ИТОГИ ПИЛОТНОГО МОНИТОРИНГА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ШКОЛ

Высшая школа экономики провела пилотный мониторинг цифровой трансформации в общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования.

Целью пилотного мониторинга (апробации мониторинга) была компетентная и дифференцированная оценка и проверка в условиях реального процесса (на практике) разработанных методик проведения мониторинга цифровой трансформации в форме анкетирования и мониторинга цифровой трансформации в форме экспертных выездов.

Объектом апробации выступили 39 общеобразовательных организаций из 13 субъектов Российской Федерации.

Рисунок 1  – Распределение школ, участвовавших в апробации, по населенным пунктам (сельские и городские) и по размеру.

Использованная для проведения апробации мониторинга выборка не репрезентативна ни на уровне Российской Федерации, ни на уровне регионов (у нее были иные задачи). Однако полученные данные позволяют зафиксировать некоторые различия в ситуации с цифровой трансформацией школ по ряду контекстных данных.

В частности, механизм построения выборки позволяет довольно уверенно говорить о различиях между городскими и сельскими школами и между школами разного размера. Практически по всем индексам по семи областям цифровой трансформации школ сельские общеобразовательные организации отстают от городских.

По большинству этих индексов максимальные значения принадлежат городским школам, а минимальные – сельским (рисунок 2). Это ожидаемый результат, и он фиксирует необходимость политического решения: стоит ли дотягивать сельские школы до уровня городских в части их цифровизации или нужно разрабатывать для сельских школ отдельные нормативы их цифровой трансформации?

Рисунок 2  – Сравнение значений индексов сельских и городских школ, участвовавших в апробации, по областям цифровой трансформации

Ряд регионов, участвовавших в апробации мониторинга, включали в число пилотных школ те общеобразовательные организации, которые являются участниками федерального проекта «Цифровая образовательная среда», что не могло не повлиять на результаты и вывело сельские школы в лидеры по двум областям.

Аналогичную ситуацию можно зафиксировать и в отношении размера школ. В целом это связанные закономерности, поскольку малокомплектные школы существуют только в сельской местности. Практически незначимое отставание школ среднего размера, а по некоторым индексам (рисунок 3) и опережение (особенно в части управления и профессионального развития) ими крупных школ, позволяет предположить, что сельские школы среднего размера мало в чем уступают городским.

Проблемы малокомплектных школ могут быть тесно связаны с особенностями их расположения: преимущественно такие школы сохранились на удаленных и труднодоступных территориях, где сложно, дорого или вообще невозможно организовать подвоз детей в другие, более крупные школы.

Рисунок 3 – Сравнение значений индексов школ разного размера, участвовавших в апробации, по областям цифровой трансформации

Отставание сельских школ в инфраструктурном обеспечении цифровыми устройствами объясняется недостатком специфического и наиболее современного оборудования, такого как системы видеоконференцсвязи (ВКС) и интерактивные доски (ранее были поставлены в школы мультимедийные проекторы, которых пока вполне хватает). Также есть проблемы с доступностью личных цифровых устройств (рисунок 4).

Рисунок 4  – Средние значения индексов индикаторов, характеризующих доступность универсальных цифровых устройств в городских и сельских школах

В этом смысле специализированное оборудование на данный момент является более новым и дорогостоящим. В первую очередь его поставляют в крупные и средние школы, что вполне объясняется вопросами эффективности: больше детей в школе – больше будет охвачено использованием этого оборудования. Такой подход приводит к отставанию сельских школ.

С полной версией материалов, подготовленных по результатам пилотного мониторинга трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне, можно ознакомиться на сайте http://цифровизацияшкол.рф