«Я не пойду работать за 20 тысяч». Почему учитель не может вернуться в школу

Чернышев Александр Юрьевич

Преподаватель истории и обществознания из Перми Александр Чернышев уже писал, почему он был вынужден уйти из школы и стать репетитором. Потом он попробовал вернуться, но низкая зарплата снова не оставила выбора. Сейчас Александр зарабатывает частными уроками и всё ещё скучает по своим школьникам.

Испортилось настроение. Не только потому, что 1 июня на улице снегопад. Позавчера потратил вечер, рассылая на электронные адреса школ своё резюме. Три десятка писем отправил. Уже позвонили из четырёх школ, как сейчас говорят, статусных, почему-то сразу из них. Гимназия и лицей вообще в шаговой доступности. Перевести бы туда своих детей, работать самому и успокоиться.

Я решил ещё раз попробовать вернуться в школу. Зачем? Ведь в 2017-м я уже поработал в двух, пусть и на часах. Даже успел аттестоваться на первую категорию. Пять лет я брожу около школ, занимаясь частной практикой. Каждый день любуюсь свежевыкрашенными фасадами, удерживая себя от соблазна схватить мяч и помчаться с мальчишками на чудесный школьный стадион. Прохожу мимо, чтобы встретиться с учениками у них дома или в арендуемой аудитории. Увы… Я без малого 25 лет в образовании, но никак не нахожу себе места в нём.

 

Думаю, на собеседовании с директорами скажу:

— Мне уже не интересна временная и неполная занятость. Я хочу наконец обрести свою школу. Я возьму только ставку, ибо с нагрузкой более 18 уроков в неделю невозможно работать творчески. Я возьму классное руководство, так как хочу быть для своих учеников больше, чем просто учителем-предметником. Обеспечьте мне и более 500 часов различных программ профессионального развития, потому что в последние годы я много учусь, но самостоятельно. За всё это я хочу получать всего-навсего «среднюю по экономике». Ни много ни мало — в соответствии с указами президента. Специально узнавал: 34 479 рублей составила среднемесячная номинальная зарплата в Пермском Крае в марте. Я должен зарабатывать эти деньги кровь из носу, чтобы избавиться от необходимости во вторичной занятости. Школа, в которой я хочу работать, должна стать настоящей альтернативой тому, чем я сейчас занимаюсь.

Вот что я думал сказать на собеседовании. Конечно, главный вопрос о зарплате. Передо мной пример жены, участкового педиатра, зарабатывавшей 18-22 тысячи. В феврале перед президентскими выборами ей дали почти в два раза больше. Мы опешили, не поверили! Мы решили, что это подкуп избирателей. Предположили, что это на один месяц. Потом выяснилось, что это исполнение президентских указов 2012 года. Через шесть лет! Шесть лет нам морочили голову.

Наверно, учителям тоже начали платить, предположил я, но опять был обманут в своих ожиданиях.

До 20 тысяч зарплаты — это всё, на что я могу рассчитывать при работе на ставку. Даже в статусной школе

В школах, которые в печати и с высоких трибун без устали называют брендами Перми.

«Но вы же будете работать не в обычной школе». «Берите не 20, а 29 часов или оказывайте платные услуги в школе». «Предложите дополнительный функционал, за который школа сможет заплатить». «В школе сегодня можно зарабатывать и пятнадцать тысяч, и шестьдесят». В школу, в конце концов, идут не за деньгами…»

А я сижу и думаю: почему в образовании платить начинают за дополнительную единицу некоего «нового функционала», но не платят за основную работу? Не по-ни-маю!

