 9) means ...

  1. to explore.
  2. to begin.
  3. to move.
  4. to invest.

Одни экзаменуемые выбрали ответ 4, опираясь на слово 'to invest', другие - ответ 3, вероятно, соотнеся слова 'motion' и' to move', третьи - вариант 1, опираясь на слово 'exploring'. Большая часть средней и сильной групп правильно выбрали ответ 2.

Таким образом, подводя итоги, можно прийти к выводу, что у подавляющего большинства экзаменуемых сформированы ключевые умения чтения:

  • извлекать основную информацию из прочитанного текста;
  • отделять главную информацию от второстепенной информации с помощью ключевых слов и фраз;
  • понимать в прочитанном тексте структурно-смысловые связи текста;
  • извлекать из текста необходимую информацию;
  • игнорировать ненужную информацию;
  • соотносить развернутый текст и его основную мысль, высказанную с помощью заголовка.

Требуют совершенствования следующие умения:

  • соотносить реферируемые слова в тексте и вырезанных фрагментах;
  • извлекать из текста полную и точную информацию:
  • ключевые слова;
  • важные детали;
  • аргументы;
  • примеры.

При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» рекомендуется:

  • читать тексты разных жанров (художественную литературу, научно-популярную и т.д.);
  • развивать механизмы чтения: кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;
  • применять разные виды чтения и приемы работы с аутентичными текстами;
  • не обращаться часто к словарю, а пробовать догадаться о значении слова по контексту или аффиксам;
  • фиксировать основные мысли по мере чтения текста с помощью ключевых слов, рисунков, коллажа, таблицы и т.д.;
  • читать текст быстро, обращая внимание на отрицания, которые могут быть выражены как грамматически, так и лексически: отрицания играют большую роль в понимании смысла текста, и невнимание к ним может привести к ошибкам;
  • читать только первые фразы каждого абзаца, поскольку они дают общее представление о содержании текста, и определять основную идею каждого абзаца;
  • читать только последнюю фразу каждого абзаца и определять, помогает ли она спрогнозировать содержание следующего абзаца;
  • прочитав текст, составить план, отражающий его содержание;
  • прочитав текст, мысленно восстановить основную информацию в памяти;

17

  • обращать внимание на мелкие детали, так как неверные ответы могут содержать иную грамматическую форму или незначительно измененную информацию в тексте;

• до чтения разобрать задание; обсудить, с какими трудностями можно в нем столкнуться; после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.

Задания раздела «Грамматика и лексика» были выполнены несколько лучше, чем в предыдущие годы, но все же хуже, чем разделы «Аудирование», «Чтение», «Говорение». Экзаменуемые все еще допускают ошибки в заданиях 19-25, которые проверяют базовый уровень владения грамматикой. Участники, не преодолевшие минимального порога, часто не знают даже форм простого прошедшего времени неправильных глаголов, сравнительной и превосходной степени прилагательных good и bad и т.п.

Однако даже сильные обучающиеся не всегда справляются с заданиями на использование формы Future-in-the-Past в косвенной речи. Приведем пример из одного вариантов ЕГЭ 2016 г.

The penguins' driver explained that he was taking the penguins to the zoo

and asked if the other man        the penguins there.        TAKE

В данном примере экзаменуемые использовали самые разные грамматические формы, такие как 'took', 'has taken', 'will take', 'take', вместо правильного ответа 'would take'. Дело в том, что школьники не приняли во внимание весь контекст шутки. Сломалась машина, на которой перевозили пингвинов, и шофер этой машины попросил коллегу, другого шофера, отвезти пингвинов в зоопарк. Подсказкой, что требуется передать будущее действие, служил как весь контекст, так и предложение в конце "I thought I asked you to take those penguins to the zoo", shouted the first driver. Однако нужно было не простое будущее время, а Future-in-the- Past, поскольку это предложение дано в косвенной речи, о чем говорит форма глагола 'asked'.

Возьмем еще один пример, который показывает, что участники экзамена не только путают времена и залоги, но и не понимают сути и формата данного задания. Так, некоторые экзаменуемые вместо правильного ответа ' was invented' давали ответ 'invention'. Они не задумались над смыслом предложения, над тем, какая часть речи здесь нужна.

No one knows where or when the first compass        . It        INVENT

may have been in China or in the Near East or in Italy.

К сожалению, в заданиях на словообразование тоже встречались ответы, которые показывают, что участники экзамена не читают инструкцию и путают форматы заданий 19-25 на грамматику с 26-31 на словообразование. Однако наиболее частой ошибкой является невнимательное отношение к контексту.

During winter months most places are closed or are open at limited times

so        also goes up as most seasonal jobs come to an        EMPLOY

end in winter.

Большая часть слабой группы экзаменуемых дали ответ 'employment' вместо 'unemployment', хотя фразы 'places are closed', 'jobs come to an end in winter' четко указывают на то, что нужен отрицательный префикс.

24

21

30

Довольно распространенными ошибками в данном задании были ошибки в правописании. Так, школьники часто писали наречия, например 'really', 'originally', с одной буквой ' l', поэтому их ответ не засчитывался как правильный.


Задания 32-38, которые проверяют, умеют ли выпускники использовать слова в связном тексте с учетом их смысла, сочетаемости слов, грамматического оформления, тоже оказались для слабой группы сложными. Приведем пример, на первый взгляд, легкого задания 33.

 

time.

33

Once, Lady Anna went to the neighboring town and stayed there for a |33

 

1) big        2) high        3) huge        4) long

В одном из заданий линии 33 проверялось умение образовывать словосочетания. Некоторые слабые экзаменуемые выбрали ответ 1, некоторые - ответ 3 вместо правильного ответа 4. Возможно, помешала интерференция родного языка.

В другом задании линии 33 мы опять сталкиваемся с тем, что выпускники недостаточно хорошо понимают содержание текста. Прочитаем текст. Здесь проверяется употребление фразовых глаголов в коммуникативно-значимом контексте.

She switched          the automatic alarm, avoiding any news that might distract her.

