Духовно-нравственный компонент в рамках изучения культурного наследия родного края на уроках русского языка

Кудрявцева Елена Валерьевна

 

         Не приходится говорить о важности воспитания чувства любви к своей родине у школьников. Отрадно, что после нравственных потрясений 90 – ых годов XXстолетия в нашей стране вновь обратили внимание на вечные ценности. В связи с чем актуальным для учителей стал поиск различных методов, способствующих развитию стойкого интереса у учащихся к истории родного края, культуре своей малой Родины.  Поэтому целью нашей работы стало следующее:

·        через эмоциональное восприятие произведений искусства привить школьникам любовь к родному краю;

·        формировать у учащихся умение составлять собственное речевое высказывание;

·         способствовать  развитию у обучающихся «духовного зрения».

             В связи с чем задачами данной методической разработки явились:

·        познакомить учащихся с творчеством художников родного края;

·        привлечь внимание школьников к красоте окружающего мира

Новизна работы заключается в том, что рассматриваются произведения искусства, не изученные современным литературоведением и искусствоведением, не анализируемые в качестве обьекта преподавания в методологии.

             Предлагаемый нами тип урока развития речи в достаточной степени рассмотрен методистами. Но практики – самих интегрированных уроков развития речи по картинам художников мало.

Это происходит потому, что учителя русского языка и литературы не владеют достаточной теоретической базой по изобразительному искусству. Да и сами искусствоведческие тексты не всегда являются вершиной искусства слова. Что же касается уроков по творчеству наших волгоградских художников, то мы таких разработок не встречали. Более того, даже с помощью Интернета оказалось трудно найти сами полотна наших современных художников – пейзажистов. А природа нашего края – это, наряду с историей города-героя, несомненно, одна из примечательных сторон Волгоградской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_licey.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1

Красноармейского района города Волгограда

«Духовно-нравственный компонент в рамках изучения

культурного  наследия родного края на уроках русского языка»

Выполнила: Кудрявцева

Елена Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ лицея №1

(с.т. 8-905-332-24-96)

2010

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………………………

II. Культурное наследие родного края на уроках русского языка и литературы……………………………………………………………………….    

III. Заключение…………………………………………………………………...

IV. Список использованной литературы……………………………………….

V.  Приложения……………………………………………………………………

I. Введение.

        Не приходится говорить о важности воспитания чувства любви к своей родине у школьников. Отрадно, что после нравственных потрясений 90 – ых годов XX столетия в нашей стране вновь обратили внимание на вечные ценности. В связи с чем актуальным для учителей стал поиск различных методов, способствующих развитию стойкого интереса у учащихся к истории родного края, культуре своей малой Родины.  Поэтому целью нашей работы стало следующее:

  1. через эмоциональное восприятие произведений искусства привить школьникам любовь к родному краю;
  2. формировать у учащихся умение составлять собственное речевое высказывание;
  3.  способствовать  развитию у обучающихся «духовного зрения».

             В связи с чем задачами данной методической разработки явились:

  1. познакомить учащихся с творчеством художников родного края;
  2. привлечь внимание школьников к красоте окружающего мира

Новизна работы заключается в том, что рассматриваются произведения искусства, не изученные современным литературоведением и искусствоведением, не анализируемые в качестве обьекта преподавания в методологии.

             Предлагаемый нами тип урока развития речи в достаточной степени рассмотрен методистами. Но практики – самих интегрированных уроков развития речи по картинам художников мало.

Это происходит потому, что учителя русского языка и литературы не владеют достаточной теоретической базой по изобразительному искусству. Да и сами искусствоведческие тексты не всегда являются вершиной искусства слова. Что же касается уроков по творчеству наших волгоградских художников, то мы таких разработок не встречали. Более того, даже с помощью Интернета оказалось трудно найти сами полотна наших современных художников – пейзажистов. А природа нашего края – это, наряду с историей города-героя, несомненно, одна из примечательных сторон Волгоградской области.

II. Интегрированные уроки.

Тема: «Хлеб без целлофана».

(Интегрированный урок русского языка в 6 классе

по картине И. Машкова «Снедь московская. Хлебы». 2 часа)

        Цель урока:

  1. через восприятие и анализ произведения искусства учить школьников пониманию смысла и роли художественных средств, с помощью которых художник создает натюрморт, и сознательно употреблять их в собственном речевом высказывании;

  1. формировать у учащихся экологическую культуру; развивать внимание к деталям, образное мышление; обогащать словарный запас;

  1. способствовать развитию умения у учащихся видеть прекрасное в обыденном, чувствовать красоту произведений искусства в словесном его выражении.

Оборудование урока:

  1. Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. (запись на доске)

  1. портрет И. Машкова;

  1. репродукция картины И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»;

  1. краткий план речевого высказывания (см. IV часть);

  1. Снедь – пища, еда (запись на доске).  

