"Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка через использование инновационных технологий"

Полякова Екатерина Владимировна
Обобщение педагогического опыта на конкурсе Учитель года 2021 по теме "Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка через использование инновационных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_sovremennoy_shkoly.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

          Статья на тему «Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка через использование инновационных технологий»

  В течении своей педагогической деятельности я не раз сталкивалась с такой проблемой как отсутствие мотивации и интереса к изучению иностранных языков, отсутствие желания и заинтересованности работать на уроке и дома. Это было и в начале моей профессиональной деятельности. , и при переходе в другое образовательное учреждение мне тоже приходиться работать в этом направлении.

Каковы же причины этих проблем?

Каковы же причины потери многими учащимися интереса к учению?

Причины этого негативного явления неоднозначны:

1.перегрузка однообразным учебным материалом;

2.несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

3. В необходимости профессионального мастерства и компетентности учителя.

4.В незнании приемов и методов, которые развивают творческий потенциал учащихся и влияют на эффективное усвоение иностранного языка.

5.В отсутствии высокой материально-технической базы школы и таким образом, отсутствие условий для использования современных педагогических технологий.

А теперь перейдём к самому интересному: как обеспечить мотивацию, приводящую к интересу в процессе обучения. Здесь нет лёгкого пути, но методы существуют.

И все мы с вами призваны для решения тех или иных задач и проблем!

  Какие же методы и технологии изо дня в день, из урока в урок  помогают мне пробуждать и удерживать интерес детей к предмету? .

Обратите, пожалуйста, внимание на экран (А может быть в Питер? И все образуется? И дышится легче, и легче танцуется.) Как вы думаете, что это? Всем ли знаком этот жанр? А нашим детям это знакомо.

Или вот это..(Все наладится, образуется…никаких тревог не останется.) Нам сейчас это тоже подходит. Согласны? Как вы думаете , в чем здесь ирония автора? Помогу вам с ответом – автор выражает ироничное отношение к одной из черт русского характера- надежду на светлое будущее.

  1. Интернет-мем . Первое определение мема было дано Ричардом Докинзом в 1976 году применительно к науке биологии: «Мем – это основная единица культурной передачи или инициации». Иными словами, это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине.

Современное поколение учащихся знакомо со многими мемами, и это превосходный шанс для преподавателя развить их интерес к изучению английского языка. По данным исследования С.В. Кондрашовой, в вербальной части мем преобладает разговорная лексика, что нам при изучении языка и нужно.

А если мы вспомним, что обучаем и воспитываем представителей поколения z, или центениалов и учтем их  основные особенности: отличаются скоростью взросления, ценят личную свободу, замкнуты и имеют клиповое мышление (меньше читают, но зато легко воспринимают небольшие тексты со смыслом и эмоциональными смайлами. Так вот появление мема – это результат свершившейся революции мышления детей этого поколения. Мем- это ярко, коротко, понятно, мультимедийно! А вот учебник – скучно, длинно, непонятно и совсем не весело. Простите, но это факт! Хорошо это, или плохо- вопрос второй! А пока находим применение данному способу восприятия реальности.

  1. Применяю мемы в качестве элемента разнообразия в учебный процесс и задействования интересов обучающегося;
  2. С их помощью можно эффективно подвести к теме урока, демонстрирую мем и прошу объяснить  его смысл ;

3)   Использую для подачи грамматического правила в увлекательной форме мема;

4)   Применяю для развития творческого мышления обучающихся в проессе его создания. Сразу отмечу из опыта- данный вид работы наиболее эффективен на уроке, работая в группах; в такой форме урок проходит на ура, работа кипит, перелопачивают большой объем информации, готовые работы выводим на экран для обсуждения.

Чтобы создать мем, преподавателю или учащимся не нужно осваивать или загружать дополнительные программы. Существуют несколько веб-сайтов (ImgFlip, Meme Creator, Pablo, Quozio), где можно выбрать любую картинку или добавить свое изображение, снабдив его надписями снизу или сверху.

Мемы помогают учащимся совершенствоваться в различных видах речевой деятельности. Разобраться с грамматическими правилами возможно даже, когда мемы умышленно содержат ошибки. В таком случае учащимся после объяснения соответствующего правила будет предложено найти ошибки на картинке.

Мемы помогают учащимся совершенствоваться в различных видах речевой деятельности. Разобраться с грамматическими правилами возможно даже, когда мемы умышленно содержат ошибки. В таком случае учащимся после объяснения соответствующего правила будет предложено найти ошибки на картинке.