В моем понимании дополнительная работа — это вспомогательная, сопутствующая основной, деятельность. Она не может оплачиваться выше основной. Ни у кого же не повернется язык назвать дополнительные платные образовательные услуги в школе основной работой учителя в школе. Проведение мероприятий, участие конкурсах — это неотъемлемая часть моей профессии, но не каждодневная. Методическая работа… какая она дополнительная? Самая настоящая основная. Повышение квалификации? Это естественная потребность каждого, кто учит. Учитель учится каждый день. А значит, что все это должно быть заложено в основную ставку. В моей репетиторской ставке урока заложено все, что я делаю для учеников и вне урока, потому что это гарантия дальнейшей моей востребованности на рынке. Цена моего урочного часа — признание моего профессионализма. Чтобы мой урок был востребован и за тысячу рублей и выше, я побеждаю в учительской олимпиаде и прохожу курсы в ВШЭ, а сейчас создаю для учеников систему дистанционного обучения, но они всегда платят только за фактически проведенный урок. Прозрачная система, побуждающая работать над тем, что составляет сущностное в работе педагога, ее сердцевину — над уроком. Так и"средняя по экономике» должна платиться за работу на ставку учителя.

Как же надоело выслушивать это обречённо-жертвенное и в то же время пафосное оправдание бедности, когда речь заходит о зарплате учителя. Почему, когда я говорю об абсолютно здравых вещах, что школа не может быть ни уникальной, ни рейтинговой, если учитель в ней зарабатывает меньше грузчика в «Магните», то на меня смотрят так, как будто я живу не в России? Почему российские учителя, работая на две ставки, соглашаются на не обогающий, а только изматывающий демпинг?

Вспомнилось, как в прошлом учебном году после аттестации на первую категориию за мои 10 часов в неделю в одном статусном лицее мне стали платить аж… 4 681 рубль 05 копеек. На что я надеюсь?

 

Не надейтесь, — сказала коллега, узнавшая о моих планах. — Плетью обуха не перешибёшь! Помните, что сказал пару лет назад наш премьер на вопрос педагогов, почему такие малые зарплаты? Напомню: «Не нравится — уходите в бизнес». Команда ясна — мы уходим! Благодарные ученики-то у вас есть? Есть! Поймите, вам не дадут заработать в школе больше 18 000 и не начислят пенсию больше 7,5 тысяч.

Я ухожу затихшими школьными коридорами. На стенах много сертификатов, даже на иностранных языках. Фотографии со встреч с официальными лицами. Красиво в школах, ничего не скажешь. На выходе за турникетом с охранником бросается в глаза ещё и раздвижная решётчатая дверь.

На что тратятся деньги… — желчно подумал я. При этом здесь работают нищие учителя

Впрочем, они так не считают. Позвонили из языковой школы. Пригласили в понедельник на собеседование. Озвучили те же 20 тысяч. Прямо магическое число. Почему-то я сразу не сказал «нет». Просто из этой школы ко мне уже приходили на репетиторство почти два десятка выпускников. Это любимые мои ученики, сегодня я слежу за их учёбой в вузах. Мы до сих пор списываемся во ВКонтакте, о них я пишу в своих блогах. Я всё время думаю: «Как здорово иметь таких учеников. Но в школе».

Я не пойду работать за 20 тысяч, не буду гнаться за «дополнительным функционалом», чтобы заработать ещё. Я буду просто продолжать учить. Каждого, кто придёт ко мне сам. Буду зарабатывать столько, сколько реально стоит моя работа.

PS. Тем временем Александр Сергеев, глава Российской академии наук (РАН), в ходе встречи со стобалльниками ЕГЭ в минувший вторник предложил создать специальный фонд, который выплачивал бы студентам первых курсов стипендию размером в 20-30 тысяч рублей. Такое увеличение стипендиальных выплат, по его мнению, необходимо, чтобы обучающиеся не отвлекались от учёбы на подработку. Как говорится, без комментариев.

https://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/52649-ya-ne-poydu-rabotat-za-20-tysyach-pochemu-uchitel-ne-mozhet-vernutsya-v-shkolu

 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Сегодня прошел собеседование в шестой по счету школе. Возможно, будут еще звонки. Но я уже решил окончательно закрыть вопрос о возвращении в школу с 1 сентября. Несоответствие ожиданий реальному предложению - вот причина. Школы не смогли сделать мне предложения, от которого я не смог бы отказаться. Но это лишь означает, что такое предложение школе должен был сделать я. А я шел, образно говоря, с пустыми руками. Мне надо создавать разнообразные образовательные продукты, будь то УМК дисциплины или онлайн-курсы, или научно-исследовательские проекты, т.е. прийти уже с неким уникальным опытом, который может быть востребован и за него (а не за часы - это тухло, потому что бюджет) сразу начали бы платить. Задел уже есть: я работаю с учениками уже больше, чем просто приходящий репетитор, и осваиваю новые форматы занятий. Я развиваюсь в том же направлении, что и школьные учителя и как губка впитываю новые явления в образовании. Пройдя по школам, поговорив с директорами, я теперь лучше представляю то, что может быть востребовано в школе. Мне нужно больше времени уделять на ознакомление с направлениями деятельности и опытом тех школ, работать в которых мне показалось заманчивым. Сохраняю их сайты в своем избранном.

