Образы предметного мира в произведениях Н.В.Гоголя

Гаврилова Людмила Михайловна

Образцы  предметного  мира  в  произведениях   Н.В. Гоголя

 

Изображение человека в окружении мира вещей неизбежно превращает предмет в составную часть образа персонажа: образ предмета в сознании читателя сопровождает образ героя или даже становится его образным эквивалентом, метафорической заменой.

Сама проблема вещного мира в произведениях названного писателя представляется исключительно важной и значимой, так как связь между человеком и окружающей его предметной средой является у Гоголя, с одной стороны, чрезвычайно прочной, с другой - подвижной, так как вещи нередко переходят в человека, а человек - в вещи. В свою очередь наличие подобной связи составляет художественную особенность стиля писателя, определяя тем самым его своеобразие и неповторимость.

От сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям»  и «Мертвым душам»  вещный мир Гоголя проходит очевидную художественную эволюцию: от яркости красок и узорчатости рисунка к тусклости изображения и цветовому однообразию. Национальный колорит, присущий сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», сменяется прозой городской жизни с её гротескно-реалистическими описаниями в «Петербургских повестях», представленные автором вещные реалии все теснее соприкасаются с внутренним миром персонажей, полнее и точнее отражают окружающую действительность.  В «Мертвых душах» талант Гоголя раскрывается как талант гротескового бытописателя с его умением показать внутренний мир того или иного героя через окружающие его предметы.

    Смысловое содержание каждой гоголевской вещи индивидуально, но все вместе они образуют единую систему предметного мира, так как каждый находится на своем, отведенном именно для него месте, выполняя свою определенную художественную функцию.

    Вещный мир интересен Гоголю и сам по себе, как самостоятельно живущий, имеющий свой характер и законы развития (самостоятельный предмет изображения), и как проявление особенностей мира людей. Часто именно те или иные вещи помогают раскрыть суть человеческих взаимоотношений, выявить особенности уклада жизни в целом.

   Вещный мир в творчестве Н.В.Гоголя с полным правом можно считать важнейшим предметом описания и средством раскрытия внутреннего мира персонажей, так как вещь у Гоголя становится не только средством социальной характеристики героя, но и выражает его место в нравственном мире, положение в обществе.

     Считаю, что анализ художественного текста на уроках или факультативных занятиях под таким углом зрения ( «Предмет-символ и персонаж». «Предмет как средство создания образа человека»)  нацелит учащихся «пересмотреть» прочитанные  в прошлом  гоголевские произведения  и взглянуть на них по-новому, а при выполнении творческих заданий проявить свои аналитические способности, умения и навыки  самостоятельной исследовательской работы.

Задания к уроку-исследованию «Заглавный образ в повести Н.В.Гоголя «Шинель»:

1. Место образа шинели в системе образов повести.

2. Докажите, что в гоголевской повести образ шинели играет сюжетообразующую роль.

3. Найдите в тексте повести описание  шинели. Какие  основные приемы использует      

   Гоголь для создания образа шинели?

4. Как помогает образ шинели в раскрытии образа Акакия Акакиевича?

5. Символом чего является образ шинели в повести?

6. Почему образ шинели вынесен в заглавие повести?

                                             (Материалы к уроку)

   Хотя внимание читателя приковано прежде всего к образу Акакия Акакиевича, шинель в системе образов повести  Н.В.Гоголя занимает центральное место. Шинель не только важнейшее средство создания образа «маленького человека», мелкого чиновника Башмачкина, но и предмет, который играет сюжетообразующую роль. А главное – этот предмет становится символом мира, которым порожден Акакий Акакиевич и который губит его. Также  образ шинели получает богатое содержание и становится одним из важнейших средств выражения авторской позиции по отношению к современной Гоголю чиновно-бюрократической российской действительности, подменяющей истинные духовные ценности ценностями мнимыми.

    Появление образа шинели связано с завязкой. «Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как  можно скорее законное пространство. Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась».

    Образ старой шинели создан автором с помощью гиперболы и гротеска: «сукно… истерлось, что сквозило», «подкладка расползлась», «она имела странное устройство: воротник уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее». На игре двух значений слова «подтачивание» ( в языке портных – «подшивание, ремонт», а в русском языке глагол «подточить» значит «повредить, размывая или разъедая изнутри» или «ослабить, привести в упадок») построено Гоголем внутреннее противоречие образа: каждая попытка привести шинель в приличный вид, порядок, означает ее большее разрушение. Используя прием олицетворения, Гоголь рисует шинель как живое существо: подобно человеку, у нее «грехи», «благородное имя», которое сослуживцы Акакия Акакиевича отнимают, называя ее «капотом». Убогая, ветхая шинель символизирует бедность, нищету духа жалкого чиновника Башмачкина.