1) in        2) on        3) out        4) off

Многие экзаменуемые из слабой группы выбрали ответ 2 вместо ответа 4, так как не вчитались в контекст или его не поняли.

Вместе с тем нужно отметить, что если раньше выпускники путали употребление в контексте синонимов, таких как 'to speak, to talk, to say, to tell', 'glance, view, look, stare' и т.д., то теперь они справляются с такими заданиями довольно успешно.

Подводя итоги анализа выполнения заданий данного раздела, отметим, что произошел положительный сдвиг в сторону улучшения результатов и участники экзамена в целом овладели ключевыми навыками грамматики и лексики. Требуют совершенствования навыки употребления слов и словосочетаний в контексте, фразовых глаголов, а также употребления видовременных форм, форм пассивного залога и согласования времен.

При подготовке к выполнению заданий данного раздела рекомендуется:

  • внимательно читать инструкцию к текстам, которая помогает определить, в чем состоит коммуникативная задача;
  • анализировать связные тексты с точки зрения употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления;
  • прежде чем выполнять задание, прочитать текст, вдуматься в него, не следует пытаться «механически» подставить какое-то слово в пропуск; нужно учиться сознательно решать, какое слово или какая форма нужны здесь, чтобы передать нужный смысл;
  • обращать внимание не только на формы образования времен и залогов, но и на их значение, от которого зависит их употребление в контексте;
  • расширять свой активный и потенциальный словарь, развивать языковую догадку (умение выводить значение слова из контекста, из морфологической структуры слова, по аналогии с родным языком);
  • обращать внимание на правильность использования лексики с точки зрения сочетаемости и грамматического окружения;
  • помнить о различиях в значении и употреблении синонимов;

33

  • изучать и использовать наиболее частотные фразовые глаголы в письменном контексте и в устной речи;
  • разобрать задание до начала его выполнения, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать;
  • выполнять задания данного раздела с заполнением бланка ответа, чтобы контролировать орфографические ошибки.

Раздел «Письмо» оказался наиболее сложным для экзаменуемых. При этом необходимо отметить, что задание 39 выполняется подавляющим числом выпускников довольно успешно. Особенно отмечается хорошая динамика в овладении оформлением личного письма согласно нормам страны изучаемого языка, соблюдении деления на абзацы, употреблении средств логической связи. К недостаткам отнесем то, что иногда экзаменуемые не учитывают информацию, которая дана в последнем предложении письма-стимула, и задают вопросы, ответ на которые уже есть в тексте. Приведем пример.

... Would you believe it, my elder brother is going to Nepal next month...

Задание:

— ask 3 questions his brother's trip to Nepal

Наиболее часто задавался вопрос:When is your brother going to Nepal? Редко, но все же были зафиксированы и такие вопросы: What country is he going to visit? Is your elder or younger brother going to Nepal?

Часто задаются вопросы не по теме, например в данном случае не о поездке в Непал.

Can you ask your brother to take some pictures for me? How far is Nepal from your country? Has he ever been to Nepal?

Практически такую же ошибку, а именно вопросы не по теме мы видим и в другом задании.

Just imagine I won the city contest in Geography last week ...

Задание:

— ask 3 questions about the city contest in Geography.

Выпускники слабой группы часто задавали вопросы: Do you like Geography? What subjects do you like? Данные вопросы не принимаются экспертами.

Бывают случаи, когда экзаменуемые не полностью понимают коммуникативную задачу; например, в задании для участников ЕГЭ сказано:

... I know you've just moved to a new house. How do you like it there? How do you get to

your school now? Why did you decide to move?

Just imagine I won the city contest in Geography last week ...

В ответе на письмо выпускница пишет: I'm happy to learn that you've just moved to a new house. Таким образом, аспект 1 критерия «Решение коммуникативной задачи» не выполнен. (Участница экзамена не поняла коммуникативную задачу и написала, что переехала Нэнси, хотя в письме сказано, что переехал сам автор письма.)

Большая часть слабой группы иногда не понимает, что в таких вопросах, как What's your favorite food and can you cook it yourself? Would you like to be the only child in the family, and why?, на самом деле содержатся два вопроса, а слабо подготовленные участники ЕГЭ отвечают только на одну часть. Поэтому эксперты оценивают такие ответы как неполные. Подобные вопросы включаются в письмо-стимул для сохранения коммуникативности задания. Кроме того, они ориентируют участника на полный развернутый ответ с использованием средств логической связи.

Реже, чем в предыдущие годы, участники экзамена во вступлении пишут либо благодарность, либо ссылку на предыдущий контакт, в то время как нужно написать и благодарность, и ссылку на прошлый контакт; например: Thank you very much for your letter. It was nice to hear from you again. Ссылка I'm glad to get your letter - не является благодарностью.

Необходимо отметить, что в работах участников слабой группы очень много лексико-грамматических и орфографических ошибок, которые лишают их возможности получить более высокие баллы за личное письмо. Однако в целом, как уже было отмечено выше, экзаменуемые успешно справились с заданием 39.

Чтобы преодолеть некоторые трудности, рекомендуем при подготовке к данному заданию использовать следующие упражнения:

  • Ответьте следующие на вопросы.
  • Какие содержательные части обязательно должны быть в вашем письме?
  • Какова структура написанного по-английски личного письма, с чего начинается и чем заканчивается личное письмо?
  • Что должно быть написано во введении в письме? Чем должно завершаться письмо?
  • Каким должно быть общее стилевое оформление личного письма: официальным (formal), неофициальным (informal)?
  • Посчитайте количество слов в следующих фрагментах личного письма: объясните, как считаются слова.
  • Обозначьте на схеме названия частей личного письма.
  • Определите, какие части личного письма обусловлены стремлением соблюсти нормы вежливости, принятые в англоязычных странах.
  • Определите, в каких частях письма наиболее явно проявляется его неофициальный стиль? Что указывает на это?
  • Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме, обоснуйте Ваш выбор.
  • Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме. Обоснуйте Ваш выбор.
  • Добавьте слова и словосочетания (не менее трех) к следующим группам
  • Упоминание о дальнейших контактах:....
  • Завершающая фраза:...
  • Соотнесите компоненты личного письма и предложения из письма.
  • Расставьте предложения в письме в нужном порядке.
  • Дополните предложения связующими словами. Возможны ли другие варианты? Какие?
  • Дополните предложения прилагательными. Возможны ли другие варианты? Какие?
  • Напишите ответы на следующие вопросы друга по переписке.
  • Задайте три вопроса другу по переписке, опираясь на письмо-стимул, и т.д.