Мандрикова Людмила Андреевна

Отлично, Александр Юрьевич - ВЫ ВСЕГДА энергичны и целеустремлённы! Удачи Вам и больших успехов!!!

Воробьёва Елена Леонидовна

В вашем тексте такая усталость от школьной системы, хочется сказать вам что-то доброе)) Плетью обуха не перешибёшь, конечно. По сути, директора предлагают заработать дополнительно в рамках школы (т.е. они тоже будут иметь с этого некую часть) ))) Свой выбор (работать на себя и своё имя) вы давно уже сделали.
Зачем вы мучаетесь и пытаетесь найти себя в официальной системе? Вы для себя пытались ответить на данный вопрос?

Иванова Ольга Александровна

Да, у нас либо заработок,либо призвание))

Чернышев Александр Юрьевич

Разве призвание учителя- в бедности, пусть и в благородной?

Воробьёва Елена Леонидовна

Я хорошо знаю, что такое "работать на себя", и успешно это делала (и буду делать) столько, сколько хватит здоровья.
По сравнению с "работать на себя" (где ты и рекламщик, и менеджер, и организатор, и психолог, и главный исполнитель) работа в школе в рамках уроков - это санаторий. Может быть, дело отчасти в этом: подустали, возраст сказывается, хочется спокойного течения? Это вполне понятно.
Мои советы (от чистого сердца) такие.
Спокойно совмещайте две сферы (школа и "на себя"), разделите их, не стремитесь сделать всё по максимуму или с макс. эффектом. Делайте на достойном проф. уровне, но не упахивайтесь.
Если ваши собственные дети достаточно выросли и не требуют вот прямо больших вложений, я бы советовала поработать год в школе. Озвучиваемая ставка и получаемое на руки, действительно, может существенно различаться (опытному педагогу с вашей хваткой и инициативой и стараться особо не придётся). Год осмотритесь, отдохнёте немного, а там и решите - где будет основное поле приложения сил.
Из частников оставьте самых "вкусных" в плане оплаты. Оставьте на частников, допустим, 2-3 раза по полдня в течение недели. Один день полностью отдыхайте (отдыхом я считаю и чтение литературы, и просмотр новых материалов по специальности).
Для тех, кто активно работает и в школе, и "на себя", мои главные советы: ЗОЖ, спокойная атмосфера дома, физ. активность, хорошие витамины.
И прежде чем что-то делать,всегда думать - какие ЛИЧНО МНЕ это принесёт бонусы (деньги, авторитет, признание и т. д.). Не надо надрыва, наша цель - работать долго, с пользой. Профессионалов очень-очень мало, знайте себе цену и берегите себя.

Чернышев Александр Юрьевич

Я с интересом прочитал ваши советы-рекомендации, Елена Леонидовна. Спасибо. Но я им не последую. Я уже не могу "спокойно совмещать две сферы" ( а три не хотите ли?). Достало за двадцать лет, в конце концов, так работать. Кстати, я снова попробовал год назад, как вы и написали, совместить. В двух школах, на часах. Но у меня ничего не получилось. Сдулся. Почитайте здесь https://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/57240-kazhetsya-chto-ya-zhivu-...

