Непокорный и "бунтующий" ребенок

Гадаев Алексей Вениаминович
Непокорный ребенок назначает себя "бунтарём". Упрямый, дерзкий, слишком свободный, себе на уме, яростный, волевой, настырный, расчетливый - это ребенок, которого очень тяжело и трудно корректировать.
Такой ребёнок всегда находится в оппозиции к воспитателям, педагогам, родителям и ко всему взрослому миру, если он считает, что всегда прав, настырен, свободолюбив и добьется своей цели.
 При коррекции таких детей необходимо просчитать всё заранее. С "бунтующим" ребенком существует немало скрытых препятствий, которые необходимо преодолевать. Он может довести взрослого до бешенства.
Эндрю Фуллер в книге "Рожденные бунтовать" пишет, что "Для него не имеет значения, что говорит взрослый", "Он просто вбивает себе что-то в голову, и его не переубедишь...", "Последнее слово всегда должно быть за ними", "Ему хорошо, только когда он добивается своего", "Он может спорить часами". Непокорные дети часто вырастают, чтобы изменить мир. Часто в них таятся качества лидера. Весь фокус в том, чтобы использовать силу их характера во благо, а не во зло!
Непокорные дети не становятся с возрастом толерантными: они учатся адаптироваться, меняться и к тому же изводят близких долгие годы.
Непокорный ребенок - очень сложный ребенок. Сложные дети - это движущие силы будущего. Они знают, что хотят, и у них хватает энергии и решимости добиться своего. Им не занимать настойчивости. Они не слабовольные. Они могут быть дикими и неуправляемыми, но процесс воспитания таких детей процесс увлекательный.

Десять ценных рекомендаций при воспитании непокорных детей

1. У них всегда энергии больше.

Непокорный ребенок имеет турбозаряд! Любой ребенок или подросток вкладывает в спор гораздо больше энергии, чем иной взрослый - за всю свою жизнь. Ради победы непокорный ребенок готов на всё. Мудрый родитель ограничивает сферу ответного воздействия на одном поступке, чтобы постараться свести его к минимуму. Действовать в этом направлении необходимо шесть недель.

2. Мозг двух крокодилов, или разговор на повышенных тонах.
Ребенок в разгар конфликта не более разумен, чем обычный крокодил. Давать рационалистические объяснения, объяснять что-то, приводить аргументы - пустая трата времени. Дети не могут услышать мудрых слов и уяснить что-либо, пока участки мозга, отвечающие за слух и обучение, не активны.
Когда воспитатель кипятится, он становится не разумнее крокодила. Разговор двух крокодилов обычно происходит на повышенных тонах. Поэтому воспитателю необходимо отойти, остыть, успокоиться и начать разговор снова.

3. Не боритесь в грязи со свиньями!
Непокорные дети любят напряжение. Им нравятся драмы, нечто отталкивающее, кровавое, ужасающее.
Им по душе экшен. Мало того, они чрезвычайно талантливы в создании драмы. А так как драматических моментов в их жизни немало, они привыкают к такому состоянию. Драма для них - родная стихия. Спор с непокорными детьми напоминает драку со свиньёй: все по уши в грязи, и только свинья довольна. Если вы хотите развлечь таких детей с помощью ссоры - да сколько угодно. Воспитатели должны быть хитрее детей. Необходимо избегать провокационные вопросы, к которым прибегают большинство воспитателей и они на сто процентов гарантируют возникновение ссоры.
Вот примеры провокационных вопросов:
* Ты узнал домашнее задание?
* Ты убрался в своей комнате? (вопрос задается, когда вполне ясно, что сын (или дочь) этого не делал.
* Ты ведь не думаешь, что пойдёшь на улицу в таком виде?
* Сколько раз я должен тебе говорить?
* О чём ты думал?
* Полагаю, ты можешь объяснить, почему твоя тетрадь выглядит таким образом, не правда ли?

Если вы хотите довести непокорного ребенка до состояния, когда он будет вынужден прибегать к оборонительному спору, задайте ему провокационный вопрос. Это повеселит его и приведет в ярость вас. Можете не сомневаться, вопрос послужит началом конфликта, который затянется на многие часы.
  Превратите провокационные вопросы в четкие, ясные утверждения. Например:
* Что ж, пора делать уроки.
* Давай уберемся в комнате до обеда.
* Мне бы хотелось напомнить тебе о нашей договоренности.
* Давай подумаем, как помочь тебе в школе.
Большинство воспитателей непокорных детей должны завести определенный порядок и это будет действенным, чем задавать провокационные вопросы.