Значительно хуже выпускники справились с заданием 40, которое является заданием высокого уровня сложности и требует хорошо развитых как предметных, так и метапредметных умений и навыков. Анализ выполненных письменных высказываний 2016 г., показывает, что часть экзаменуемых не понимают тему, хотя она сформулирована четко и не содержит незнакомых слов.

Задание 40

Comment on the following statement.

Everybody would like to work from home.

What is your opinion? Do you agree with this statement? Write 200-250 words.

Use the following plan:

  • make an introduction (state the problem)
  • express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
  • express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
  • explain why you don't agree with the opposing opinion
  • make a conclusion restating your position

Многие в формулировке темы не поняли выражение "from home" и интерпретировали его как «работа вне дома» или «работа за границей», противопоставляя выражения "to work from home" и "to work at home". Некоторые участники даже добавляли слова в формулировке темы: "to work away from home" или "to work far from home". Это могло быть связано как с недостаточным уровнем владения английским языком, так и с невнимательным прочтением участниками темы задания.

Многие из тех, кто понимал выражение "to work from home" как «работа дома», писали о домашней работе (уборке дома, стирке и т.д.), т.е. тоже неправильно понимали выражение "to work from home". Некоторые экзаменуемые противопоставляли понятия «сидеть дома и не работать - отдыхать, лежать на диване, смотреть телевизор» и «работать дома».

Таким образом, простая на первый взгляд тема оказалась сложной для выпускников с недостаточно развитой иноязычной коммуникативной компетенцией, недостаточным словарным запасом и нехваткой социокультурных знаний. Тема «Современный мир профессий, рынок труда» включена в «Предметное содержание речи» в кодификаторе ЕГЭ и предполагает знакомство в данной проблематикой, а в условиях введения практико- ориентированного ФГОС приобретает большое значение.

Некоторые испытуемые все еще неправильно пишут введение. Уже неоднократно обсуждался вопрос о том, что во введении нужно перефразировать предложенную тему и показать ее проблемный характер. Возьмем для анализа данное выше задание и разберем примеры выполненных введений (языковое оформление всех примеров в данных рекомендациях дается в оригинале, без исправлений).

Пример 1

Some people suppose that everybody would like to work from home. Is it true?

40

Экзаменуемый переписал тему, не перефразировав. Вторая точка зрения не представлена. Вместо этого учащийся ставит вопрос, что более характерно для другого письменного жанра - статьи.


Пример 2

Some people believe that every person prefer to have his or her working place at home. I also would like to work from home.

Участник экзамена перефразировал тему в первом предложении, хотя во втором повторил практически полностью фразу, заменив только I на everybody. Во введении тоже не показан проблемный характер темы.

Распространенной ошибкой в другой части письменного высказывания является несоответствие аргументов высказанному мнению, например:

In my opinion, everyone would like to work outside. Firstly, it is boring to stay at home because you cannot talk to your friends. Secondly, one cannot concentrate at home because children will destroy you from your duties. Furthermore, there is no boss to control you so your work will be bad. Besides, if you will work outside you can breath fresh air.

В первом предложении второго абзаца автор высказывает свое мнение в пользу работы вне помещения, и не совсем понятно, что имеется в виду. Далее приведены три аргумента против позиции работы дома. Четвертый, неразвёрнутый аргумент - за позицию работы вне помещения. Налицо нелогичность в приведении своего мнения и аргументов для его поддержки.

Довольно часто встречается повторение идей аргументов при изложении своей и чужой точки зрения.

Например, в первом абзаце:

As for me, I don't want to work from home because then I have to work and look after the children and that is very difficult. Besides, working from home is boring. Во втором абзаце:

However, some people want to work from home because young mothers need to work and look after their children. It is very comfortable for them if they stay at home and work while their little children are near them.

Автор приводит противоположную точку зрения и аргументирует ее, но аргумент противоположной точки зрения повторяет аргумент, приведенный во втором абзаце, хотя в первом случае он приводится как негативный, во втором - как позитивный аргумент.

Особенно сложным для слабой группы и частично для средней группы является формулировка контраргумента, объяснения, почему автор не согласен с противоположной точкой зрения.

Приведем пример неправильной формулировки объяснения.

I think those people are wrong. I have already mentioned that it is boring to stay at home. Moreover, people won't be able to work much money because work from home is not well-paid.

Автор не опровергает мнение противоположной стороны, а повторяет аргумент, приведенный во втором абзаце, и приводит аргумент, не соотносящийся с противоположной позицией. Таким образом, контраргумент отсутствует.

Встречаются случаи, когда присутствуют логические ошибки, в том числе расхождение авторской точки зрения во втором абзаце и в заключении, например: Второй абзац:

I think it's better to live in a big city because there are many places for work and entertainment...

Заключение:

I suppose it's better if one can choose for himself where to live, because tastes differ.

Все еще встречаются работы, в которых спутаны форматы письменных высказываний «За и против» и «Ваше мнение».

Пример дан в языковом оформлении оригинала.

Второй абзац сочинения:

Life in a big city is very convenient because there are all needed devices for comfortable life: developed transportation, modern houses, big malls, good Internet and Mobile connection. Living in a big city gives students many opportunities for education such as prestigious universities, interesting courses, high-qualified professors.

Во втором абзаце отсутствует свое мнение. Обсуждаются преимущества большого города. С самого начала абзаца идут аргументы.

