Очень важная проблема – приятие детей-мигрантов в школе, в городе и всеми окружающими. Почти 10%состава учащихся в Московских городских школах учатся дети-мигрантов. Не все сверстники и одноклассники могут относиться к ним, как к своим и равным.
Ведущую роль играет терпимость со стороны взрослых к детям-мигрантам в не школы. Если дома говорят о нетерпимости к инородцам, то школьные беседы о равенстве и гармонии отношений в нашем обществе будут бесполезны.
Сейчас в Москве активно разрабатываются программы для «классов с полиэтническим составом учащихся». Преподавание в таких классах - довольно тяжелый и изнурительный процесс и он требует особой подготовки учителей: к каждому ребенку нужно подобрать индивидуальный подход. Главное создать позитивную среду общения в классе – чтобы дети терпимо и с уважением воспринимали школьников-мигрантов.
Надо нам всем помнить: детство травматично у всех людей!
По сути, многонациональные классы – это мини-модели нашего многонационального Российского государства. Мы учителя и психологи решаем полиэтнические проблемы в школах, в городе – по законам гармонии, толерантности, ответственности и справедливости, поликультурности.
Преподавание русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся имеются особенности обучения русскому языку как неродному учащихся 5-9 классов. Учащимся предлагается профилактика интерферентных ошибок, совершаемых под влиянием родного языка, в соответствии с темами данной линии учебников по русскому языку и литературе.
Михалова Н.С., к.п.н. разработала методику работы в полиэтнических классах в рамках изучения романа М.Ю.Лермонтова `Герой нашего времени`.
Ребенок-мигрант, не имеющий регистрации, может посещать учебное заведение, реализуя право на образование. Но директора ГБОУ СОШ не обязаны сообщать о нем в соответствующие инстанции. Трудности начинаются тогда, когда ученик достигает 14-летнего возраста – время получения паспорта. Без этого документа невозможно сдать ЕГЭ, а значит получить аттестат.
Д. Шэффер в книге "Дети и подростки: психология развития" пишет: "В раннем детстве и дошкольном возрасте малыши склонны к определению окружающих в терминах характеристик, поддающихся наблюдению, неудивительно, что уже 3-4-летние дети обладают сформированными этническими категориями и могут примять для различения людей такие ярлыки, как "черный" или "белый". Кроме того, исследования, проведенные в Австралии, Канаде и США, показывают, что к возрасту 5 лет большинство белых детей обладают некоторым знанием этнических стереотипов (Bigler & Liben, 1993) и демонстрируют кое-какие установки, основанные на предрассудках по отношению к чернокожим и индейцам (Black-Gutman & Nckson, 1996). Интересно, что родители част верят в т, что их дети не обращают внимания на этнические различия и что установки и поведение,основанные на предрассудках, появляются у других детей тогда, когда их фанатичные родители передают детям свои нетерпимые взгляды (Burnette, 1997).<...> Происхождение этнических предрассудков скорее когнитивное, чем социально, что отражает склонность эгоцентричных малышей к ригидной категоризации людей в соответствии с цветом кожи ( и другими физическими коррелятами этнической принадлежности) и оказанию предпочтению той группе, к которой принадлежит оценивающий ребенок. Предрассудки детей европейского происхождения в отношении аборигенов ослабевали в период между 5-9 годами,однако интенсифицировались между 10 и 12, возвращаясь к уровню, демонстрируемому детьми в возрасте 5-6 лет! Так как вступившие во второе десятилетие жизни дети уже не были ограничены эгоцентризмом и ригидными категориальными схемами, усилившееся влияние предрассудков, очевидно, отражало влияние взрослых установок, а именно глубоко укоренившейся враждебности, испытываемой европейскими австралийцами по отношению к черным аборигенам. <...>
Исследователи развития полагают, что лучший способ борьбы с расизмом - открытый разговор об этнических различиях со стороны родителей и учителей, который идеально начинать в дошкольный период, когда установки, основанные на предрассудках , только пускают корни (Burnette, 1977). Вот программа основанная на трех следующих принципах.
1. Тренинг учителей - учителя проходят 4-месячный курс, в ходе которого определяет сущность этнических предрассудков, изучаются виды их проявления со стороны работников системы образования и детей и даются советы по практическим действиям, направленным на овладение проявления предрассудков в школьной обстановке.
2. Детские группы - образуются несколько гомогенных этнических групп, в которых сверстники одной этнической принадлежности встречаются для того, чтобы обсудить ценности и традиции своих субкультур. Эта работа продолжается 7 недель. Затем те же дети образуют группы со смешанным этническим составом, где обсуждаются различные точки зрения на мир и разрабатываются стратегии совместной жизни в согласии. Второй этап также длится 7 недель.
3. Родительские группы - раз в месяц родители детей, участвующих в программе, посещают занятия для того, чтобы больше узнать об этнических предрассудках и о том, как лучше обсуждать вопросы этнических различий со своими детьми [1,c.656 - 657].
Литература:
1. Д. Шэффер. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003.