Формирование навыков общения детей раннего возраста с синдромом Дауна средствами альтернативной коммуникации на индивидуальных занятиях

Разживина Надежда Сергеевна

Тема моей научно-исследовательской работы «Формирование навыков общения детей раннего возраста с синдромом Дауна средствами альтернативной коммуникации на индивидуальных занятиях».

Эту тему я выбрала в первую очередь по причине моего бакалаврского образования. По первому образованию я – олигофренопедагог. Работаю в школе, где в моем классе обучаются двое детей с синдромом Дауна.

В своей работе я пользуюсь средствами альтернативной коммуникации. Это один из способов для развития речи детей, в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство детей с синдромом Дауна имеют умеренную умственную отсталость (интеллектуальную недостаточность), а это категория детей обычно безречевые. Соответственно, альтернативные коммуникации помогают детям в запуске речи.

Так же альтернативная коммуникация – это способ, с помощью которого ребенок может взаимодействовать с окружающими людьми, не используя устную речь. Соответственно, это возможность общаться и понимать друг друга без устной речи.

Данный способ помогает ребенку развить игровую деятельность. Мы знаем, что дети с нарушением интеллекта не обладают способностью игры. Здесь же, есть возможность научиться этой деятельности.

 Ранее эти системы использовались только небольшим количеством детей, и даже тогда только после двух-трех лет, теперь эти системы используются для всех детей, участвующих в Программе раннего вмешательства в Центре специального образования. Макатон знакомят с детьми в возрасте от 7 до 8 месяцев с ожиданием, что сверстники постепенно смогут взаимодействовать и общаться друг с другом, а также с учителями, участвующими в программе. Знаки практикуются при каждой возможности и преподаются как формально, так и неформально в группах. Многие знаки узнаются с помощью дактильных игр и песен.

Большинство детей с синдромом Дауна посещают обычные детские сады вместе со своими обычно развивающимися сверстниками. Это дает им возможность развивать социальные отношения и приобретать новые навыки в инклюзивной среде.

Мне так же интересно поработать с ранним возрастом, мне никогда ранее не приходилось видеть детей данной категории младше семи лет. Было бы интересно поработать с этими детьми.