C помощью Интернет-мемов можно также обратить внимание учащихся на орфографию. Для начала нужно лишь представить мем с неверным вариантом написания слов, например: ‘Im readin cat book gettin good ideaz’. Задача учащихся – исправить каждую ошибку в этом меме, после чего преподаватель может показать такой же мем с правильным написанием и подробно объяснить нарушенные орфографические нормы. Подобное задание также способствует формированию фонетических и грамматических навыков.

Ресурсы по созданию мемов:

  • https://mr-mem.ru/ (бесплатный и удобный сервис по созданию мемов с использованием стикеров, фильтров; не требует регистрации; есть возможность использовать свое изображение)
  • Интересный ресурс – “Мемепедия”. Коллекция мемов с историей и подробным описанием.
  • www.mememaker.net 
  • www.memegenerator.net 
  • https://imgflip.com 

2. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. Разные формы проектов помогают учащимся  выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Но и здесь время вносит свои коррективы и любителям ВК, ИНСТАГРАММ, СТОРИЗ и каруселей, пришлась по душе новая форма проекта создание фотоколлажа на заданную  тему.  Например, создать серию снимков на тему «Хобби в моей семье», «Моя мечта». На тему  «Мой день» ученики делают серию снимков о своем дне и затем на уроке рассказывают о нем. Предлагаю ученикам сразу делая снимок составлять в уме предложение. Использую получившуюся историю для тренировки разных времен и лиц( рассказать от 3 лица, в прошедшем, настоящем или будущем времени). Вариаций множество, выбираем только нужную тему. Вот например учащиеся 5кл –по теме «Hobby in my life», 9 класс работали над темой «My dream», 8кл по теме «Hobby in my life», 9кл –«The most important inventions of 21st century»

3. Игра

Игра является одним из сильных мотивирующих факторов, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса

Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности.

Для активизации лексики активно использую лексические игры  («Лото», «Домино», «Пазлы», « What is missing»), а также игры с мячом  Для развития орфографических навыков: «Буквы рассыпались» — поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» — вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова, например: UNDERSTAND);

Интерактивные тематические игры вне конкуренции. (Кахут-игровая обучающая платформа, используемая в качестве образовательной технологии, Jeopardy -  автоматизированная игра по английскому языку типа (Своя игра). Все они созданы по одному шаблону в html, но темы и сложность игр разная. С удовольствием играют в эту игру учащиеся  4-11 классов. (видео) 

4.Технология «веб-квест» на занятиях по английскому языку

Один из самых эффективных способов мотивации учащихся подросткового возраста- является технология «веб-квест».

Веб-квест (дословно с английского «поиск в сети интернет»), разработанный в 1995 г. профессором образовательных технологий  Берни Доджем, является методом обучения, используя который учащиеся различных уровней принимают  участие в выполнении определенного задания, где применяются заранее подготовленные для этого Интернет-ресурсы.

Преимущества технологии:

  • обеспечивает самостоятельность обучающихся;
  • развивает коммуникативную компетенцию;
  • позволяет реализовать индивидуальный подход;
  • дает стимул учащимся для получения и применения новых языковых знаний и лингвострановедческой информации;
  • позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;
  • развивает такие виды мышления, как критическое и проблемное.

Структура веб-квеста

Введение: краткое описание темы веб-квеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса учащихся.

Задание: формулировка проблемной задачи, описание действий, ресурсов, формы представления конечного результата.

Предварительный этап (по необходимости): повторение лексического или грамматического материала, фонетическая зарядка.

Описание критериев: описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Порядок работы: подробное описание каждого этапа работы и контроль деятельности учащихся; рекомендуется прохождение каждого этапа отмечать поощрительным знаком: пазлом картинки, которую им нужно в итоге собрать, медалью и т.д.

Рефлексия: краткое описание того, чему  научились обучающиеся, выполнив данный веб-квест.

Трудности работы с технологией

  • требует дополнительной подготовки учителя (поиск нужных сайтов, составление заданий в определенных программах);
  • для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
  • медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов).

