Тема: Начальная постановка и навыки юного скрипача.

Шапошникова Елена Владимировна

Тема: Начальная постановка и навыки юного  скрипача. 

                                                                                Преподаватель Шапошникова Е. В.

Цель урока: Начальные постановочные навыки скрипача и изучения упражнений. Формирование личностного отношения учащейся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

   Задачи:

Образовательные:

  • развитие музыкально – слуховых представлений

·         усвоение названий частей скрипки

·         организация игровых навыков без инструмента

  • научить учащуюся и помочь ей применить свои знания и умения в самостоятельной деятельности;
  • приобщить ребенка к обучению навыкам выразительного исполнения; произведений различного характера;
  • подвести их к навыкам художественно-образного исполнительского мышления.

Развивающие:

  • способствовать развитию их творческого воображения и формированию активного, целенаправленного восприятия музыки;
  • ведение ученика на активном творческом уровне.

   (Это самостоятельная работа ученика, которая опирается на уже решенные задачи воспитания художественного мышления в процессе работы над плановым репертуаром).

Воспитательные:

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости
  • развитие творческого интеллекта.

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Метод проведения: развитие слуха при помощи разучивание знакомых песенок, объяснение постановочных моментов, основа игровых движений, простейшие виды штриха деташе.

Ход урока

1.Организационный момент.

·         приветствие;

·         подготовка учащегося к уроку.

·         Организация игровых навыков без инструмента

2.Проверка домашнего задания.

- На предыдущих уроках мы с учащейся Чулпановой Ксенией практиковались над изучением небольших пьес (песенок со словами), путем их пропевания голосом. Именно подобного рода сольфеджирование с последующим подбором выученных пьес на инструменте является основой слухового метода обучения в начальных классах.

  Разучивая пьесу с учеником, педагог должен подчеркивать ее выразительно-художественную, образную сторону, чтобы ученик воспринял ее живо, ярко, а лучше всего образными определениями. Повторяем песенку «Осенний дождичек». Очень важно чтобы ученик освоил характер пьесы. Сразу же надо учить петь выразительно, с фразировкой. Полезны и такие приемы, как сочетание пения «про себя» с прохлопыванием ритмического рисунка песенки. После того как песенка усвоена таким образом Ксюша подбирает ее на скрипке, играя щипком. Ксения справилась еще с одной задачей выучив ее наизусть. 

  При изучении второй песенки, когда ритмический рисунок усложняется появлением восьмых, можно дать ученику представление о ритмической записи нот. При этом достаточно сначала ограничиться тем, что четверть – длинная, восьмая – короткая. При исполнении ритмического рисунка песенки предлагаю Ксении петь на четверть слог «та», на восьмую – «ти». И так песенка «Красная коровка» звучит в исполнении ученицы: ти-ти, ти-ти, та-та, ти-ти, ти-ти, та,та и т.д. Для первоначального восприятия ритма песни используем стихотворный ритм текста. Хорошо зная слова песни, ученица не будет делать ритмические ошибки.

  На следующем этапе развития слухового представления можно предложить прочесть пьесу по нотам с листа, без предварительного ознакомления или использовать сперва ее ритмический рисунок, а затем и спеть. Ксения справилась и с этим заданием.

  Постепенно усложняя задания для развития слуховых представлений и заменяя облегченную терминологию общепринятыми понятиями из музыкальной грамоты, Ксения постепенно самостоятельно подходит к разбору нотного материала, включающего использование все более сложных средств выразительности.

  Пьесы следует располагать по возрастающей трудности. Ограничение диапазона песенок двумя струнами ре и ля объясняется желанием обеспечить возможность исполнения их детскими голосами. Но это не значит, что струны соль и ми не следует использовать. Те же песенки можно играть на других струнах, транспонируя их.

Организация игровых навыков без инструмента

   Усвоение элементарных навыков постановки рук на скрипке и смычка представляет собой трудный процесс приспосабливания ученика к инструменту. Движения рук,   положение корпуса Ксении во время игры на скрипке для нее еще сложны, поэтому необходимо выделить их из постановки как самостоятельный элемент и осваивать без инструмента.