Третий абзац:

On the contrary, life in a big city is not so wonderful as it may seem. People suffer from car noise and traffic jams and become stressed. Moreover, bad ecological situation can influence in a harmful way on our health.

В третьем абзаце не высказано мнение оппонента, а описываются недостатки жизни в большом городе.

Заключение:

To sum up, there are both pros and cons in living in a big city. It's up to us, what to choose. This decision depends only on our preferences and priorities.

И наконец, в заключении собственное мнение тоже отсутствует. Налицо все признаки сочинения «за и против». Следовательно, если спутаны форматы, то испытуемый получит только 1 балл по критерию «Решение коммуникативной задачи».

Несмотря на приведенные многочисленные недостатки в работах участников экзамена, можно отметить, что наблюдаются некоторые позитивные сдвиги в качестве письменного высказывания с элементами рассуждения «Ваше мнение». Так в работах 2016 г.:

  • практически отсутствуют фрагменты сочинений с непродуктивной речью;
  • значительно уменьшилось количество сочинений с нарушением объема;
  • улучшились показатели по критерию «Организация текста»;
  • уменьшилось число испытуемых, не приступивших к написанию сочинений. Вместе с тем необходимо отметить, что, как и в личном письме, все еще

наблюдается большое количество лексико-грамматических и орфографических ошибок, не дающих возможности экзаменуемым получить более высокие баллы по данному заданию.

При подготовке к заданию 40 можно рекомендовать:

  • изучать особенности разных жанров письменной речи, а также разных типов эссе;
  • делать подробный разбор инструкции задания и формата задания;
  • подбирать к плану ключевые слова и выражения;
  • начинать обучение с изучения структуры и видов абзаца как основной единицы текста;
  • разобраться, что такое тезис, что такое аргумент, что такое пример, что такое контраргумент;
  • анализировать свои работы в соответствии с критериями;
  • делать работу над ошибками с объяснением правил употребления лексики и грамматики в коммуникативно-значимом контексте;
  • постоянно делать лингвистический анализ текста.

Примеры заданий для подготовки к выполнению задания 40.

  • Прочитайте абзац. Какова его основная идея? Какие аргументы приводит автор в защиту своей точки зрения? Согласны ли Вы с ними?
  • Согласитесь или не согласитесь с высказыванием. Объясните, почему вы согласны или не согласны.
  • Прочитайте задание. Определите проблему, по которой необходимо высказать свое мнение, напишите вступление. Не забудьте перефразировать предложенную в задании формулировку темы и указать ее проблемный характер.
  • Добавьте связующие слова в начале каждого абзаца сочинения.
  • Прочитайте начало и заключение сочинения, допишите основную часть.
  • Напишите заключение к данному письменному высказыванию. Не забудьте о связующих словах.
  • Пишите одноминутные письменные высказывания по предложенным пунктам.
  • Определите, какие могут быть аргументы к высказанному мнению по теме, например, «Мобильным телефонам не место в школе».
  • Соотнесите следующие тезисы и аргументы: ... .
  • Расширьте/сократите на 20 слов следующее письменное высказывание.
  • Сравните три сочинения на одну и ту же тему. Объясните, какое из них лучше и почему.
  • Прочитайте письменное высказывание. Отредактируйте его. Если необходимо, замените либо добавьте аргументы и т.д.

Далее проанализируем результаты выполнения четырех заданий устной части экзамена. Анализ результатов показал, что устная часть в 2016 г. была выполнена довольно успешно, хотя, к сожалению, ряд типичных ошибок, допущенных выпускниками предыдущего года, повторились в этом году.

При выполнении задания 1 допускались следующие характерные ошибки:

  • неправильное произношение слов или звуков, которое меняют смысл слов, например: mind - mine; through - though; since - science;
  • нарушение ударения в ряде слов;
  • неумение делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы;
  • несоблюдение интонации в разных коммуникативных типах предложений.

В задании 2 по-прежнему допускаются фонетические, лексические и грамматические ошибки. Фонетические ошибки допускаются, например: в таких словах, как guarantee, recipe; характерные лексические ошибки - замена слова appliance на applicant, kitchen на chicken; грамматические ошибки - нарушение порядка слов в предложении - What opening hours you have? How long you work?; неправильное согласование вспомогательного глагола с существительным - Is there kitchen appliances? Is there ways to buy it online? Иногда вспомогательный глагол вообще опускается: What the guarantee period? В ряде случаев экзаменуемые задают вопросы, не имеющие смысла, например: Do you have any functions? How long are the operation hours? How much is the price of the season ticket?

Анализ выполнения задания 3 показывает сокращение количества ошибок, которые были отмечены как типичные в 2015 г. (например: описание трех картинок вместо одной; топиковость (воспроизведение заученных наизусть кусков текста); нарушение логики высказывания вследствие отступления от плана ответа).

Как уже отмечалось выше, в 2016 г. была уточнена формулировка задания 3 устной

части.

2015 г.

2016 г.

In your talk remember to speak about:

  • when you took the photo
  • what/who is in the photo
  • what is happening
  • why you took the photo
  • why you decided to show the picture to your friend

In your talk remember to speak about:

  • where and when the photo was taken
  • what/who is in the photo
  • what is happening
  • why you keep the photo in your album
  • why you decided to show the picture to your friend

Формулировка задания в 2015 г. явно содержала указание на то, что фотографию сделал сам участник экзамена, причем это указание дано дважды в пункте 1 и пункте 4 плана ответа. Неожиданно оказалось, что здесь кроется когнитивная трудность для экзаменуемых: они путались в том, кто сделал фотографию и кто на ней изображен. На апелляциях участники экзамена пытались доказать, что фотография, явно сделанная с большого удаления (например, с другой стороны реки или с моста), это «селфи». Новая формулировка дает экзаменуемому выбор: говорить о том, сам ли он фотографировал или это сделал кто-то другой (например, мама, брат, друг) и кто изображен на фотографии - сам ли экзаменуемый или кто-то другой. Это изменение формулировки уменьшило количество нелогичных неудовлетворительных ответов, когда участники экзамена путались в том, кто изображен на фотографии и кто делал фото.