   В повести две шинели: старая и новая. Строя образ шинели, Гоголь, опираясь на принцип контраста, использует в описании эпитеты, детали, сравнения ( «худой гардероб», «дело совсем гнилое», «тронешь иглой – а вот уж оно и ползет», «подуй ветер, так и разлетится» –    «лучше сукна и не бывает», добротный  плотный коленкор «был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей»), организует сюжет вокруг предмета (старая шинель – предмет насмешек и издевательств чиновников, новая – причина поздравленй, «большого торжественного праздника», обеда). Все это помогает читателю понять глубину символического содержания образа шинели.

   Что же значит новая шинель для Акакия Акакиевича? В чем символическое, обощающее значение образа шинели в гоголевском произведении?

     Новая шинель – это не только защита Башмачкина от северного мороза, это знак его принадлежности  к чиновно-бюрократической структуре – соответствие его званию титулярного советника. Пребывание в этой социальной среде убивает в чиновнике все высокие чувства и творческое начало. Акакий Акакиевич безнадежно бездарен, неумен, даже переписать, переделав немного бумагу, он не может. Он живет не с людьми, а в своей должности. Служит с любовью, и в переписывании ему видится какой-то свой, разнообразный и приятный мир, у него даже буквы были фавориты. Это мертвый мир. Поэтому жизнь Башмачкина заполняется  одной страстью. Страсть к шинели становится подменой подлинной душевной тяги к любви, присущей каждому живому человеку. Слово  «страсть» не Гоголя, но оно, кажется, довольно точно передает напряженность, неодолимость стремления его героя стать владельцем новой шинели. Ирония автора заключена уже в самой несоизмеримости предмета стремлении и той властной силы, с какой оно выражается. «С этих пор как будто самое существование  его сделалось как-то полнее…», «он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель…», «огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Решение простой житейской задачи возведено на высокий пьедестал. Несоответствие одного и другого, создавая яркий комический эффект, вызывает у читателя горькие мысли об оскудении и извращении души героя, ее ничтожности и пустоты, приводит к пониманию авторской позиции по отношению к современному Гоголю чиновно-бюрократического миру, в котором внешнее и внутреннее поменялись местами: у одних мундир заменил личность, у других  чин заменил человека. Ценность человека определяется по чину, одежде, дому, т.е. по формальным признакам, что становится условным выражением строгой иерархической  упорядоченности и обезличенности человеческого бытия.

    Недолгое обладание новой шинелью совершенно изменило положение Башмачкина в мире чиновников: «весь день точно самый большой торжественный праздник», Акакий Акакиевич в центре внимания, « в самом счастливом расположении духа».

    Потеря шинели становится для Акакия Акакиевича равносильна потере  смысла жизни, утрате самого себя. Он теперь беззащитен перед морозом и умирает от простуды, но в сущности,  из-за того, что опять стал ничтожен. Это подчеркнул его визит к «значительному лицу».

    В образе шинели Н.В.Гоголь показал характерную деталь русского чиновника середины

XIXвека, а также выразил идею глубокой зависимости поведения, внутреннего мира человека от устройства социальной среды.

 

Урок-экскурсия в музей литературных героев

( материалы к уроку)

 Тема:   Предмет как средство создания образа героя / по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»/

   Цель:  для осуществления проекта  продолжить работу в группах на выявление в тексте гоголевской поэмы  деталей,  художественных средств, приемов, с помощью которых автор создает образы героев; использовать развернутые изображения предметов для характеристики    помещиков;  повторить о парадоксе, гротеске, оксюмороне; помочь учащимся в подготовке экспоната для музея литературных  героев и создании его легенды;   воспитывать у учащихся интерес к изучаемым художественным  произведениям.

Справка:

Нестандартный урок «Экскурсия в музей литературных героев» поможет учителю приблизить ученика к произведению, герою, писателю, «помедлить над строкой». Эта интересная форма организации урока, основой которой является групповая проектная деятельность учащихся, результат – презентация проекта, требует большой кропотливой работы, подготовки. Дети получают задание:  подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги,  т.е.  деталь-экспонат,  звуковое оформление экскурсии.

