Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка в старших классах

Полякова Екатерина Владимировна
В данной статье названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему:

«Развитие творческого потенциала учащихся

на уроках английского языка в старших классах»

Актуальность:

    Проект соответствует актуальным задачам развития образования, среди которых:

- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых творческих методов обучения и воспитания, образовательных технологий работы с различными категориями обучающихся.

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

- формирование обучающих программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организациях на основе лучших практик, c целью повышения  их личностного профессионального роста, и овладение опытом использования современных педагогических технологий в соответствии с ФГОС СОО.

     На сегодняшний день в нашей стране, креативность рассматривают как показатель одаренности и неотъемлемый аспект образовательного процесса.
Иностранный язык как общеобразовательный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой кругозор, развивать свое креативное мышление, память, чувства, эмоции. Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет-это возможность путешествовать в межкультурном пространстве. Знание иностранного языка  помогает детям стать полноценным сегментом развивающегося общества.

Проблемы:

Однако, опираясь на личный опыт и опыт своих коллег, можно выделить следующие проблемы в преподавании иностранных языков:недостаток активной устной практики, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения, слишком большой объем материала (лексического и грамматического). Все это отрицательно влияет на эффективность обучения иностранного языка в старшей школе, а отсюда отсутствие мотивации и интереса к изучению иностранных языков, отсутствие желания и заинтересованности работать на уроке и дома.

Каковы же причины этих проблем?

  1. В необходимости профессионального мастерства и компетентности учителя.
  2. В незнании приемов и методов, которые развивают творческий потенциал учащихся и влияют на эффективное усвоение иностранного языка.
  3. В отсутствии высокой материально-технической базы школы и таким образом, отсутствие условий для использования современных педагогических технологий.

А для того чтобы повысить мотивацию, качества знаний и коммуникативные  универсальные учебные действия учащихся, развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей старших школьников и особенностей содержания предмета в школе, используя разные творческие методы и формы урока с использованием современных средств обучения.

Цель проекта создание условий для развития творческого потенциала на уроках английского языка целью повышения мотивации учащихся к изучению языка и формированию коммуникативной компетентности учащихся.

№ п/п

Показатель

Тип

показателя

Базовое значение

Период, год

2020

2021

2022

1.

Повышение мотивации старших школьников к изучению английского языка

основной

 20

 30

 40

 50

1.1 

Выявление уровня творческого потенциала старших школьников, %

аналитический

 10

20

30

40

1.2 

Выявление уровня качества знаний и развития коммуникативных УУД, %

аналитический

 30

40

60

80

1.3 

Освоение компьютерных технологий и интернета, преодоление языкового  барьера %

косвенный

 20

30

50

70

Задачи проекта:

- Доказать необходимость творческих элементов на уроке английского языка;

- Описать основные методы и приемы, позволяющие ученикам реализовать свой творческий потенциал;

- Проанализировать влияние творчества на мотивацию учащихся;

- Продемонстрировать полученные результаты.

Результаты проекта:

- способствуют созданию условий для развития творческого мышления учащихся и эффективного усвоения английского языка,

- способствуют появлению  у детей энтузиазма к изучению английского языка,

 - творчество делает детей современнее, более подкованными к возникающим проблемам,

 - учащиеся открывают в себе таланты перевода, склонность к поэзии,

- извлекают пользу из компьютерных технологий и интернета,

- используют новые образовательных программы, достоверные ресурсы и сайты,

 - преодолевают  языковой барьер.

Реестр заинтересованных сторон:

Учителя иностранных языков – участники проекта.

Учителя - авторы лучших практик и методик преподавания предмета в регионе.

Реестр возможностей проекта.

Возможности проекта: организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, с целью создания стажировочных и экспериментальных площадок реализации проекта, привлечения специалистов к оказанию методической поддержки реализации проекта, обмена опыта в педагогическом сообществе.

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Перечень видов запланированных учебно-методических

работ по реализации проекта

Контрольные точки реализации проекта (сроки выполнения)

2.1.

Разработка содержания дистанционных учебных занятий, семинаров, педагогических ситуаций для участников проекта.

май – октябрь 2020 г.

Разработка и составление сценариев семинаров для учителей иностранных языков.

ежегодно май-сентябрь в течение 2 лет

Разработка электронных образовательных ресурсов для дистанционного обучения участников проекта.

сентябрь 2020 г.

Разработка материалов для диагностики уровня методической компетенции участников проекта.

