Методическая разработка «Использование методов проектной деятельности в обучении французского языка в средней и старшей школах»

Гладилина Евгения Дмитриевна

Данная методическая разработка составлена для преподавателей иностранных языков с целью обмена опытом.

Представленная работа создана на основе практического опыта преподавателя и имеет цель ответить на вопросы создания условий для развития языковой, речевой, социокультурной иноязычной компетенции на уроках французского языка в средней и старшей школах, дает рекомендации, как сформировать у учащихся интерес к культуре и истории изучаемого языка. Также в данной методической разработке описана практическая  рекомендация по разработке и проведению проектов на уроках французского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gladilina_e.d._metodicheskaya_razrabotka_2021.docx883.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Красносельского района

ГБОУ гимназия №271 имени П.И.Федулова

Методическая разработка

 «Использование методов проектной деятельности в обучении французского языка в средней и старшей школах»

                                          Автор-составитель: Гладилина Евгения Дмитриевна

                                                                            учитель французского языка

Санкт-Петербург

        2021

Аннотация

Одна из основных проблем, с которой сталкивается учитель в ходе своей работы в школе – это вопрос, как замотивировать ребенка, как привить интерес, уважение и любовь к своему предмету. И конечно, у каждого педагога есть свой метод, свой профессиональный прием.

Данная методическая разработка составлена для преподавателей иностранных языков с целью обмена опытом.

Представленная работа создана на основе практического опыта преподавателя и имеет цель ответить на вопросы создания условий для развития языковой, речевой, социокультурной иноязычной компетенции на уроках французского языка в средней и старшей школах, дает рекомендации, как сформировать у учащихся интерес к культуре и истории изучаемого языка. Также в данной методической разработке описана практическая  рекомендация по разработке и проведению проектов на уроках французского языка.

Введение

Сегодня  в современно мире, в эпоху прогресса, интернета, гаджетов и мгновенной информации, процесс классического познания в школе часто утрачивает свою притягательность для современного школьника, теряется живость и интерес к учебе, успеваемость детей падает. Чтобы решить эту проблему, учитель должен идти в ногу со временем, быть профессионалом своего дела, уметь «жонглировать» различными методиками, умело их применять на практике, быть способным заинтересовать и повысить положительную мотивацию к занятиям. На плечи учителя ложится огромный груз ответственности и работы, тем более, что в условиях модернизации образования, в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся, то есть интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение определенным знаниям и навыкам, а как умение создать условия для саморазвития детей. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить.

При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно, поэтому одной из широко известных
педагогических решений становится метод проектов.  Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Такой метод ориентирован на достижение целей учащихся. Может использоваться, как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности (внеклассной работе).

Целью такого подхода является повышение интереса и формирование позитивного отношения к урокам французского языка, развитие активного самостоятельного мышления ребенка, ведь важно научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике, что особенно актуально в средней и старшей школах, где ученики уже должны не бояться говорить на языке, более-менее свободно выражать свои мысли, быть способными осуществлять иноязычное общение с носителями языка. Предлагаемый материал будет полезен для любого класса средней и старшей школ.

Основная часть

Свою педагогическую деятельность я осуществляю в 5- 11 классах в соответствии с учебным планом образовательного учреждения через уроки французского языка и внеурочной деятельности. Динамика учебных достижений обучающихся с 2015 по 2021 год показала стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности. К методу проектов я прибегаю на своих уроках очень часто, как правило, с целью подвести итог пройденным темам. К примеру, в пятом классе (рис.1) после того, как мы изучили структуру французских комиксов, мною было предложено в группах создать свои собственные комиксы. Дети в энтузиазмом подошли к выполнению данной работы. Были оговорены сроки и критерии оценивания продукта, учащиеся поделились на мини-группы и через две недели представили свои работы. После защиты всех проектов, в ходе общего голосования (согласно ранее оговоренным критериям), были выставлены оценки, а сами работы украсили класс и радовали ребят до момента создания новых проектов.

В 6 классе тема проектной деятельности была немного усложнена, но результат превзошел ожидания. В конце первой четверти ученики проходили тему «Еда» и в рамках данной темы мною были предложены к изучению рецепт блинов и рецепт известного французского блюда – пирога «Татэн». Задание, которое было предложено на уроке -  в домашних условиях приготовить одно из пройденных блюд. Сфотографировать его или заснять на видео, и озвучить на французском языке. Ребята проявили должный энтузиазм: принесли видео своего приготовления, озвученные на французском языке поэтапно, фотографии, стенгазеты, некоторые ученики принесли свои полученные блюда на урок.