При этом объекты контроля и проверяемые умения остались теми же. Формулировка пункта 4 плана все так же требует умений обосновать свой выбор и высказать свое отношение.

Как отмечалось выше, средний балл выполнения устной части ЕГЭ по английскому языку повысился, однако все еще остаются ошибки, которые наблюдались и в 2015 г.:

  • отступление от темы;
  • отсутствие адресности, т.е. обращения к другу;
  • отсутствие вступительной и заключительной фразы;
  • включение по одной фразе на каждый пункт плана;
  • неправильная интерпретация содержания картинки;
  • наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе.

Не всегда понятно, почему экзаменуемые неправильно интерпретируют содержание картинки. Например, на фото два мальчика играют в шахматы. Голос девушки утверждает: на фото она и ее друг. На фотографии бегущая девушка. Голос мальчика утверждает, что это на фотографии он. На фотографии подростки, но участник экзамена говорит, что среди них его жена. Такие утверждения рассматриваются как невыполнение коммуникативной задачи.

В связи с изменением формулировки задания 3 в пункте 1 плана появилось указание where and when the photo was taken. Это привело в некоторых случаях к неполным ответам, так как одни экзаменуемые ответили на вопрос where, другие - только на вопрос when.

В выполнении задания 4 выпускниками допускаются следующие типичные ошибки:

  • нет сравнения (просто дается описание сюжета двух картинок);
  • вместо краткого описания фотографий дается подробное описание;
  • отсутствует выделение общих и отличительных характеристик картинок;
  • включение по одной фразе на каждый пункт плана;
  • отсутствие вступительной и заключительной фразы;
  • неиспользование клише, демонстрирующие процесс рассуждения и сравнивания;
  • наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе.

К сожалению, на втором году введения устной части экзамена у части учителей и даже части экспертов ЕГЭ сложилось мнение, что устная часть очень проста для выполнения и в подготовке к ней обучающихся нет проблем: следует только разучить с ними определенные общие фразы-клише и/или заучить наизусть классические «топики» на темы школьной программы и кодификатора ЕГЭ. Это заблуждение, которое наносит большой вред процессу обучения. Главная коммуникативная задача в задании 3 устной части - полно и выразительно, в деталях описать конкретную фотографию и выразить свое отношение к ней. Коммуникативные задачи в задании 4 устной части сложнее: кратко описать конкретные фотографии, найти в них общее и различное и выразить свое отношение к конкретной теме/проблеме. Успешно выполнить эти коммуникативные задачи возможно только на основе сформированных умений неподготовленной, спонтанной речи.

Подчеркнем еще раз, что простое «натаскивание» на выполнение устной части бесполезно, так как заучивание текстов не ведет к овладению спонтанной речью, ею можно овладеть только на основе практики говорения в разнообразных ситуациях общения, создаваемых учителем на уроке английского языка. Спонтанная речь является важной целью обучения, так как реальная жизнь требует вести спонтанный обмен информацией, высказывать и обосновывать свою точку зрения и свое отношение к обсуждаемым темам и проблемам.

В Методических рекомендациях 2015 г.[3] подробно рассматривались пути исправления типичных ошибок и типы заданий, которые помогут подготовиться к выполнению заданий устной и письменной частей экзамена, поэтому нет смысла повторяться. Отметим только, что для развития неподготовленной речи следует использовать более разнообразные формы заданий, новые ситуации общения, обращать внимание не только на форму высказывания, но и на содержание. Необходимо создавать условия для формирования умений выражать собственные мысли, а не воспроизводить заученные фразы или тексты.

В заключение рассмотрим планируемое уточнение формулировок в задании 3. Рассмотрев результаты выполнения заданий устной части в 2016 г., опираясь на мнение профессионального сообщества, федеральная предметная комиссия по разработке КИМ ЕГЭ по иностранным языкам планирует внести следующие изменения в задание 3.

2016 г.

Проект КИМ на 2017 г.

Task 3. Imagine that these are photos from your photo album. Choose one photo to present to your friend.

Task 3. These are photos from your photo album. Choose one photo to describe to your friend.

Удаляя слово Imagine, мы подчеркиваем неуместность любых «воображаемых» обстоятельств и «фантастических рассказов», как, например: «Это моя жена и дети», «Это я выступаю на сцене Большого театра, я солист балета». Замена глагола present на describe недвусмысленно указывает на жанр монологического высказывания - описание (не рассказ

по картинке). Представляется, что эти уточнения формулировок позволят и учителям, и учащимся яснее понять коммуникативную задачу и точнее ее выполнить.

Завершая Методические рекомендации, хотелось бы еще раз отметить, что ЕГЭ по иностранным языкам базируется на современных подходах к обучению. Экзамен имеет деятельностный, компетентностный и практико-ориентированный характер, что особенно важно в условиях введения ФГОС. Подготовка к такому экзамену не должна и не может иметь характер «натаскивания». Результаты ЕГЭ 2016 г. показали, что осознанная планомерная работа в течение всех лет обучения иностранному языку с учетом результатов ЕГЭ приведет учителей и учащихся к успеху на экзамене.

Приложение

Основные характеристики экзаменационной работы ЕГЭ 2016 года по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Анализ надежности экзаменационных вариантов по английскому языку подтверждает, что качество разработанных КИМ соответствует требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам учебных достижений. Средняя надежность (коэффициент альфа Кронбаха)[4] КИМ по английскому языку - 0,91.

Проверяемые требования (умения)

Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное

время выполнения (мин.)

Средний процент выполнения

ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Аудирование

1

Понимать основное содержание прослушанного текста

3.1

Б

6

10 мин.

83,9

2

Понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию

3.2

П

7

8 мин.

69,4

3

Полно и точно понимать содержание прослушанного текста

3.3

В

1

12 мин.