июнь 2020 г.

Разработка диагностических средств для проведения мониторинга эффективности реализации проекта на каждом из этапов проекта.

в течение 2 лет

Организация деятельности отделения учителей иностранных языков регионального УМО в системе общего образования Курской области с целью оказания методической помощи в реализации проекта.

в течение 2 лет

Составление и сопровождение индивидуальных маршрутов участия учителей-предметников в проекте.

в течение 2 лет

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Сбор и анализ сведений об учителях иностранного языка, готовых поделиться своим опытом педагогической деятельности по теме проекта.

апрель 2020 г.

Регистрация участников проекта.

ежегодно в мае в  течение 2 лет

Подготовка мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов) для участников проекта.

в течение 2 лет

    3.4

Составление отчетов, информации о ходе и результатах реализации проекта.

в течение 2 лет

Разработка паспорта проекта.

июнь 2020 г.

Научное руководство проектом.

в течение 2 лет

Проведение мониторингов эффективности реализации проекта.

в течение 2 лет

Формирование банка лучших практик и методик преподавания предметов «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях Курской области

в течение 2 лет

Разработка рекомендаций по внедрению проекта в деятельность педагогических сообществ региона

октябрь 2022 г.

Написание статей о реализации проекта с целью распространения опыта научного и методического сопровождения проекта.

2022-2023 гг.

Задача 1.

Развитие творческих способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане.

12 стратегий развития творческого потенциала:

- быть примером для подражания;

- поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;

- разрешать делать ошибки;

- поощрять разумный риск;

- включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;

- поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;

- поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;

- предоставлять время для творческого мышления;

- поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;

- подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;

- стимулировать дальнейшее развитие;

- найти соответствие между творческой личностью и средой.

Задача 2.

Принципы реализации творческих заданий:

1. Принцип доступности заданий

2. Принцип учета возрастных особенностей

3. Принцип индивидуального подхода и свободы выбора

4. Принцип прочности и сознательности

5. Принцип коммуникативности

6. Принцип наглядности

7. Принцип преемственности уроков иностранного языка с внеклассной работой.

Задача 3.

Нетрадиционные формы урока творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Снимается напряжение, оживляется мышление, проявляются творческие способности, повышается интерес к предмету в целом.

- предусматривается минимальное участие учителя.

1.Урок-проект - направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

2.Урок-спектакль - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

3.Урок-праздник - расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

4.Урок-интервью - своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.

5.Урок-мюзикл - содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Он служит и разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.

6.Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера. 

7.Урок-эссе - Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме.

8.Видеоурок - помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.

Задача 4.

Методы и приемы, позволяющие ученикам реализовать свой творческий потенциал:

1.Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к учащимся. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также эксплицитно моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.

2. Переписка учеников с их английскими сверстниками

Переписка учеников с их английскими сверстниками — ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает.

3.Встречи и дискуссии с носителями языка

Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению английского.

4.Работа с газетными материалам

Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка.

5. Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

6. Внеурочная деятельность

Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

7. Дистанционные олимпиады

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала.

8. Музыка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.

9. Художественный перевод стихотворений

Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка.

10. Игра

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса

п/п

Мероприятия для реализации проекта:

1.

Разработка и организация городского  конкурса проектов для учащихся 10-11 классов, изучающих английский язык.

2.

Разработать мини проект «Друзья по переписке».

3.

Организация встреч с носителями языка.

4.

Организовать выход в библиотеку, чтобы вызвать естественный интерес учащихся поработать с газетными материалами.

5.

Разработка и организация мастер-классов и открытых уроков с применением новейших информационных технологий (обучающие программы, учебные интернет ресурсы, создание фильмов и т.д.)

6.

Разработка и организация городских творческих конкурсов для старшеклассников на базе образовательных учреждений (конкурс чтецов, музыкальные конкурсы, конкурс мини спектаклей и мюзиклов и т.д.)

7.

Разработка и организация городской квест-игры для старшеклассников на базе образовательных учреждений.

8.

Разработать список обязательных дистанционных олимпиад для старшеклассников с целью повышения мотивации учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала.

9.

Участие в неделях языка (на базе образовательных учреждений).

Вывод:

Таким образом, названные формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной компетенции учащихся. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.

У школьников возникает практическая потребность в применении иностранного языка в своей жизни таким образом, чтобы владение языком стало совершенно естественным умением для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в будущем.