В 7 классе мы работали с темой французского кинематографа и учащиеся с удовольствием поучаствовали в проекте, посвященном именитым французским актерам и режиссерам, рассказали на французском языке интересные факты из их биографии, основные известные картины, в которых они снимались, показали отрывки из этих фильмов, также подготовили стенгазеты, которые по итогу украсили стены школы в рамках праздника Франкофонии.

В 8 классе мы проходили тему «Школа» и ребятам было предложено представить в группах или индивидуально проекты «Школы мечты» (рис.2), они детально описали все, что хотели бы видеть в такой школе – от учебных предметов и внешнего вида учащихся и учителей, до дизайна самого учебного заведения. Продуктом нашей деятельности стали презентации на компьютерах с устными комментариями на французском языке.

Конечно, наиболее сложные и качественные проекты разрабатывают учащиеся старших классов. Это вполне оправдано, так как старшеклассники уже владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, организацией практической деятельности на уроках французского языка.

В 10 классе мы провели наибольшее количество проектов в течение учебного года. Каждая наша тема завершалась работой в мини-группах. Некоторые проекты были долгосрочными (срок 2 недели), но многие стали и краткосрочными. До этого ребята готовили проекты в течение 1-2 недель, в 10 классе мы рискнули проводить подобный вид деятельности прямо на уроках.

К примеру, по теме «Экология», учащиеся готовили мини-проекты – писали в командах французский SLAM по образцу песен французской группы «Grand corps malade» (примеч.: Поэтри-слэм  - «поэтическое сражение» — творческое соревнование, во время которого выступающие поэты декламируют тексты собственного сочинения), ребята также сопровождали свои тексты иллюстрациями и рисунками. Подобного рода проведение проекта не отнимает много времени учителя, всегда делает урок более интересным, запоминающимся, ярким и познавательным. Кроме того, позволяет задействовать всех участников групп, даже учащихся с низкой языковой подготовкой, ведь при традиционной форме проведения занятий, менее подготовленные ученики часто отмалчиваются. Но когда идет работа над проектом, каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию и может проявить творчество.

Конечно, в работе с проектами есть определенные трудности – например, часто, работая самостоятельно, учащиеся допускают языковые ошибки, порой неправильно используют речевые обороты или переводят фразу на французский язык, «калькируя» русскую фразу, таким образом, предложения бывают неграмотными. При работе с проектами учителю необходимо учитывать такие нюансы, уметь тактично исправлять ошибки своих учеников и помнить, что метод проектов имеет целью развить познавательную деятельность учащегося, побудить его к активной деятельности, поиску информации, помочь начать говорить  и писать на языке, преодолевая языковой барьер и пробудить интерес к своему предмету. Ведь мотивированный ученик усваивает знания быстро, легко и охотно.

С другой стороны, работая в группах, учащиеся также обмениваются знаниями и умениями. Часто в ходе совместной работы более успешные ученики помогают более слабым, объясняют, подсказывают (например, как составить то или иное предложение, помогают с выбором слов), что делает работу в командах более сплоченной, а также способствует лучшему запоминанию языковых структур и лексики у менее подготовленных учащихся. Важно, чтобы работа над проектами проводилась в доброжелательной обстановке, об этом должен позаботиться учитель. На моих уроках проектная деятельность в группах часто имеет соревновательный характер, что еще больше мотивирует учащихся на активную деятельность, на желание проявить себя, не подвести группу, выступить хорошо.

Учителю, чтобы подготовить учащихся к проектной деятельности, необходимо следовать определенному алгоритму работы:

  • Подготовка (определение темы и целей проекта, распределение на группы, определение сроков, объявление критериев оценивания конечного продукта)
  • Планирование (определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации)
  • Поиск информации
  • Создание продукта
  • Презентация и защита проекта

Одним из важнейших этапов данной работы является подведение итогов – презентация полученных результатов. Важно, чтобы по окончанию своего проекта, учащиеся могли рассказать о проделанной работе, поделиться своим опытом и знаниями, рассказать о том, что они лично узнали  нового, быть способными оценить работу каждого участника группы. И результаты выполненных проектов должны быть материальны – видеофильм, презентация, стенгазета, фотоальбом и т. д.

Для меня является немаловажным, чтобы мои учащиеся не только любили мой предмет, могли свободно на нем изъясняться, но еще и знали культуру и историю франкоговорящих стран.

Большим удивлением для меня стал тот факт, что современное поколение школьников, даже старшеклассники, в своем большинстве плохо знают песни известных исполнителей французского шансона, таких, как Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Мирей Матье, Ив Монтан и других классиков французской песни. Конечно, на мой взгляд, именно учитель должен познакомить школьников с французской культурой, привить интерес, уважение и желательно любовь к подобным исполнителям. Согласно требованиям ФГОС нового поколения, программа по иностранному языку должна способствовать расширению кругозора учащихся и формированию представлений о диалоге культур. Ученикам, изучающим французский язык, необходимо иметь определенную базу знаний о французской культуре и истории.