78,4

4

3.3

В

1

73,9

5

3.3

B

1

70,1

6

3.3

B

1

78,2

7

3.3

B

1

73,2

8

3.3

B

1

66,8

9

3.3

В

1

72,3

Итого

20

30 мин.

Раздел 2. Чтение

10

Понимать основное содержание прочитанного текста

2.1

Б

7

7 мин.

85,8

11

Понимать структурно- смысловые связи в прочитанном тексте

2.4

П

6

8 мин.

83,3

12

Полно и точно понимать содержание прочитанного текста

2.2

В

1

15 мин.

60

13

2.2

В

1

67,9

14

2.2

В

1

60

15

2.2

В

1

55,6

16

2.2

В

1

51,4

17

2.2

В

1

64,7

18

2.2

В

1

61,8

Итого

20

30 мин.

Раздел 3. Грамматика и лексика

19

Владеть грамматиче

5.2.1-5.2.4 (англ. яз.) 5.2.6-5.2.10 (англ. яз.) 5.2.1-5.2.13 (нем. яз.) 5.2.1-5.2.11 (фр. яз.) 5.2.1-5.2.11 (исп. яз.)

Б

1

10 мин.

77,8

20

скими навыками

Б

1

67,6

21

Б

1

64

22

Б

1

65,4

23

Б

1

65

24

Б

1

75,7

25

Б

1

58,3

26

Владеть лексико-

5.3.1 (англ., нем., исп. яз.)

Б

1

15 мин.

78,4

27

грамматическими навыками

5.3.3 (фр. яз.)

Б

1

74,3

28

Б

1

70,9

29

Б

1

75,5

30

Б

1

67,7

31

Б

1

70,9

32

Владеть лексико-

грамматическими

навыками

5.3.2- .3.3 (англ. яз.) 5.3.2-5.3.3 (исп. яз.) 5.3.2-5.3.3 (нем. яз.) 5.3.1-5.3.2 (фр. яз.)

П

1

15 мин.

66,7

33

П

1

65,8

34

П

1

53,4

35

П

1

60,2

36

П

1

65,9

37

П

1

67,8

38

П

1

67,8

Итого

20

40 мин.

Раздел 4. Письмо

39

Уметь писать письмо личного характера

4.3

Б

6

20 мин.

80,6 86,1 63,5

40

Уметь писать развернутое высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Ваше мнение»

4.6

В

14

60 мин.

57,9 64,7 60,7

Итого

20

80 мин.

УСТНАЯ ЧАСТЬ

Раздел 5. Говорение

41 (1)

Уметь читать текст вслух

5.4.1

Б

1

15 мин.

80,9

42 (2)

Уметь вести условный диалог-расспрос

1.1.2

Б

5

73,4

43 (3)

Уметь выстраивать тематическое монологическое высказывание с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика)

1.2.1

Б

7

76,36 73,28 61,40

44 (4)

Уметь выстраивать связное тематическое монологическое высказывание - передавать основное содержание увиденного с выражением своего отношения, оценки, аргументации (сравнение двух фотографий)

1.2.2

В

7

70,96 71,70 47,64

Чтение общей инструкции, паузы между заданиями

5

Итого

20

Всего заданий - 44, из них:

по типу заданий: с выбором и записью ответа - 21; на установление соответствия позиций, представленных в двух

множествах, - 4; на заполнение пропуска в связном тексте заданий - 13; с развернутым ответом - 6;

по уровню сложности: Б - 19; П - 9; В - 16.

Максимальный первичный балл за работу - 100.

Время выполнения заданий письменной части работы - 180 мин.

Общее время выполнения работы - 195 мин.


[1]        Общеевропейские компетенции владения языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

[2]        Поскольку весь возможный спектр уровней владения иностранным языком представлен в документе Совета Европы лишь шестью уровнями, очевидно, что внутри каждого из них можно выделять определенные подуровни. Обозначение базового уровня ЕГЭ как А2+ означает, что из описания уровня А2 для подготовки заданий базового уровня разработчики ориентируются на дескрипторы, лежащие ближе к уровню В1, а не к уровню А1.

[3] Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки к ЕГЭ по иностранным языкам. - //ИЯШ №10-11, 2015.

[4] Минимально допустимое значение надежности теста для его использования в системе государственных экзаменов равно 0,8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственная итоговая аттестация по иностранному языку (ЕГЭ, ОГЭ) Методические рекомендации в 2017 году.

Слайд 2

Расписание проведения ГИА-2017 Проведение дополнительного этапа ГИА-9 (по всем учебным предметам) и ГИА-11 ( по русскому языку и математике) в сентябре c 1 ноября 2016 года на официальном портале eg e .edu.ru

Слайд 3

Проект расписания ГИА-11 в 2017 году (досрочный этап) 5 АПРЕЛЯ (СРЕДА) Устно 3 АПРЕЛЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) (основной этап) 13 ИЮНЯ (ВТОРНИК) Устно 15 ИЮНЯ (ЧЕТВЕРГ) 16 ИЮНЯ (ПЯТНИЦА)

Слайд 4

4 Бланки без поля «Пол» Увеличение номера документа Методические рекомендации в 2017 году. Основные изменения. Бланки ОГЭ

Слайд 5

Нормативные документы Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 года Примерные программы базового и профильного уровней по иностранному языку 2004 года

Слайд 6

Документы ЕГЭ: Спецификация контрольных измерительных материалов Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Демоверсия КИМ Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года.

Слайд 7

Подготовить учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ – это сформировать их иноязычную коммуникативную компетенцию на заданном уровне: 9 класс – А2 + 11 класс – В1 по базовой программе В2 по профильной программе

Слайд 8

Раздел 1 « Аудирование » 15 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прослушанного текста, понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте , а также полное понимание прослушанного текста.

Слайд 9

Требуют совершенствования следующие умения: отделять главную информацию от второстепенной; игнорировать незнакомые слова и применять языковую догадку; находить правильный ответ по ключевым словам в утверждениях и текстах; извлекать информацию из текста, обращая особое внимание на смысл текста и характерные детали, а не стремиться понять значение каждого слова.

