ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

Жбанкова Мария Александровна

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

 

Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов:

ÿ  установление контакта с членами семьи;

ÿ  выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;

ÿ  определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;

ÿ  реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

ÿ  патронирование семьи, если оно необходимо.

Запомните!Нередко, как показывает опыт работы, налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно, однако, ослаблять активность педагогов и других участников учебно –воспитательного процесса.

Педагогически несостоятельная семья

Конфликтная семья

Асоциальная (асоциально – криминальная) семья

Нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете.  Важно, чтобы с помощью педагогов, психологов родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Беседы, преследующие эту цель, требуют большого такта, ибо родители, как правило, остро переживают свое педагогическое фиаско. Начинать разговор следует не с обнажения негативных проблем, а, наоборот, с выявления позитивного. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений –это часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости  более глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей, характера отношений с другими детьми.

Ведущая роль принадлежит психологу и психотерапевту.  Важно выявить основные причины конфликтности, среди которых:

-        личностные особенности родителей (высокий уровень невротизации, психические расстройства, алкоголизация, крайний эгоцентризм, озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта);

-        кризис супружеских отношений, ситуация развода, вызывающая повышенное напряжение в отношениях с ребенком;

-        резкое падение уровня жизни семьи, депрофессионализация родителей, утрата работы, вызывающие стрессовые состояния, обострение отношений между супругами.

Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально –криминальных семьях. устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально –экономических, психологических, педагогических, патологических факторов. Это определяет комплексный характер подхода к решению проблем подобных семей: школа действует при поддержке КДН, ОДН, учреждений здравоохранения, различных служб, ориентированных на работу с людьми, испытывающими зависимость от алкоголя, наркотиков и т.д.

Спектр возможных вариантов помощи семье, которые могут обсуждаться с ней, достаточно широк:

-        помощь в решении медико – социальных проблем членов семьи (побуждение родителей  к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; оздоровление детей в условиях специализированных медицинских учреждений);

-        содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса);

-        правовая поддержка (предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении);

-        содействие в создании  более благоприятных условий для жизни и развития детей (помещение их в стационар или школу –интернат; организация с помощью разных структур различных видов материально –бытовой  помощи; облегчение доступа к определенным социальным услугам );

-        психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).