Семинар "Второстепенные члены предложения"
Конспект семинарского занятия в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Seminar_Vtorostepennye_chleny_predlozheniya.rar | 6.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-семинар по теме
«Второстепенные члены предложения».
Цели и задачи:
- получение ответов на наиболее сложные и наименее усвоенные вопросы, возникающие в ходе работы над второстепенными членами;
- обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами;
- развитие умения работать в группах;
- обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
- развитие языкового чутья;
- формирование навыка работы со специальной и справочной литературой;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Мы начали наш урок-семинар с песни военных лет о Москве не случайно. Вся страна в первых числах декабря будет отмечать знаменательную дату – 65-летие разгрома фашистской Германии под Москвой. Не малую роль в этой победе сыграли и наши земляки – Подольские курсанты. Среди них, 17-18 летних мальчишек, были люди разных национальностей и вероисповеданий, но все они имели одну цель – отстоять столицу, не дать врагу растоптать сердце Родины. Они дали возможность нам с вами жить и учиться в свободной стране. Об их подвиге написаны книги, сложены песни, стихотворения, которые станут сегодня нашими помощниками на семинаре.
Итак, тема сегодняшнего семинара – «Второстепенные члены предложения». Мы не только вспомним изученный материал, но и попытаемся найти ответы на наиболее сложные и наименее усвоенные вопросы, возникающие в ходе работы над второстепенными членами.
Мир обезумел от жестокости и злости,
И в наших силах это изменить.
Вы только взгляд пытливый детский бросьте
На фразы те, что будем говорить.
Красива наша речь, напевна и чудесна,
Она поможет сердцу добрым быть,
И роль второстепенных членов нам известна,
Они помогут в мире дружно жить.
2. Беседа.
- Почему, говоря о красоте нашей речи, я вспомнила о второстепенных членах?
- Зачем они нужны? ( Они распространяют, поясняют, уточняют главные члены предложения и второстепенные)
- Какие вы знаете второстепенные члены?
- Вспомнить теоретический материал нам поможет компьютер, а проверить знания – разбор предложения. Прочтите, пожалуйста, предложение.
Подольские курсанты обладали толерантностью и позволили генеральному штабу подтянуть резервные силы, закрыв своей грудью Москву.
- Значение всех ли слов в нем понятно? ( Нет. Что такое «толерантность»?)
- Мы попросим наших консультантов найти значение этого слова в словарях и объяснить нам его значение.
3. Работа по группам.
а) Синтаксический разбор предложения.
б) Работа на ПК по теории.
в) Консультанты работают со словарем, выясняя лексическое значение слова «толерантность», составляя с ним предложение.
- Итак, что же такое «толерантность»?
Действительно, только объединившись, с пониманием относясь к друг другу, можно было победить.
Вернемся к предложению. Как расставили знаки? Почему?
- Назовите основу предложения.
- Каким членом предложения является инфинитив? Всегда ли легко отличить инфинитив в составе сказуемого от инфинитива – второстепенного члена?
4. Выступление 1 группы и их консультанта по вопросу «Как отличить инфинитив в составе сказуемого от инфинитива – второстепенного члена?»
Определить, каким членом предложения является инфинитив в предложениях:
а) Стоят обелиски Подольским курсантам
На тех рубежах, где сражались они.
О подвиге их бьют в столице куранты,
Их память почтить ветераны пришли. (В. Тараненко)
б) Выигранное Подольскими курсантами время позволили нашему Верховному командованию подтянуть резервы из глубины страны в самые трудные для Москвы дни. ( Н.И.Меркулов)
в) Подольские курсанты дали возможность нашим войскам создать прочную оборону на реке Нара и возродить Западный фронт. ( Н.И.Меркулов)
г) Их подвиг будет вечно жить в народной памяти! ( Н.И.Меркулов)
- Беседа.
- Каким способом чаще всего связано определение и определяемое слово? (Согласованием)
- Могут ли определения быть связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания?
- Выступление 2 группы и их консультанта.
- А что вы знаете о приложених?
- Как отличить их от определяемых слов?
- Выступление 3 группы и их консультанта по вопросу «Как отличить приложение от определяющего слова?»
- Выполнение упражнения. В первом предложении обозначить тип связи в словосочетании с определениями, в остальных предложениях подчеркнуть приложения, указать их определяемое слово.
Курсанты-артиллеристы проявляли чудеса героизма и самопожертвования, многие, даже, раненые, не оставляли огневых позиций и отражали непрекращающиеся атаки гитлеровцев, усердствующих впустую.
Особенно отличились курсанты четвертой батареи лейтенанта Алёшкина Афанасия Ивановича.
Его батарея располагалась в деревне Сергеевке на Варшавском шоссе и хорошо была замаскирована. Деревянный сарай, замаскированный дот, не привлекал внимания. Немцы долго не могли распознать орудие Алёшкина и несли большие потери, а когда обнаружили, окружили дот-сарай и забросали его гранатами. Алёшкин погиб смертью храбрых вместе с шестью курсантами-артиллеристами. ( Н.И.Меркулов)
- Беседа.
- Порою сложно бывает отличить обстоятельство перед нами или дополнение. Как быть?
- Выступление 4 группы и их консультанта по вопросу «Как различать обстоятельства и дополнения?»
- А как отличить определение от дополнения?
- Выступление 5 группы по вопросу «Как различать определения и дополнения?»
- Подведение итогов.
Мы с вами сегодня хорошо поработали, разобрались в наиболее сложных вопросах нашей темы, познакомились с новым понятием толерантности, и я уверена, что подвиг Подольских курсантов не канет в лету, а будет жить в ваших сердцах, делая вас достойными людьми многонациональной России.
- На дом.
Для домашнего задания я предлагаю вам стихотворение М.Лисянского «Идут подольские курсанты», где вы графически выделите все второстепенные члены предложения.
Идут подольские курсанты.
Звенят московские куранты,
В том звоне слышу твёрдый шаг.
Идут подольские курсанты
В ночную тьму, где рядом враг.
Пробиты фланги обороны,
И вслед за танками к Москве
Крадутся чёрные фургоны
В октябрьской стылой синеве.
Беда у самого порога,
Пылает сорок первый год.
И не учебная тревога,
А боевая – в путь зовёт.
Звенят московские куранты,
Смотрю на спасскую звезду.
Идут подольские курсанты
В том долгопамятном году.
Сквозь ночь, сквозь бурю огневую,
У вечной бездны на краю
Идут в атаку штыковую,
Чтоб заслонить Москву свою.
Я вижу в сумраке туманов,
Переходящих в синеву,
Ведёт на бой комбат Романов
Своих курсантов за Москву.
Сквозь предрассветную полоску
Я вижу в этой синеве
И площадь в городе Подольске,
И площадь Красную в Москве.
Идут Подольские курсанты.
Звенят московские куранты.