Слайд 10

Рекомендации при подготовке к данному разделу слушать аутентичные записи с разными голосами (мужскими и женскими) и разными вариантами английского языка (британским и американским); слушать тексты разных жанров (бытовые диалоги, репортажи, интервью, лекции и т.д.); научиться правильно выделять ключевые слова и фразы в текстах, утверждениях и вопросах; стремиться сосредоточиться на главном в тексте и стараться запомнить главные блоки информации; научиться определять основную идею во время прослушивания, а после прослушивания текста ее сформулировать письменно или устно; пытаться предугадать, о чем будет идти речь дальше в тексте, а затем проверять свои прогнозы во время прослушивания; в процессе слушания проводить анализ и оценку сообщаемого; до прослушивания разобрать задание, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.

Слайд 11

Раздел 2 «Чтение» 9 заданий трех уровней сложности, проверяющих понимание основного содержания прочитанного текста, понимания структурно- смысловых связей в прочитанном тексте, а также полное понимание прочитанного текста.

Слайд 12

Требуют совершенствования следующие умения: соотносить реферируемые слова в тексте и вырезанных фрагментах; извлекать из текста полную и точную информацию: ключевые слова; важные детали; аргументы; примеры.

Слайд 13

Рекомендации при подготовке к данному разделу читать тексты разных жанров; развивать механизмы чтения: кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление; применять разные виды чтения и приемы работы с аутентичными текстами; не обращаться часто к словарю, а пробовать догадаться о значении слова по контексту или аффиксам; фиксировать основные мысли по мере чтения текста с помощью ключевых слов, рисунков, коллажа, таблицы и т.д.; читать текст быстро, обращая внимание на отрицания, которые могут быть выражены как грамматически, так и лексически: отрицания играют большую роль в понимании смысла текста, и невнимание к ним может привести к ошибкам; читать только первые фразы каждого абзаца, поскольку они дают общее представление о содержании текста, и определять основную идею каждого абзаца; читать только последнюю фразу каждого абзаца и определять, помогает ли она спрогнозировать содержание следующего абзаца; прочитав текст, составить план, отражающий его содержание; прочитав текст, мысленно восстановить основную информацию в памяти ;

Слайд 14

Раздел 3 «Грамматика и лексика» 20 заданий двух уровней сложности (базового и повышенного) на контроль языковых навыков: грамматических и лексико - грамматических.

Слайд 15

Требуют совершенствования следующие умения: употребления слов и словосочетаний в контексте, фразовых глаголов, употребления видовременных форм, форм пассивного залога; согласования времен; оттенки будущего времени; словообразование.

Слайд 16

Рекомендации при подготовке к данному разделу внимательно читать инструкцию к текстам, которая помогает определить, в чем состоит коммуникативная задача; анализировать связные тексты с точки зрения употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления; прежде чем выполнять задание, прочитать текст, вдуматься в него, не следует пытаться «механически» подставить какое-то слово в пропуск; нужно учиться сознательно решать, какое слово или какая форма нужны здесь, чтобы передать нужный смысл; обращать внимание не только на формы образования времен и залогов, но и на их значение, от которого зависит их употребление в контексте; расширять свой активный и потенциальный словарь, развивать языковую догадку; обращать внимание на правильность использования лексики с точки зрения сочетаемости и грамматического окружения; помнить о различиях в значении и употреблении синонимов; изучать и использовать наиболее частотные фразовые глаголы в письменном контексте и в устной речи; разобрать задание до начала его выполнения, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать; выполнять задания данного раздела с заполнением бланка ответа, чтобы контролировать орфографические ошибки.

Слайд 17

Раздел 4 «Письмо» Первое задание - написание личного письма на основе письма-стимула от зарубежного друга по переписке. Второе - создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение» на основе предложенного высказывания по актуальной проблематике, входящей в школьную программу профильного уровня.

Слайд 18

Типичные ошибки при написании личного письма (Задание 39) неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию ; неумение ставить вопросы в соответствии с предложенной темой и/или недостаточное количество вопросов; неправильное деление на абзацы; логические ошибки, отсутствие мостиков и средств логической связи при переходе от одного абзаца к другому; лексико-грамматические ошибки.

Слайд 19

Таким образом, при подготовке учащихся к заданию 39 следует обратить особое внимание на проникновение в смысл задания, умения дать полный и точный ответ на вопросы и запросить информацию. Все эти умения являются не только предметными, но и метапредметными , так как требуют навыков анализа, самоконтроля, самокоррекции , что невозможно развить без тщательного анализа формулировки задания и соблюдения требований , которые даны в критериях.

Слайд 20

При подготовке к заданию 39 рекомендуют использовать следующие упражнения: Какие содержательные части обязательно должны быть в вашем письме? Какова структура написанного по-английски личного письма, с чего начинается и чем заканчивается личное письмо? Что должно быть написано во введении в письме? Чем должно завершаться письмо? Каким должно быть общее стилевое оформление личного письма: официальным ( formal ), неофициальным ( informal )? Посчитайте количество слов в следующих фрагментах личного письма: объясните, как считаются слова. Обозначьте на схеме названия частей личного письма. Определите, какие части личного письма обусловлены стремлением соблюсти нормы вежливости, принятые в англоязычных странах. Определите, в каких частях письма наиболее явно проявляется его неофициальный стиль? Что указывает на это? Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме, обоснуйте Ваш выбор. Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме. Обоснуйте Ваш выбор. Добавьте слова и словосочетания (не менее трех) к следующим группам Упоминание о дальнейших контактах:.... Завершающая фраза:... Соотнесите компоненты личного письма и предложения из письма. Расставьте предложения в письме в нужном порядке. Дополните предложения связующими словами. Возможны ли другие варианты? Какие? Дополните предложения прилагательными. Возможны ли другие варианты? Какие? Напишите ответы на следующие вопросы друга по переписке. Задайте три вопроса другу по переписке, опираясь на письмо-стимул, и т.д.