Поэтому работаю только "на себя". Даже если где-то. Моя задача сейчас предложить разнообразные форматы занятий ( индивидуальные, групповые, дистанционные, интенсивы, вебинары и т.п.) с разным ценовым диапазоном, чтобы ко мне стабильно шли ученики разной степени платежеспособности круглый год. И в то же время, увеличивая доходы, чтобы я мог выйти на стабильные 18-20 уроков в неделю, не более. Набор групп мне позволил, например, уменьшить количество индивидуальных занятий. В этом году уже меньше ездил по ученикам.
Но летом, например, простой у меня почти два месяца. Сколько денег я не зарабатываю летом! Мне важно добиться равномерного распределения нагрузки на весь календарный год. Значит, надо что-то предлагать на лето. Большие скидки, олимпиадную подготовку... Хочу забыть, как я работал в прошлом.
Мой коллега, тоже мужчина, тоже с двумя детьми, тоже историк, тоже репетитор - ИП, но моложе, имеет 5 групп своих, 9 групп - в частном центре, + школа. Ему еще нет сорока. И я также работал 10 лет назад, только в вузе, выдавая по 14 часов лекций каждый день. Он еще может так работать, а я не хочу. Если бы мне в школе предложили вариант, который избавил бы меня от вторичной занятости, я бы согласился. Но если мне предлагают двойную занятость, мне это зачем? Это альтернатива чему?

Татьяна Михайловна Захарченко

Отличные советы, Елена Леонидовна! По делу и со знанием дела...

Воробьёва Елена Леонидовна

Я согласна, нечего в школе делать больше чем на 1 ставку (даже глупо, считаю). Три - максимум 3,5 дня в школе - более, чем достаточно. Так оставшиеся 2,5 дня можно по-умному загрузить (не перетруждаясь, зарабатывать +в три раза больше). 1 день полностью выходной.
А кто вам мешает, спокойно отработав в школе учебный год, в отпуске внедрять свой супер-курс, олимпиаду и т. д.(ну это так просто, мысли вслух).

Я понимаю, что "достало", но давайте отделим реалии (они у вас неплохие) от вашей психологической реакции (а вот она тревожит).

Вообще, я бы посоветовала - во-первых, работать в команде, жена ваша вполне может быть менеджером и координатором, это хорошо освобождает время. Сама в последние годы работаю с менеджерами-посредниками, лучше отдам им 20-30%, но буду работать спокойно и со стабильным потоком. Чередуя нескольких посредников, загружаю лето. То есть что-то делегируйте, чем и освободите время, и работать будете продуктивнее.
Далее, проанализируйте: что "жрёт" ваше время, нервные ресурсы, оптимизируйте и делегируйте. Под контроль не только заработок, но и расходы - всегда можно сэкономить от 25-30% бюджета при приложении энных усилий.
Создавайте, в конце концов, денежный резервный фонд на пустые месяцы.

Отдохните с чистой совестью недели две, наконец. Загоняетесь, мне кажется. Никуда работа и деньги от вас, профессионала, не денутся.

Чернышев Александр Юрьевич

Елена Леонидовна, признаюсь, что вы первый человек, который так заинтересованно говорит со мной о сложностях работы в качестве самозанятого. Я согласен с вами, работаю изолированно, отсюда и психологические реакции. Сейчас школьников выпустил на экзамены и руки опустились. Не работаю - не зарабатываю. Резервы я всегда делаю на лето.

Мандрикова Людмила Андреевна

Супер советы, Елена Леонидовна! Отличная выдержка и практичный подход к жизни! Так хочется так же "трезво" уметь относиться к себе, к делу, к деньгам, к отдыху!..

Воробьёва Елена Леонидовна

А какие, друзья, у вас творческо-зарабатывательные новые идеи есть на след. год? Или пока пусть творческие идеи до 15-го августа отдохнут?

Чернышев Александр Юрьевич

Пятая часть российских учителей думают об уходе из школы
Зарплаты учителей оказались заметно ниже официальной статистики, а нагрузка – крайне высокой
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/06/27/773990-uchitelei-u...

ОНФ: каждый пятый учитель подумывает уйти из школы из-за низкой зарплаты
https://www.kommersant.ru/doc/3670446

Латышева Екатерина Алексеевна

Только вот наше государство строго следит за образованием детей, а кто даст им это образование их , по моему,не волнует.

Воробьёва Елена Леонидовна

Да никто не уйдёт, все держатся за постоянные контракты. Те, кто сильно хочет уйти, уходит сразу. Кто годами "думает", так и будет или 1) терпеть; 2) сидеть на двух стульях (как мы с вами). Для женщин "на двух стульях", конечно, даже привычно, мужчинам менее комфортно.