   Обязательно ученицу следует ознакомить с частями скрипки и смычка именно руки ученика с началом занятий претерпевают большие изменения. По мере того, как ученик учится управлять мим, он овладевает инструментом.image

   Трудность периода освоения навыков постановки заключается в том, что ученик еще не умеет фиксировать свои ощущения. Задача подготовительных упражнений – научить его отличать легкость, свободу от зажатости, скованности, научить ощущать различное состояние своих рук. Выделенный комплекс подготовительных упражнений по содержанию должен быть максимально приближен к будущим игровым движениям.

   Порядок упражнений таков: сперва осваиваются крупные движения, затем мелкие. Мелкие движения по выполнению сложнее крупных, так как включают в работу мелкие мышцы. Крупные движения на первых порах более доступны и являются основой для овладения мелкими, дифференцированными движениями. Но, кроме того, с первых же двигательных приемов надо вырабатывать правильное ощущение соотношений в действии различных частей, а для этого следует начать с крупных движений. Например, управляемость плеча должна стать для управляемости предплечья, затем – кисти, наконец, пальцев. Это соображение и определило последовательность упражнений в предлагаемом курсе с ученицей.image

   При выполнении упражнений необходимо учитывать темперамент ученицы. Для активных детей лучше всего комплекс проделывать в спокойных темпах, тем самым ограничивая действие хватательных рефлексов. Для детей со слабыми мышцами и спокойного темперамента необходима активирующая обстановка.

   Правильная перспективная постановка является основой, на которой педагог осуществляет свои творческие замыслы, создавая все возможности для наиболее полного развития ученика. image

Подготовка постановочных навыков без скрипки и смычка

   На предыдущих уроках с Ксенией  работали над постановкой и положения корпуса ученика. Ксения показывает, что вес тела распределяется на обе ноги. Слегка расставить ноги на уровне своих плеч. При этом каждый ученик индивидуален и можно наблюдать такие формы зажатости: не отрывая ног от пола ученик тяжело их раздвигает, либо расставляет не сгибающиеся в коленях ноги.  Скованность нижней части тела вызывает напряжение во всем теле, особенно напряжение в руках – неестественное положение пальцев.

   Для того, чтобы предупредить такое явление, работу над постановкой нужно начинать с вольных упражнений. Преподаватель должен сперва – поставить правильно корпус, обеспечить равномерное распределение веса ученика на обе ноги. Для этого можно проводить такие упражнения, как прыжки: ноги вместе, ноги на ширине плеч; переминания с ноги на ногу; пружинящие, легкие приседания на обе ноги.

   Весь корпус не должен быть ни напряжен, ни расслаблен. Излишняя вялость обычно выражается у дошкольников в прогибании колен, выпячивание живота. Такие замечания педагога, как: «Убери живот!» - не приносят желанного результата. У таких детей недостаточен общий тонус, они как бы обмякают, им необходимо помочь активизировать всю позу. Усиленное внимание к этому является обязательным, так как корпус служит фундаментом всей постановки.image

   Такого же внимания требует к себе и плечевой пояс. Для раскрепощения плечевого пояса можно рекомендовать упражнение, широко распространенное в педагогической практике: легкий взмах обеими руками и «бросание» их с одновременным наклоном туловища вниз, руки еще долго продолжают «болтаться», пока совсем не повиснут.

   Для правильного соблюдения дыхания в этом упражнении предлагаю Ксении сделать глубокий выдох во время наклона: «О-о-о-х». Более сложным является упражнение, рекомендованное И. Назаровым: обе руки поднимаются, пальцы выпрямлены. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечи.

   Оба упражнения рассчитаны не только на расслабление мышц, но и на полное их выключение; поэтому нужно проследить, чтобы это не привело в свою очередь к расхлябанности. После выполнения вольных упражнений на раскрепощение, следует обратить внимание на общую осанку ученика. Во время выполнения упражнений и при работе над постановкой необходимо следить за ровностью дыхания учащегося, так как неровное дыхание свидетельствует о напряжении, зажатости.

