Семинар "Второстепенные члены предложения"

Конспект семинарского занятия в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Seminar_Vtorostepennye_chleny_predlozheniya.rar6.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар по теме

«Второстепенные члены предложения».

Цели и задачи:

  1. получение ответов на наиболее сложные и наименее усвоенные вопросы, возникающие в ходе работы над второстепенными членами;
  2. обучение самостоятельному разрешению поставленных проблем путем наблюдения над языковыми фактами;
  3. развитие умения работать в группах;
  4. обучение монологическому высказыванию на лингвистическую тему;
  5. развитие языкового чутья;
  6. формирование навыка работы со специальной и справочной литературой;
  7. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Мы начали наш урок-семинар с песни военных лет о Москве не случайно. Вся страна в первых числах декабря будет отмечать знаменательную дату – 65-летие разгрома фашистской Германии под Москвой. Не малую роль в этой победе сыграли и наши земляки – Подольские курсанты. Среди них, 17-18 летних мальчишек, были люди разных национальностей и вероисповеданий, но все они имели одну цель – отстоять столицу, не дать врагу растоптать сердце Родины. Они дали возможность нам с вами жить и учиться в свободной стране. Об их подвиге написаны книги, сложены песни, стихотворения, которые станут сегодня нашими помощниками на семинаре.

Итак, тема сегодняшнего семинара – «Второстепенные члены предложения». Мы не только вспомним изученный материал, но и попытаемся найти ответы на наиболее сложные и наименее усвоенные вопросы, возникающие в ходе работы над второстепенными членами.

Мир обезумел от жестокости и злости,

И в наших силах это изменить.

Вы только взгляд пытливый детский бросьте

На фразы те, что будем говорить.

Красива наша речь, напевна и чудесна,

Она поможет сердцу добрым быть,

И роль второстепенных членов нам известна,

Они помогут в мире дружно жить.

2. Беседа.

  1. Почему, говоря о красоте нашей речи, я вспомнила о второстепенных членах?
  2. Зачем они нужны? ( Они распространяют, поясняют, уточняют главные члены предложения и второстепенные)
  3. Какие вы знаете второстепенные члены?
  4. Вспомнить теоретический материал нам поможет компьютер, а проверить знания – разбор предложения. Прочтите, пожалуйста, предложение.

Подольские курсанты обладали толерантностью и позволили генеральному штабу подтянуть резервные силы, закрыв своей грудью Москву.

  1.  Значение всех ли слов в нем понятно? ( Нет. Что такое «толерантность»?)
  2. Мы попросим наших консультантов найти значение этого слова в словарях и объяснить нам его значение.

3. Работа по группам.

а) Синтаксический разбор предложения.

б) Работа на ПК по теории.

в) Консультанты работают со словарем, выясняя лексическое значение слова «толерантность», составляя с ним предложение.

  1. Итак, что же такое «толерантность»?

Действительно, только объединившись, с пониманием относясь к друг другу, можно было победить.

        Вернемся к предложению. Как расставили знаки? Почему?

  1. Назовите основу предложения.
  2. Каким членом предложения является инфинитив? Всегда ли легко отличить инфинитив в составе сказуемого от инфинитива – второстепенного члена?

4. Выступление 1 группы и их консультанта по вопросу «Как отличить инфинитив в составе сказуемого от инфинитива – второстепенного члена?»

Определить, каким членом предложения является инфинитив в предложениях:

а) Стоят обелиски Подольским курсантам

На тех рубежах, где сражались они.

О подвиге их бьют в столице куранты,

Их память почтить ветераны пришли. (В. Тараненко)

б) Выигранное Подольскими курсантами время позволили нашему Верховному командованию подтянуть резервы из глубины страны в самые трудные для Москвы дни. ( Н.И.Меркулов)

в) Подольские курсанты дали возможность нашим войскам создать прочную оборону на реке Нара и возродить Западный фронт. ( Н.И.Меркулов)

г) Их подвиг будет вечно жить в народной памяти! ( Н.И.Меркулов)

  1. Беседа.
  1. Каким способом чаще всего связано определение и определяемое слово? (Согласованием)
  2. Могут ли определения быть связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания?
  1. Выступление 2 группы и их консультанта.
  1. А что вы знаете о приложених?
  2. Как отличить их от определяемых слов?
  1. Выступление 3 группы и их консультанта по вопросу «Как отличить приложение от определяющего слова?»
  1. Выполнение  упражнения. В первом предложении обозначить тип связи в словосочетании с определениями, в остальных предложениях подчеркнуть приложения, указать их определяемое слово.

Курсанты-артиллеристы проявляли чудеса героизма и самопожертвования, многие, даже, раненые, не оставляли огневых позиций и отражали непрекращающиеся атаки гитлеровцев, усердствующих впустую.

Особенно отличились курсанты четвертой батареи лейтенанта Алёшкина Афанасия Ивановича.

Его батарея располагалась в деревне Сергеевке на Варшавском шоссе и хорошо была замаскирована. Деревянный сарай, замаскированный дот, не привлекал внимания. Немцы долго не могли распознать орудие Алёшкина и несли большие потери, а когда обнаружили, окружили дот-сарай и забросали его гранатами. Алёшкин погиб смертью храбрых вместе с шестью курсантами-артиллеристами. ( Н.И.Меркулов)

  1. Беседа.

- Порою сложно бывает отличить  обстоятельство перед нами или дополнение. Как быть?

  1. Выступление 4 группы и их консультанта по вопросу «Как различать обстоятельства и дополнения?»

- А как отличить определение от дополнения?

  1. Выступление 5 группы по вопросу «Как различать определения и дополнения?»
  2. Подведение итогов.

Мы с вами сегодня хорошо поработали, разобрались в наиболее сложных вопросах нашей темы, познакомились с новым понятием толерантности, и я уверена, что подвиг Подольских курсантов не канет в лету, а будет жить в ваших сердцах, делая вас достойными людьми многонациональной России.

  1. На дом.

Для домашнего задания я предлагаю вам стихотворение М.Лисянского «Идут подольские курсанты», где вы графически выделите все второстепенные члены предложения.

Идут подольские курсанты.

Звенят московские куранты,

В том звоне слышу твёрдый шаг.

Идут подольские курсанты

В ночную тьму, где рядом враг.

Пробиты фланги обороны,

И вслед за танками к Москве

Крадутся чёрные фургоны

В октябрьской стылой синеве.

Беда у самого порога,

Пылает сорок первый год.

И не учебная тревога,

А боевая – в путь зовёт.

Звенят московские куранты,

Смотрю на спасскую звезду.

Идут подольские курсанты

В том долгопамятном году.

Сквозь ночь, сквозь бурю огневую,

У вечной бездны на краю

Идут в атаку штыковую,

Чтоб заслонить Москву свою.

Я вижу в сумраке туманов,

Переходящих в синеву,

Ведёт на бой комбат Романов

Своих курсантов за Москву.

Сквозь предрассветную полоску

Я вижу в этой синеве

И площадь в городе Подольске,

И площадь Красную в Москве.

Идут Подольские курсанты.

Звенят московские куранты.