Урок - соревнование в 5 классе на тему "Обобщение знаний о фольклоре"
Открытый урок - соревнование в 5 классе "Обобщение знаний о фольклоре"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия №18
Учитель музыки Т.В. Цвийович
Технологическая карта урока
Учебный предмет Музыка
Класс 5
Автор: УМК “МУЗЫКА” Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.П. Шмагина.
Тема урока: Обобщение знаний о фольклоре в народном творчестве и творчестве композиторов.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока
Обобщить знания учащихся о народном творчестве и его роли в творчестве русских композиторов.
Задачи:
Обучающие: Закрепить и обобщить знания о жанрах и видах фольклора и использовании его в профессиональном творчестве русских композиторов.
Развивающие: развитие познавательного интереса к классической музыке, формирование интереса к прослушиванию классической музыки.
Воспитательные: Пробудить интерес к урокам музыки, воспитывать любовь к отечественному культурному наследию, формирование общего культурного уровня.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.
-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «программное произведение», «симфоническая миниатюра»,
-Умение применять средства музыкальной выразительности в характеристике музыкальных произведений.
-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.
-– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Метапредметные результаты:
– Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.
- Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).
3. Личностные результаты:
- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.
- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.
Тип урока: урок «обобщение» полученных знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, самостоятельная, групповая.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, синтезатор, карточки с заданиями.
Технологии: игровые технологии.
Ход урока
Здравствуйте, дорогие ребята! Поскольку мы с вами находимся на уроке музыки, поприветствуем друг друга с помощью музыки.
1.Музыкальное приветствие
На прошлом уроке мы с вами работали по командам, победила команда «Музыкальных экспертов». Теперь самые активные музыкальные эксперты будут капитанами команд: Виталий Андреев - капитан команды «Гусляры», а Комаров Серафим - капитан команды «Скоморохи».На нашем уроке - соревновании мы обобщим полученные знания по фольклору.
Учитель: Ребята, а что такое фольклор?
Ученики: Устное народное творчество, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение.
Учитель: Молодцы, а теперь мы с вами будем распеваться на основе детского фольклора.
И для того чтобы нам начать нашу игру мы должны разыграть кто будет первым отвечать: команда Комарова Серафима - Скоморохи или команда Андреева Виталия - Гусляры. И мы с вами что сделаем?
Ученики: посчитаемся.
Учитель: Конечно же посчитаемся!
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
Мышек по углам искать.
2. Игра - распевание на основе детского фольклора.
Учитель: Ребята, на доске вы видите таблицу, в которой отражены жанры детского фольклора. Я сначала пою и вы, поскольку у нас идёт распевание, повторяете за мной и ещё отгадываете, что прозвучало. Вот считалка у нас уже прозвучала, значит я беру магнитик и ставлю его на слово считалка.
Пестушки, потешки. | Заклички | Загадки | Считалки |
Игровые припевки | Детский фольклор | Скороговорки | |
Дразнилки | Колыбельные песни | Прибаутки | Небылицы |
а) Прибаутки
Барашеньки - крутороженьки по горам ходят, по лесам бродят.
б)Потешки.
У кота воркота колыбель хороша.
в) Колыбельная песня
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать.
Нашу деточку качать.
г) Заклички
Солнышко, солнышко,
Выглянь в окошечко.
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло!
д) Игровые припевки
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
е) Загадки
Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег).
ж) Дразнилки
Андрей - воробей не гоняй голубей
Гоняй галочек из под палочек!
з) Небылицы
Снег идёт, жара какая, с юга птицы прилетают
Всё кругом белым - бело - лето красное пришло.
и) Скороговорки
Мы перебегали берега, перебегали берега.
Учитель: Ребята, вот мы с вами распелись И повторили малые жанры детского фольклора. Вы - молодцы!
- Игра «Перепутанные строчки»
Ребята, у меня есть строчка из русской народной песни, но порядок слов в ней перепутался сейчас необходимо будет из слов правильно собрать строчку.( Детки, наши, метки где, пули)
Ученики: «Солдатушки - бравы ребятушки»
Учитель; Какая по жанру песня : «Солдатушки - бравы ребятушки»?
Ученики: Солдатская, рекрутская.
Учитель: Ребята, давайте с вами исполним эту песню.
3.Исполнение песни «Солдатушки - бравы ребятушки»
Учитель: Очень хорошо,теперь отгадываем следующую песню.( А дорогу рекой дуб через стоит высокий)
Ученики: «Тонкая рябина».
Учитель: Определите пожалуйста жанр песни «Тонкая рябина»,
Ученики: Лирическая - протяжная.
4.Исполнение песни «Тонкая рябина»
Учитель: Какие ещё жанры русских народных песен вы знаете?