4.  Музыка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.. На уроке использую песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. (видео) (фото)

5. Художественный перевод стихотворений

Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. Поэтому ежегодно мои учащиеся принимают участие в конкурсах по переводу, проводимые кафедрой иностранных языков КГУ.(фото диплома)

6. Соблюдение здоровьесберегающих технологий

В связи с тем, что учебная нагрузка растет  из года в год, особое внимание уделяю здоровьесбережению, которое является мощным средством мотивации и улучшению эффективности работы. Во-первых,  соблюдаю принцип смены видов деятельности, если дети будут из урока в урока только читать или только писать - интереса такой урок не вызовет. Помимо соблюдения принципа сбалансированности видов деятельности,  в середине урока или после задания, требующего высокого умственного напряжения делаю физкультминутку на английском языке, используя музыку, жесты, танцевальные движения. (фото)

5. Применение новых информационных технологий

 В образовательном процессе наиболее часто я использую следующие элементы ИКТ: интерактивную доску, электронные учебники, мультимедийный проектор, электронные тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски, интерактивные карты, интерактивные платформы.

В начальных классах я работала по УМК “English” В.П. Кузовлева.  К этому УМК издательством были выпущены замечательные электронные мультимедийные приложения для 2 и 3  классов. Эти приложения отлично дополняют и углубляют  материал учебника и рабочей тетради. Более того, они очень эффективны и удобны в использовании как для работы в классе, так и для самоподготовки учеников дома. Сейчас я использую их как дополнение к другим УМК.

Отличным дополнением в моей работе является образовательный портал для  развития детей Учи.ру, на котором учащиеся могут практиковать изучаемый язык в интерактивной форме: на планшетах, компьютерах и телефонах.. Трудно не заметить: улучшение результатов учебной деятельности моих учеников; рост интереса к моему предмету; повышение усвоения школьного материала. На самом деле, это практичный инструмент для учителя с аналитической точки зрения, созданию индивидуальной программы для обучения и упрощения работы. Я могу использовать задания и как домашние, и для отработки материала и для дополнительной подготовки отдельных детей.

В преподавательской практике с 7-11 классами мне пришлась по душе интерактивная рабочая тетрадь Skysmart. Это сайт с интерактивными заданиями на основе дополнительных пособий  к наиболее востребованным  учебникам из федерального перечня. Тетрадь автоматически оценивает выполнение заданий, учитель сразу получает результаты и может отследить статистику по всему классу. В данной интерактивной тетради представлены тренировочные материалы для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

 Как в дистанционном, так и в очном формате я продолжаю  использовать эти и другие образовательные платформы на определённых этапах урока.

7. Дистанционные олимпиады, конкурсы

Мои ученики принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня: школьного, регионального, всероссийского, международного.  Учащиеся не просто участвуют, а занимают призовые места. И как говорила английская писательница Шарлотта Бронте: «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика».

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала.

                                             Результаты

И мы видим, что данные условия:

- способствуют созданию условий для развития творческого мышления учащихся и эффективного усвоения английского языка,

- способствуют появлению  у детей энтузиазма к изучению английского языка,

 - творчество делает детей современнее, более подкованными к возникающим проблемам,

 - учащиеся открывают в себе таланты перевода, склонность к поэзии,

- извлекают пользу из компьютерных технологий и интернета,

- используют новые образовательных программы, достоверные ресурсы и сайты,

 - преодолевают  языковой барьер.

Как показывает мой собственный опыт, возможно заинтересовать  самого слабо успевающего ученика, пробудить в нем любовь к изучаемому предмету, а также  применить индивидуальный подход и в разы увеличить эффективность обучения. У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.

Другие Полезные ссылки

  • ♦Learn-english-today.com         http://learn-english-today.com ❤️
  • Хотите подготовить газетную статью для учеников? Пожалуйста вам список известных газет, кликаем на название, и мы уже на сайте этой самой газеты, где выбираем статью?! То же проделываем с любой областью: статьи, видео, радио.
  • ♦Englishtips.org
  • ♦ British Council— сайт, где вы найдете и интересный раздаточный материал для ваших учеников, и полезные методические статьи.
  • TED Ed Lessons-Сайт, где можно посмотреть небольшие познавательные и увлекательные учебные ролики из видео TED или Youtube с субтитрами.
  • ♦Tools for Educators
  • С помощью toolsforeducators, преподаватели могут самостоятельно создавать кроссворды, word search puzzles, настольные игры, домино, кубики с картинками, а также сертификаты для детей и взрослых.
  • ♦https://english-study-cafe.ru/-мой самый используемый сайт. Все, что нужно для любого уровня владения языком, разработки уроков, полезные видео, интерактивные викторины по страноведению, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.