Развитие мотивации школьников на уроках естественно- научного цикла.

Познавательный интерес- одно из социально- значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.  Познавательный интерес побуждающее влияет на развитие памяти, воображения, мышления. Под влиянием познавательного интереса деятельность человека становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развития мотивации школьников на уроках естественно- научного цикла.

Познавательный интерес- одно из социально- значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.  Познавательный интерес побуждающее влияет на развитие памяти, воображения, мышления. Под влиянием познавательного интереса деятельность человека становится особенно продуктивной и приобретает большую глубину.[1]

Познавательный интерес обычно связан с усилиями, необходимыми для преодоления трудностей на пути к познанию. Следовательно, он содействует развитию воли. Познавательный интерес определяет активность школьника в учении, творческий характер любого вида познавательной деятельности, лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям и побуждает учиться с охотой.

Но современный подросток, часто пассивный, равнодушный, не проявляющий активного интереса к обучению. Причин данного явления много. Часто избыток информации, самого разного содержания, околонаучные статьи в социальных сетях, отсутствие «стимула» (не понятно, для чего нужны те или иные знания и где их можно применить). Часто ученики 8-9 класса уже выбрали профиль в образовании, и знают какие предметы им необходимы для дальнейшего образования по профилю. Химия, биология довольно редко являются предметом «первой необходимости». Часто ученик приходит на первый урок химии уже с установкой «мне это не пригодиться». Тем самым самостоятельно уменьшает свои шансы на расширение собственного кругозора, и выбора, может быть другой профессии.

          Задача школьного учителя в первую очередь показать как интересен его предмет, как знания полученные на уроке пригодятся не только для сдачи ЕГЭ, но и в жизни. Учителю необходимо поймать тот момент «интереса к предмету» подростка, который необходим для дальнейшей успешной учебы, а может быть и исследовательской деятельности. Интересы в подростковом возрасте становятся более осознанными, активными, часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков. Подросток не просто интересуется определенной темой, он стремиться удовлетворить свои интересы в деятельности.

                Развитие различных on-line сервисов очень помогает педагогу заинтересовать учащихся той или иной темой, не имея под руками ни чего кроме компьютера. В настоящее время стимулирование «познавательной активности» подростков можно добиться современным, понятным подростку способом. Онлайн сервисы – это сайты, которые предоставляют всевозможные услуги, что значительно облегчает работу и позволяет существенно сэкономить время. При помощи таких сайтов в Интернете можно делать что угодно: проводить денежные операции, общаться, искать, хранить, редактировать, пересылать и публиковать информацию, и многое другое.[2] Например, виртуальная экскурсия в «Музей -архив Д.И.Менделеева» заинтересовала не только учеников предпрофильного химико- биологического класса, но и учащихся, интересующихся физикой, историей и литературой. А «Путешествие по пищеварительной системе человека» оставило мало равнодушных к данному процессу учеников. Онлайн тестирование с мгновенным получением результата во время дистанционного обучения оправдало себя. Ученики и учитель сразу видят результат и допущенные ошибки. Учителю это дает возможность проанализировать и выявить самые распространённые ошибки и скорректировать урок. Учащиеся тоже имеют возможность анализа, т. к. видят результат сразу после окончания теста. Вовремя дистанционных уроков вопросы, которые возникли у учащихся при прохождении онлайн тестирования не остаются без ответа. Тем самым тест становится для многих не просто проверкой знаний для получения оценки, но и материалом для осмысления. Онлайн урок становится диалогом учителя и учеников.                                                        

           В настоящее время ученики редко посещают библиотеки и читальные залы, поэтому виртуальные библиотеки часто приходят на помощь при выполнении проектных работ или подготовке к конкурсам и олимпиадам. Предлагаю несколько активных ссылок для использования в урочной и внеурочной деятельности естественно-научного цикла.

  1. https://spbu.ru/virtual_tour_mendeleev/ (Музей архив Д.И.Менделеева)
  2. https://www.russia360.travel/things-to-do/msk/Museums_gall/paleontologicheskiy-muzey/ (Палеонтологический музей имени академика Ю.А.Орлова)
  3. https://www.msu.ru/libraries/ (Электронный каталог библиотек МГУ)
  4. http://book.uraic.ru/internet/guide/books.htm (Поиск книг в Российских библиотеках).

            Таким образом с помощью различных on-line сервисов учитель помогает учащему научиться добывать информацию и использовать ее для своих нужд, ненавязчиво расширяет кругозор.                                                                                                                                          

            Давно известно, что все что сделано самостоятельно надолго откладывается в памяти и имеет применение в жизни, потому что сделано для себя. Таким образом мотивируя современного школьника понятным ему способом, мы развиваем познавательный интерес, а значит улучшаем успеваемость и успешность.


1. Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-14.

2.  Интенет источник: https://avada-media.ua/services/on-line-servisy/