Чернышев Александр Юрьевич

Директор школы объяснил, почему оклады кировских учителей вырастут, а зарплаты - нет
https://kirov-portal.ru/news/poslednie-novosti/direktor-shkoly-obyasnil-...

Вот он бесконечный позор в моей стране!

Воробьёва Елена Леонидовна

Вы всё как-то однопланово: головой как будто бьётесь в одну точку, с минимальным эффектом. А если посмотреть на проблему шире? Вот человек, в принципе, излагает верные факты (про Грецию, про Россию), на некоторые непривычные и экзотические для нас мысли можно не обращать внимания.
https://avvakoum.livejournal.com/2553036.html
Мне очень близок его вывод: "Более того, в конце концов переформатирование социума завершится, и люди снова получат шанс.И что делать? Развиваться. Интеллект развивать, культуру впитывать, языки, новшества... И выживать. Время на нас работает, так победим".

Чернышев Александр Юрьевич

Надбавки и доплаты: кто распределяет в школах стимулирующий фонд?
http://ug.ru/archive/75341

Нет, вы только почитайте, что говорит А.А.: "Пресс-центр правительства Кировской области сообщает, что на совещании при участии губернатора принято решение об увеличении оклада педагогических работников образовательных организаций с 1сентября 2018года до уровня минимального размера оплаты труда, а именно до 11163рублей... По сообщению пресс-центра, «благодаря увеличению оклада педагогических работников произойдет уменьшение нефиксированной части зарплаты, которая в некоторых организациях начислялась руководителем школы по отношению к учителям субъективно. Теперь фиксированная часть оплаты труда будет достигать порядка 75%».
Насколько люди низко пали, что даже прячутся под инициалами! Им стыдно произносить такие суммы? Чиновникам не стыдно! Жертвы... жалкие. Никто этих учителей уважать не будет!

Чернышев Александр Юрьевич

А тем временем:
"Как сообщает Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области, в период времени с октября 2014 года по март 2017 года, обвиняемая передавала должностным лицам Департамента образования администрации городского округа Самары в несколько приемов взятки в размере от 4 до 8 тысяч рублей ежемесячно за общее попустительство по службе, а всего на общую сумму – 180 тысяч рублей"
https://vogazeta.ru/articles/2018/7/17/incident/4005-v_samare_budut_sudi...
Ничего не понимаю в этой жизни!

Чернышев Александр Юрьевич

ОНФ обнаружил нехватку учителей в российских школах

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/30/07/2018/5b5ae5709a7947020db02fd3?from=main

Мандрикова Людмила Андреевна

Полностью согласна с вашим мнением, Елена Леонидовна!..

Чернышев Александр Юрьевич

Васильева: в 2018 году средняя заработная плата учителя выросла до 42,2 тысячи рублей
https://pedsovet.org/beta/article/vasileva-v-2018-godu-srednaa-zarabotna...

Люди, сколько вы еще будете терпеть этих "сказочников"?

Чернышев Александр Юрьевич

Читаю в комментах:
"Три последние повышения ставки никак не отразились на наших зарплатах. Директор так и говорит: Ставка повысилась, но получать вы будете столько же".
Ваши директора также говорят? Как же все-таки я не уважаю этих людей!

Татьяна Михайловна Захарченко

Так и говорят...и мы тоже не уважаем (((

Чернышев Александр Юрьевич

"Дети платят добром за добро, и для меня педагог — это призвание, призвание, за которое в Москве платят, как в бизнесе…"
https://mel.fm/blog/aleksey-chetverov/16802-zarplaty-moskovskikh-uchitel...

Пугачева Ирина Викторовна

Я согласна полностью с вашей точкой зрения. Учителя всегда стоят на ступеньке ниже, чем студенты. В реальности получается, что стипендия больше, чем заработная плата учителя. И поэтому многие студенты - учителя не хотят работать за такую заработную плату. А в сельской местности всегда открыты вакансии для учителей, но даже заработная плата выше 20 тысяч рублей, не манит молодое поколение в сельскую местность.