 

Упражнение для левой руки

    Цель упражнений – подготовить левую руку к такому положению, в каком она будет держать скрипку. Многим ученикам вполне достаточно несколько раз свободно поднять руку на должную высоту с разворотом кисти к себе: сделать это помогает предложение: «Поверни кисть так, как будто хочешь посмотреться в зеркальце». Ксения сразу поняла как надо точно без напряжения держать левой рукой скрипку.image

   

Тем же из учеников, у кого подъем руки влечет за собой напряжение всего корпуса, на первых порах нужно поднимать сначала обе руки. Умение выполнять движение обеими руками облегчит осуществление его одной левой рукой. Параллельно с ее подъемом рекомендуется вырабатывать легкий поворот головы влево.image

    Ксения выполняет подготовительные упражнение для постановки пальцев без скрипки на грифе. Мы применили упражнение «Зарядка». Исходное упражнение левой руки как при держании инструмента. В данном упражнении «грифом» становится большой палец, на который поочередно опускаются остальные пальцы – сперва 1-й, потом 2-й, 3-й и 4-й. При выполнении этого упражнения можно отрабатывать четкое опускание и подъем пальцев, отведение 1-го пальца назад, правильное опускание подушечки. Педагог должен непрерывно следить за свободой руки в локте и плече.

Упражнение для правой руки

     Для подготовки правой руки к держанию смычка Ксения берет карандаш. Не объясняя постановку каждого пальца на карандаше, положила ладонь ученицы сверху так, чтобы кончиком мизинца он касался карандаша, а первый палец находился в середине второй фаланги. Предлагаю ученице поставить большой палец там, где ей удобнее всего: либо напротив 2-го, либо 3-го, либо между 2-м и 3-м. Если руке «удобно», то достаточно незначительной поправки положения того или иного пальца и постановка на смычке найдена. Теперь необходимо ее закрепить путем многочисленных повторений. Теперь я прошу Ксению отпустить пальчики. После сильного напряжения освобождение мышц ученица ощущает очень ясно. image

    После того как выработана правильная постановка пальцев на карандаше, переносим упражнение на смычок и отрабатываем не только правильную «хватку» смычка, но и подготовку ведения смычка. К.Г. Мострас и Г. Беккер рекомендуют следующий способ: педагог, стоя лицом к ученику, держит смычок в игровом положении, а ученик водит по трости смычка рукой. При этом упражнение достигается двойной эффект: ученик усваивает правильное направление движения руки и в то же время пальцы правой руки находятся в свободном состоянии, так как при зажатости в пальцах такие скольжение по трости невозможны. image

    Т. В. Погожева предлагает: «Сразу начинать водить смычком по струнам не рекомендуется. Надо постараться освободить движение смычка сначала без скрипки, но в том же положении. Для этого следует сделать опору для смычка при помощи большого и среднего пальцев в виде колечка, замкнутого между тростью и волосом смычка. В таком положении рука не испытывает никакого напряжения, в то же время ее движения активны и свободны…». Мелкие движения осуществляются всегда более мелкими частями руки – пальцами, кистью; крупные – предплечьем и плечом.image

    Занятия со смычком на струне являются непосредственным продолжением подготовительных упражнений. Начинать необходимо в середине смычка и с первых шагов вырабатывать слуховой контроль над качеством звука, добиваться свободы и непринужденности в руке. До того как вести смычок, отдельно подготовить ведение его в верхней и нижней части. У колодки должно быть активным плечо (часть руки от плечевого сустава до локтя), в верхней части смычка активность переходит в предплечье (часть руки от локтя до кисти). Только после того как эти отдельные элементы будут правильно усвоены, можно переходить на ведение всем смычком, сначала с остановкой в середине. Работа над всеми частями смычка должна идти одновременно, но в различной форме. Например, работа над качеством звука и постановкой в середине смычка должна сочетаться с подготовительным упражнением без скрипки со смычком или карандашом как бы у колодки и в верхней части. В конечной части правая рука должна участвовать в постановочной работе. Длительная задержка только в середине смычка часто приводит к хроническому не владению колодкой, а правильное ведение смычка у колодки является важной основой звукоизвлечения и штриховой техники.

 

 

Использование нотного материала

1.       К. Родионов «Начальные уроки игры на скрипке», г. Москва 2000г.

2.       А. Ю. Юрьев «Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача», г. Санкт – Петербург 2002г.

3.       А. Ширинский «Штриховая техника скрипача» г. Москва 1983г.

4.       В. Якубовская «Вверх по ступенькам», г. Санкт – Петербург 1981г.

5.       Л. Ауэр  «Моя школа игры на скрипке», г. Москва 1965г.