4. Важнее то, что вы делаете, а не то, что говорите.
Для непокорных детей нет необходимости всё объяснять и разжевывать. Непокорные дети вряд ли будут вас слушать, ибо они обычно имеют свою точку зрения, поэтому у вас просто нет шанса. Итак, лучше делайте, чем говорите. Опыт показывает, что соблюдение несложных ритуалов в школе, семье обладает большой позитивной силой. Такте ритуалы порождают добрую волю и порядок, что очень полезно при общении со сложными детьми, и никаких особых затрат. Собственно ритуалы  - это то, что вы регулярно делаете, и есть надежда, что это приживется.
  Некоторые примеры ритуалов.
* Ученик дня. Каждый день непокорный ученик получает признание и дружескую поддержку всего класса, всей семьи.
* Изобрази на рисунке твое любимое дело. Осознание непокорным ребенком того, что он любит делать, способствует развитию у них большого самоуважения и приятного общения с воспитателем.
* Разговор непокорного ребенка с воспитателем на тему: "Что я люблю - чего я не люблю".
* Путешествие. Спокойная совместная прогулка, которая ребенку возможность  рассказать о своих желаниях и потребностях, а так же о том, что им нравится в других детях и взрослых.
* Кто Я? В еженедельном ритуале ребенок имеет возможность с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. В рассказе ребенка о себе не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый ребенок  - лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех.
* Забота о домашних животных.

  5. Вырабатывайте у непокорного ребенка способность противостоять отрицательному
Умение противостоять отрицательному - это счастливая возможность перескакивать через все ловушки, которые подстраивает жизнь. Когда приходят трудные времена, оно же помогает вам подняться над бедствиями и трудностями.
Задача будет облегчена, когда у ребенка:
  * есть уверенность в том, что его любят в семье и дружат в классе,
  * когда у него есть взрослый друг, которому можно доверять.
Ребенок должен чувствовать себя любимым
Вы помогаете ребенку противостоять плохому, когда даете ему понять, что он любим (даже если вы прямо заявляете, что вам совсем не нравится то, как он ведет себя в данный момент).
Один из способов свободного выражения любви к непокорному ребенку - не погружаться в воспитание с головой, иначе рано или поздно вы почувствуете, что он вас просто использует. Родители, которые слишком много занимаются своим ребенком, в конечном счете начинают испытывать обиду. А чувство, обиды как и ощущение того, что тебя используют, весьма губительно для добрых отношений в воспитании. Если с вами, как с воспитателем, такое происходит, остановитесь! Дайте себе перерыв.
Будьте менее полезными некоторое время. Воспитание - это марафон, а не спринт, и, только заботясь о себе, вы можете дать непокорному ребенку то, что ему необходимо.
Главным -главнейшим! - фактором на пути ребенка к правильной жизни являются его взаимоотношения с вами. Позитивные и сильные связи с воспитателем - вот главный приоритет. Если ко-то из вас нарушает установившиеся взаимоотношения - то самое время выработать иные подходы.
  
  Семь посланий к воспитателям.

1. Помните: один день ваш воспитанник может обойтись без вас.
2. Существуют ситуации, в которых ваш воспитанник спокойно обойдется без вашей помощи.
3. Дети становятся компетентными и уверенными в себе, справляясь с чем-либо собственными силами.
4. Лучше никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам.
5. Самые крепкие деревья растут в самых продуваемых местах. Всё время облегчая ребенку жизнь, вы не научите его преодолевать трудности.
6. Помощь не всегда полезна. Бывает так, что она лишает людей возможности выработать собственные пути для достижения цели.
7. Дефицит делает вещи более ценными. Я не предлагаю вам удаляться от детей, но советую, если вы почувствуете,  что вас используют или недооценивают, ограничьте свою помощь, сделайте её не такой доступной.
Второй фактор умения противостоять не всегда приятным натискам жизни – дружба.
Ищите возможность расширить социальный круг общения непокорного ребенка. Идеально помочь ребенку завести друзей как в школе, так и вне её. Широкий круг родственников непокорного ребенка (у них тоже есть дети), спортивные секции, клубы, молодежные организации, лагеря – всё это способствует этой цели.
Труднее всего с детьми, которые сводят на нет круг своего общения. Они предпочитают дружить только с теми, кто имеет те же наклонности «бунтарства». Старайтесь заставить их вылезти из своей скорлупы.
Некоторые непокорные дети склонны к одиночеству. В одиночестве нет ничего плохого, но для развития любого ребенка очень важно умение общаться. И это особенно важно для непокорного ребенка, который неохотно идет на контакт с другими людьми.