Слайд 21

Задание 40. Письменное высказывание с элементами рассуждения «Моё мнение» Everybody would like to work from home.

Слайд 22

Типичные ошибки (Задание 40) подмена одного жанра письменного высказывания другим, а именно сочинение « Мое мнение» заменяется сочинением «За и против» либо личным письмом; отход от темы и « топиковость », т.е. изложение выученного текста, отдаленно связанного с предложенной проблемой; неверный выбор стиля (письменное высказывание с элементами рассуждения требует нейтрального стиля); несоответствие аргументации заявленному тезису (мнению); повтор аргументации при высказывании своего и чужого мнений; отсутствие развернутой аргументации; неправильное формирование контраргументов; неумение сформулировать проблему в начале высказывания (просто повторяли формулировку задания) и сделать вывод в конце; неправильное деление текста на абзацы; логические ошибки, в том числе расхождение авторской точки зрения во втором абзаце и в выводе; неиспользование или неправильное использование средств логической связи; лексико-грамматические и орфографические ошибки; несоблюдение требуемого объема (200–250 слов).

Слайд 23

Рекомендации к заданию 40 изучать особенности разных жанров письменной речи, а также разных типов эссе; делать подробный разбор инструкции задания и формата задания; подбирать к плану ключевые слова и выражения; начинать обучение с изучения структуры и видов абзаца как основной единицы текста; разобраться, что такое тезис, что такое аргумент, что такое пример, что такое контраргумент; анализировать свои работы в соответствии с критериями; делать работу над ошибками с объяснением правил употребления лексики и грамматики в коммуникативно-значимом контексте; постоянно делать лингвистический анализ текста.

Слайд 24

При выполнении заданий раздела «Письмо» необходимо развивать: личностные знания и умения : эрудицию, внимательность, ответственность и др.; метапредметные умения и навыки : понять смысл задания, планировать свое письменное высказывание, реализовать его без нарушений логики, правильно строить стратегии письменного высказывания с элементами рассуждения, такими как : правильно формулировать проблему высказывания, предлагать свою точку зрения , аргументировать ее, делать выводы, обобщая все вышесказанное, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию своего ответа; предметные умения и навыки : строить письменную речь в соответствии с нормами страны изучаемого языка; демонстрировать умения выстраивать письменные высказывания разных жанров; применить богатый лексический запас; правильно использовать слова и словосочетания в контексте, формы неправильных глаголов , причастия I и II; употреблять времена, страдательный залог и т.д.; использовать компенсаторные навыки и умения в случае дефицита грамматических или лексических средств оформления текста.

Слайд 25

Устная часть экзамена задание 1 базового уровня сложности - чтение фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста (1 балл); задание 2 базового уровня сложности - условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку ) (5 баллов); задание 3 базового уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (7 баллов); задание 4 высокого уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение ситуаций, представленных на двух фотографиях ) (7 баллов).

Слайд 26

При подготовке к заданию 1 устной части следует: научить выделять ключевые слова и фразы в тексте; повторить правила чтения; поработать над артикуляцией наиболее сложных звуков объяснить, что такое смысловая группа (синтагма); повторить , как интонационно оформляются утверждения и разные типы вопросов; научить размечать интонационно тексты письменно, а затем без разметки читать их вслух .

Слайд 27

Типичные ошибки при выполнении Задание 2 базового уровня. описывают картинку или составляют монолог, вместо уточняющих вопросов; запрашивают не ту информацию, которая требуется; используют вопросы «Как насчет.» либо утвердительные предложения «Расскажите о.», хотя в инструкции к заданию ясно указано, что надо задать пять прямых вопросов; не соблюдают грамматических правил при построении прямых вопросов.

Слайд 28

Типичные ошибки при выполнении Задание 3 базового уровня. описывают три картинки вместо одной; утверждают (в противовес инструкции задания), что фото снимал кто-то из друзей или родственников или что это они на фотографии; не указывают адресности , т. е. что это обращение к другу; не формулируют вступительную и заключительную фразу; дают по одной фразе на каждый пункт плана; неправильно интерпретируют содержание картинки; нарушают последовательность пунктов плана, что приводит к нелогичности высказывания; не высказывают свое мнение о героях и картинке в целом; не используют необходимые при описании картинки клише, например: In the foreground ., In the background ., on the left ; допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки в ответе.

Слайд 29

Изменения в КИМ ЕГЭ 2017 года по иностранным языкам «иностранные языки» - структура и содержание КИМ оставлены без изменений, уточнена формулировка задания 3 устной части экзамена В ЕГЭ по английскому языку из формулировки исключается слово Imagine , а слово present – меняется на describe

Слайд 30

Изменение формулировки задания № 3 в устной части экзамена (описание картинки) 2016 г. КИМ на 2017 г. Task 3. Imagine that these are photos from your photo album. Choose one photo to present to your friend. Task 3. These are photos from your photo album. Choose one photo to describe to your friend.

Слайд 31

Типичные ошибки при выполнении Задание 4 высокого уровня сложности не сравнивают, а просто описывают сюжет двух картинок; вместо краткого описания фотографий дают подробное описание; не выделяют общие и отличительные характеристики картинок; дают по одной фразе на каждый пункт плана; не выражают свое отношение к картинкам; не формулируют вступительную и заключительную фразы; не используют клише при сравнивании картинок; допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки в ответе.

Слайд 32

Обратить внимание на следующие аспекты при выполнении 4 задания данные две фотографии, нужно не просто описать, а подробно сравнить их сюжеты, включая детали; в монологическом высказывании необходимо сделать вступление и заключение; вначале нужно описать, что общего имеют две фотографии, а уже затем остановиться на различиях; следует придерживаться плана, чтобы высказывание было логичным и ни один пункт плана не был потерян; необходимо использовать типичные для описания и сравнения картинок клише и средства логической связи; желательно отметить эмоциональный фон обеих фотографий; сказать, какие чувства они вызывают; нужно соблюдать ограничения по времени и по объему ; п одсказка для сравнения в 4 пункте плана.