единой среде и организованных в группу.увиденному.роизведений искусства в словестном еого венных средств, с помощью которых ху

Ход урока.

I. Слово учителя.

        Сегодняшнее наше занятие посвящено одному из интереснейших жанров живописи – натюрморту. А знакомиться с этим жанром мы будем, анализируя картину нашего земляка – талантливого художника И. Машкова.

        Итак, натюрморт – это … (чтение учеником записи на доске).

        Одним из интереснейших мастеров натюрморта считается И. Машков, уроженец станицы Михайловская Волгоградской области.

II. Рассматривание репродукции картины «Снедь московская. Хлебы». (Снедь – это …)

III. Беседа.

  1. Какое настроение вызывает эта картины?
  2. Почему?
  3. Как удалось художнику изобразить «вкусность» предметов? (аппетитная корочка, румяный калач, нежное пирожное…)
  4. Как вы думаете, почему пирожное нарисовано в вазочке? (подчеркнуть тонкость, нежность пирожного; композиционный центр).
  5. Поговорим о композиции натюрморта. Как по-вашему, что произойдет если убрать какой – либо элемент данного натюрморта, например, калач или расстегай? (нарушится единство, целостность; значит, для художника важны все элементы картины).
  6. В чем еще проявляется особенность композиции натюрморта? (нижний ряд – сдоба; верхний -…).
  7. Что вкуснее – обычный ржаной хлеб или сладкая булочка? (булочка).
  8. Зачем же художник, изображая изобилие «вкусностей», располагает на своей картине «невкусный» хлеб? (1) Хлеб – необходимая составляющая нашего питания. Есть одни сдобные булочки – наносить вред своему организму, потому что большинство необходимых человеку питательных веществ находится именно в обычном хлебе, а еще больше – в ржаном и отрубном. (2) Все представленные на картине изделия пекутся из муки: и обычный хлеб, и великолепное пирожное; но человеческий труд, затраченный на приготовление этих изделий огромен. Поэтому хлеб надо беречь).
  9. Как вы понимаете фразу «Хлеб надо беречь»?
  10. Как в устном народном творчестве подчеркивается особая роль хлеба? (проверка домашнего задания).

     11. Каким образом живописец подчеркнул в своем натюрморте особое значение именно простой буханки хлеба? (хлеб изображен во главе, над пирожным; контраст – цвет, размер).

 

 IV. Составление плана устного речевого высказывания.

        Задание: дополнить пункты плана.

  1. Что изображено на картине?

(1.2.Какие чувства вызывает у зрителя полотно?)

2.Какие средства использует художник, чтобы добиться такого восприятия картины?

(2.2. Композиция.

2.3.Цвет.

2.4. Контраст.)

3. Идея картины?

(3.2. Хлеб всему голова.

3.3. Берегите хлеб!)

V. Устное речевое высказывание.

     (Один ученик – один пункт).

VI. Словарная работа.

1 группа.

Задание. Подобрать прилагательные к данным существительным:

Корочка - …

Пирожное - …

Вазочка - …

Расстегай - …

2 группа.

Задание. Подобрать синонимы к словам:

Художник – (живописец, автор, мастер)

Картина – (полотно, произведение живописи)

Изобразил – (написал)

3 группа.

Задание. Восстановить искусствоведческий текст (см. в приложении).

4 группа.

Задание. Придумать другое название для картины.

Дома: написать сочинение – описание по картине, жанр – письмо бабушке, в котором вы рассказываете о том, что сегодня происходило на уроке русского языка.

Приложение.

        Задание. Восстановить порядок предложений в искусствоведческом тексте.

  1. Это вкусно!
  2. Жизнь в этой картине более чем активная: связки баранок вот – вот упадут с полки, крендель «делает колесо», из – за занавески стыдливо выглядывает лепешка, аппетитная обойма булочек борется за место с расстегаем.
  3. Думаю, что этот натюрморт трогает современного зрителя еще и потому, что в наш санитарно – гигиенический век редко встретишь на прилавках магазина хлеб без целлофана.
  4. Это изобилие … снеди, а ведь по-другому и не скажешь, разламывается, откусывается, растаивает, рассыпается, проминается или режется.
  5. Запах и ощущения, как правило, заперты под капсулой коробки или пакета, а тут витрина буйство вкуса и съедобной свободы!

Ответ: 2, 4, 1, 3, 5.

И. И. Машков

        

«Снедь московская. Хлебы».

        

        Тема. Выставка работ Протасова Н. В.

                (Интегрированный урок русского языка в 8 классе)

        Цель урока:

  1. познакомить учащихся с пейзажами волгоградского художника Протасова Н. В.;
  2. через анализ произведения искусства подвести школьников к целостному пониманию природы и окружающего мира в жизни человека;
  3. подготовить школьников к речевому высказыванию (устному и письменному).