Взрослый друг, которому можно доверять.
Воспитание детей – непростое занятие.  Воспитание непокорных, настырных детей сложно и утомительно. Взрослый человек не из круга семьи, которому родители и воспитатели могут доверить формирование позитивных отношений с непокорным ребенком, способен внести невероятные изменения в его жизнь. Нет необходимости привлекать этого взрослого к решению дисциплинарных и иных проблем, будет лучше, если непокорный  ребенок сможет обратиться к нему, когда не находит возможность обратиться к вам.
  
6. Следите за тем, как вы обращаетесь с детьми.
То, что вы говорите воспитаннику перед тем, как он выйдет из школы, запоминается лучше всего. Поэтому важно:
* каким бы отвратительным ни оказался день,
* какие бы конфликты ни произошли,
* какие бы резкие слова не были брошены,
* найдите время примириться перед тем, как он уйдет.
Тем самым вы возведете мост мира и взаимоотношений, который надёжно свяжет вас на следующий день.

7. Будьте знакомы с друзьями непокорных детей.
Любой воспитатель, который знает друзей непокорного ребенка, находится в выигрышном положении, а по возможности и их родителей.
Как лучше познакомиться с друзьями непокорных детей? Угостить их! И в этом случае лучше всего поможет чай с какими-то сладостями.
А как познакомиться с их родителями? Самое главное правило _ никогда не спрашивайте разрешения непокорного ребенка на контакт с родителями его друзей. Позвоните им. Представьтесь: " Я учитель такого-то, меня зовут...". Испытайте нужду позвонить ещё раз, снова представьтесь. Ничего странного в этом нет: большинство людей очень заняты, и им нелегко вспомнить имена учителей друга ребенка. Напоминая своё имя, вы повышаете возможность объединить усилия для обсуждения и решения возникающих проблем.
 
8. Ищите темы для бесед.
Некоторых непокорных детей легко разговорить, если они рассержены, и невероятно трудно склонить к общению, если они спокойны. То есть в самый разгар спора слова сыплются как из рога изобилия, а когда у вас появляется шанс наладить отношения, ребенок становится непроницаемым как стена.
Можно ли это преодолеть? Можно. Ищите темы для бесед. Если не очень получается, обратитесь к родителям или родителям друзей непокорного ребенка. Проследите за тем, что он особенно любит смотреть, во что любит играть, что любит читать или делать. Даже если вас как воспитателя не интересует что-либо из его интересов, все равно воспользуйтесь одним из интересов ребенка как трамплином к началу беседы.  Важно проявлять настойчивость. Очень просто уступить и оставить детей во власти его интересов. Не позволяйте ребенку отделаться от вопросов пожатием плеч и фразами "я не знаю" или "ничего".
 
9. Своевременность.
Обращайтесь к ребенку с просьбами в подходящий момент. Помните, что детям необходимо время для осознания просьбы. А если у вас в классе непокорный подросток, то это знать особенно важно. Озвучьте свою просьбу или предложение и уйдите. Начнется процесс осмысления. Возможно, пройдет несколько минут (в лучшем случае), прежде чем просьба будет выполнена. Немудрый воспитатель выскажет просьбу, а потом будет стоять и ждать, пока ребенок переварит информацию. Никогда так не делайте. Повторяю: скажите и отойдите. Периодически возвращайтесь, чтобы проверить и эмоционально поддержать процесс осмысления.

10. Они нуждаются в вас!
Непокорным детям требуется больше внимания со стороны воспитателя, чем остальным. Им нужно время чтобы почувствовать, что их любят. Ещё больше времени требуется, чтобы научиться сдерживать свои непредсказуемые выпады и отдавать что-то взамен. Непокорные дети не всегда показывают свою привязанность к воспитателям, но всё дело обстоит именно так. Любой ребенок боится, что его оставят в одиночестве надолго. Непокорные дети боятся, что их не будут уважать и любить, если они не будут решительными, настойчивыми и в конечном счёте успешными. Большая часть их ярости - это скрытый страх и беспокойство. Непокорные дети не нуждаются в вас как в друге. Вы нужны как активный друг.


Литература:
Фуллер,Э. Рожденные бунтовать. Воспитание трудных и талантливых детей. М.:Рипол классик, 2010, с.11-36