Ученики:Трудовые, календарные, обрядовые, семейно бытовые: (родильные, крестильные, свадебные, колыбельные, похоронные), плясовые, Частушки, хороводные, былины, солдатские, рекрутские, исторические.
Учитель: Молодцы, вы очень много знаете жанров русских народных песен! Какой вывод мы можем с вами сделать?
Ученики: Практически не было такой сферы в жизни человека, где бы не звучала песня.
Учитель: Правильно! А вы представьте, сколько песен сочинил наш народ на любой случай жизни! И композитор Михаил Иванович Глинка тоже этим очень восторгался и сказал, что «музыку пишет народ, а мы, композиторы только её аранжируем, т.е. композиторы используют народные песни в своём творчестве.
Учитель: Ребята, подскажите мне пожалуйста, какой композитор использовал Колыбельную в своём произведении для симфонического оркестра?
Ученики: Анатолий Константинович Лядов использовал Колыбельную в своей симфонической миниатюре «Кикимора»
Учитель: Что послужило литературной основой данного данного произведения?
Ученики: Народное сказание о кикиморе.
Учитель: ребята, а кто посоветовал Анатолию Константиновичу Лядову обратиться к фольклору?
Ученики: Его учитель Николай Андреевич Римский - Корсаков.
Учитель: Правильно. А вот по подробнее мы сейчас с вами узнаем, когда обратимся к капитанам наших команд. Итак. Конкурс капитанов. Сейчас вы будете задавать им вопросы, а они будут на них отвечать.
- Конкурс капитанов.
- Где и когда родился Н. А. римский -Корсаков?
- Какая традиция существовала в семье Римских - Корсаковых?
- Где учился Н,А, Римский- Корсаков?
- Что совершил Римский - Корсаков в 18 лет?
- Какие произведения этого композитора вы знаете и как он относился к сказкам?
- Докажите, что Римский- Корсаков был педагогом?
- Был ли он участником содружества композиторов «Могучей кучки»?
- Руководил ли оркестром Н,А, Римский- Корсаков?
- Какой необычной особенностью слуха обладал Н.А, Римский - Корсаков?
- Каким образом первая профессия композитора повлияла на его музыкальное творчество?
- Каких художников - морянистов вы знаете?
- Сколько лет прожил Н.А. Римский - корсаков?
Учитель: ребята, чтобы выполнить следующее задание нам необходимо будет повторить средства музыкальной выразительности. Ведь это те средства с помощью которых композиторам удаётся передать музыкальный образ.
6.Терминологическая игра.
Учитель показывает карточки с музыкальными терминами, а ученики раскрывают понятие каждого термина.
Мелодия, регистр, темп, ритм, динамика, лад, мажор, минор.
Учитель: поскольку, как вы правильно сказали, что Римский- Корсаков был музыкальным сказочником, мы с вами обратимся к опере Н,А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане», К оркестровой сюите Шехаразада, и конечно же симфонической миниатюре «Кикимора» ученика Римского - Корсакова, - А.К. Лядова.
Игра: Угадай мелодию.
Необходимо угадать не просто произведение и композитора, но и фрагмент произведения какого героя рисует композитор и какие средства музыкальной выразительности использует.
Музыкальные фрагменты, звучащие в игре «Угадай мелодию»
- Тема кота Баюна из симфонической картины А.Лядова «Кикимора»
- Тема Кикиморы из симфонической картины Лядова «Кикикмора»
- Тема хрустальной колыбельки из симфонической картины А. Лядова «Кикикмора»
- Тема белки из оперы Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» ( 3 чуда )
- Тема 33 богатырей из оперы Н.А. Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане». ( 3 чуда)
- Ария Царевны - Лебедь из оперы Н, А. Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане».
- «Полёт шмеля» из оперы Сказка о царе Салтане Н,А. Римского - Корсакова.
- Лейтмотив Султана Шахриара из симфонической сюиты Римского - Корсакова «Шехеразада»
- Лейтмотив Шехеразады из симфонической миниатюры «Шехеразада»
- Лейтмотив моря из симфонической сюиты Н.А. Римского- Корсакова «Шехеразада».
Учитель ребята, что общего между симфонической картиной Лядова «Кикимора» и симфонической сюитой Н.А. Римского - Корсакова «Шехеразада»?
Ученики: это программная музыка.
Учитель: Ребята, проанализировав с вами жанры и виды фольклора какой вывод мы с вами можем сделать?
Ученики: Фольклор - наше национальное достояние, наш культурный код, которым мы все должны гордиться. Ведь неслучайно фольклор использовали композиторы в своём творчестве.
Подведение итогов урока - соревнования.