Оборудование урока:

  1. портрет Протасова Н. В.
  2. Репродукция картин художника: «Бульвар», «У шлюза», «На канале».

Ход урока.

        I. Слово учителя.

Представим такую ситуацию: к вам приехали родственники из другой местности. Что в нашем городе вы покажете? Что покажете в Красноармейском районе?

        Некоторые из ваших идей оказались созвучными мыслям волгоградского художника, преподавателя Горхоза – Протасова Н. В. Я предлагаю вам стать участником выставки работ нашего земляка.

        II. Выставка.

        Все учащиеся делятся на 4 группы. 1, 2, 3 гр. – экскурсоводы. Их задача – создать устное речевое высказывание по одной из картин. 4-ая группа – (самые «сильные» ученики) – зрители. Их задача – придумать вопросы к каждому из полотен. На выполнение задания каждой группе отводится десять минут.

        Учитель в это время выполняет роль консультанта: он подходит к каждой группе учащихся и помогает разобраться с теми или иными трудностями, возникшими в ходе подготовке задания. Речь представителя каждой группы (1, 2, 3) – не более 3-х минут. Зрители задают каждой группе по 2 вопроса. Команда может помочь с ответом «своему» экскурсоводу.

        Примерный план ответа экскурсовода:

  1. Что изображено на картине?
  2. Какое настроение передает художник?
  3. Какими средствами художнику удалось создать такое настроение? (передний план, задний план, особенности композиции; колорит картины, контраст).
  4. Главная мысль, идея картины?

Примерные вопросы зрителей:

  1. Почему, по – вашему, художник изобразил именно это место?
  2. К какому жанру живописи относится полотно?
  3. Какой цвет является в картине главным, почему?
  4. Если убрать на картине …, что изменится?
  5. Как художник изобразил движение на полотне?
  6. Как по – вашему, почему автор выбрал такое время года?

III. Письменная работа.

        Задание: продолжите предложение … (+2 – 3 предложения).

        Я люблю Красноармейский район, потому что …

        Домашнее задание: подготовить компьютерную презентацию на тему: «Моя малая Родина». Условия: слайды – фото самых красивых мест района, текст – (написанный) не менее 10 предложений, время устного выступления – 3 минуты, группы – 4, 5 человек. Оценка: презентация – 1 оценка; письменный текст – 2 оценки (за содержание и грамотность).

Заключение.

        Интеграция – высшая форма межпредметных связей.

        На предложенных нами уроках развития речи тесно переплетаются изобразительное искусство и русский язык. С одной стороны на таких уроках школьники учатся разбираться в языке живописи, видеть прекрасное. С другой – уроки развития речи – это всегда уроки «говорения» и большой активности: на них, в основном, надо высказывать свои мысли. А за ошибочное мнение оценка не ставится, поэтому активно работает даже троечники. Но самое главное – уроки развития речи способствуют распознанию истинной красоты окружающего мира, открывают «духовное зрение». Более того, такие занятия органично вписываются и в краеведческую работу.

        Подготовка к интегрированным урокам русского языка – огромный труд. Необходимо найти искусствоведческий текст к той или иной картине, разобраться в художественных средствах. Например, о роли черного хлеба, изображенного на полотне И. И. Машкова, мы так и не нашли материала, но интуитивно чувствовали особенность этого образа. Что уж говорить о современных волгоградских художниках … Даже как-то стало обидно за нашу матушку – Волгу. Уж очень мало существует современных полотен с изображением красивейшей реки, в честь которой назван наш город … И тем не менее, нам удалось на уроках достичь своих целей: учащиеся познакомились с творчеством двух талантливых земляков (о том, что И. Машков – наш земляк, знают даже не все учителя – преподаватели ИЗО); в 6-ом классе школьники вспомнили еще и об огромной роли хлеба в жизни человека, и о бережном к нему отношении; в 8-ом классе состоялась настоящая дискуссия о целесообразности быть правдивым художнику (не всем понравился выделяющийся знак «Лукойла» на картине «Бульвар»). Практически 90% учащихся на «отлично» справились с проектом «Моя малая Родина» и предложили новый проект «Времена года».

        Таким образом, интегрированные уроки русского языка можно смело назвать одним из методов, позволяющим развивать у учащихся не только интерес к малой Родине, но и чувство гордости за свой край.

Список использованной литературы.

  1. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского / авт. – сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

  1. Мировая художественная культура. 10 -11 классы: уроки учительского мастерства / авт. – сост. Н. А. Леухина – Волгоград: Учитель, 2008. -   317 с.

  1. Русский язык. 5, 6, 8, 9, 10 классы: интегрированные уроки (литература, математика, ИЗО, география, история, биология, английский язык) / авт. – сост. А. А. Поспелова. – Волгоград: Учитель, 2008 – 99 с.