И этой задачей мы также занялись с учениками 10 класса. Проект получился масштабным, так как в нем приняли участие,  во-первых, все учащиеся параллели 10-х классов (в нашей школе их четыре), а во-вторых,  наш проект вышел за рамки нашей собственной группы и в нем приняли участие ученики других групп (рис.3-5).  

Всего получилось восемь команд. Мы с моей коллегой самостоятельно выбрали 8 известных французских песен (Yves Montand – «Sous le ciel de Paris», Marie Laforet – «Ivan, Boris et moi», Nino Ferrer – «Cornichons», Michel Fugain – «Chante la vie, chante», Joe Dassin – «Champs-Elysées», Gerard Lenorman «La ballade des gens heureux», Bourvil – «La tendresse» и Edith Piaf «Padam»). Во многом, на выбор песен повлияли и смысл текстов, и доступность песни для учащихся (не все песни, которые мы хотели выбрать, смогли бы спеть наши ученики из-за высоких нот или сложных мелодий).

Согласно нашей идее, каждая группа должна была, во-первых, спеть песню артиста, которого ребята выбрали с помощью жребия, во-вторых, подготовить интересное выступление (живой аккомпанемент/ костюмы/ инсценировка), в-третьих,  подготовить небольшую устную презентацию о певце на французском языке и в-четвертых, нарисовать сопроводительную афишу (стенгазету). Срок подготовки проектов был – две недели. Ребята самостоятельно поделились на мини-группы, чтобы определить, кто будет рисовать афишу, а кто подготовит устный рассказ об исполнителе. Песню исполняли все участники группы. Важным критерием было спеть песню наизусть.

Целью проекта было познакомить ребят не только с тем артистом, имя которого они вытянули в ходе жребия, но и с другими 7 певцами, доставшимся другим группам. Ребята представляли свои готовые продукты на уроках французского языка, все выступления мы записывали на видео и по окончанию проектов, мы показали всем участникам все видео-проекты и дали возможность оценить выступление по критериям (оригинальность, артистизм, знание слов песни, участие всей группы, аккомпанемент, личная симпатия) и по суммарному баллу выбрать лучшее.

Группа-победитель получила свои заслуженные высокие оценки, все ребята получили представление об известных французских шансонье, выучили наизусть одну песню, запомнили множество французских речевых оборотов, обогатили свой лексический запас, получили массу эмоций от собственных выступлений и от собственной работы, смогли проявить себя в коллективе, ну и главное, обогатились культурно. Преимуществом такого вида работы является еще тот факт, что после защиты проектов, дети находятся на таком эмоциональном подъеме (особенно, если проект был сложным, как в нашем случае работа с песней), получают такой заряд эмоций и вдохновения, что часто потом они самостоятельно исследуют глубже данную тему. К примеру, после проделанной работы, многие из моих учеников, посмотрели популярные фильмы об исполнителях, что еще больше их обогатило в культурном плане, другие учащиеся выучили еще несколько песен наизусть. Нам удалось не только познакомить детей с исполнителями, что определяло нашу основную цель, но и заинтересовать детей и замотивировать их изучать предмет, активизировать их познавательную деятельность. Теперь, по окончанию четверти, мы обязательно поем изученные песни и, несмотря на то, что наши ученики – это современные дети, все-таки музыка и песни классиков им не чужды, они им понятны и ими любимы. И здесь хочется отметить огромный воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета, ведь мы изучаем не просто язык, мы изучаем культуру, историю, мы учимся мыслить на языке.

Заключение

Данная методическая разработка была посвящена  теме «Использование методов проектной деятельности в обучении французского языка в средней и старшей школах». Она соответствует программе обучения иностранным языкам в школе. В результате были сделаны следующие выводы: что цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком.

Метод проектов действительно помогает  вывести процесс обучения за рамки программы, развить творческий потенциал учащихся, тем самым сформировать их интеллектуальные умения и расширить их кругозор. Ведь использование различных видов проектов помогают учителю сделать обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста. Главное, чтобы ученики видели результаты своего труда, понимали, зачем они его учат и осознавали его функциональность.

Список литературы

1. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Самара, 2003.

2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: АППО, 2015.

Интернет-ресурсы:

3. https://studylib.ru/doc/783250/novizna-metodicheskoj-razrabotki


Приложение

Рис.1

Рис.2


Рис.3

Рис.4

Рис.5