                                                              Задания группам:

Доказать, что Н. В. Гоголь использует перечисление предметов и развернутые изображения отдельных предметов для создания образов помещиков и их домов.

Докажите, что в «Мертвых душах» предмет является символом качеств человека, может символизировать состояние его души ( приведите примеры таких деталей. раскройте их значение).

Докажите, что многие образы предметов строятся на парадоксе – с использованием гротеска, оксюморона.

Для музея:

– подготовить экспонат для демонстрации (эстетическое оформление, этикетки в духе времени)

 –  придумать «легенду» каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторского замысла, идеи произведения)

 – предусмотреть «изюминку» - сюрприз (музыкальное сопровождение, инсценировку,  спецэффекты)

 –   отхронометрировать время  презентации  - 3-5  минут   

Слово учителя.  Образ предмета – символ качеств персонажа гоголевской поэмы.

    Н.В.Гоголь, необычайно наблюдательный художник, умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Человек опутан «тиной мелочей». Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, ничтожен, что вещь несет на себе отпечаток характера человека, которому она принадлежит, и вполне может выразить их внутреннюю сущность. Поэтому человек и неодушевленный предмет часто сближаются. Одно помогает глубже понять другое; и предмет выступает как средство создания образа человека, являясь символом  его качеств, его состояния души. Вспомним первые строки «Мертвых душ». «В ворота гостиницы губернского города NNвъехала довольно красивая рессорная бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки». Больше ничего не сказано о бричке, она характеризуется через людей. Но затем отраженный луч как бы падает на них самих. Однако гораздо чаще люди раскрываются через вещи, им принадлежащие. Например, шкатулка Чичикова помогает заглянуть во внутренний мир Павла Ивановича. «Вот оно внутреннее расположение: в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом  квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память. Весь верхний ящик со всеми перегородками  вынимался, и под ним находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист, потом следовал маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку  шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег». Так приоткрываются тайны человеческой души предприимчивого дельца, энергичного приобретателя с тщательно скрываемыми противозаконными намерениями.

    Многие образы гоголевской поэмы строятся на парадоксе с использованием гротеска, оксюморона. Сегодня мы совершим экскурсию в музей литературных героев поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя, экспонатами будут предметы и вещи персонажа, которые стали не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения, – это особенность поэтики Н.В.Гоголя

Выступление учащихся. Презентации  экспонатов. Защита проектов.

    Отличительной особенностью характера Манилова является неопределенность праздная мечтательность, бездеятельность, бесхозяйственность. Гоголь иронически замечает: «У всякого есть свой задор, у Манилова ничего не было». Это наивный, благодушный, слащавый празднослов. И на вещах его лежит отпечаток личности героя: в них чего-то недостает или что-то лишнее… Предметом, символизирующим состояние души Манилова, являются кучки пепла, выстроенные  в ряд на подоконнике, – итог бессмысленных многочасовых мечтаний. И наконец, книга, заложенная закладкой на 14 странице, которую он, образованнейший, по его мнению, человек, постоянно читал уже два года. Гоголь использовал прием парадокса.

     Дубинноголовая Коробочка погружена в мир хозяйственных мелочей, озабочена лишь одним – копеечной выгодой. Да и с копейкой она не умеет обращаться: деньги лежат у нее мертвым грузом в пестрядевых мешочках. Скопидомство, мелочное накопительство проявляются в многочисленных нитяных мешочках, распоротом и сохраняемом салопе, старой колоде карт. Часы будто с трудом отсчитывают время, со странным хрипом, шипеньем. Гротеск – время останавливается

    Ноздрев – человек широкой натуры. Он с легким сердцем проигрывает большие деньги или может накупить кучу ненужных вещей. Это «исторический человек», т.к.  многие его комбинации заканчиваются «историей» – скандалом, дракой. Ноздрев – бесшабашный хвастун, мастер  «лить пули», враль. Думается, что предметом, характеризующим состояние его души, является бессмертная шарманка. Она исполняет мазурку, но игра прерывается песней «Мальбруг в поход поехал» и вдруг завершается вальсом. А очень бойкая дудка никак не хочет угомониться и долго еще продолжает свистеть. Здесь схвачен весь характер Ноздрева: неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент набедокурить, напакостить, совершить что-то непредвиденное, необъяснимое.

    Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Немногословен, обладает железной хваткой, все у него прочно – на века. Представьте пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, стол, стул, кресла, каждый из которых, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич. И я тоже похож на Собакевича!» А картины, на которых изображены «герои с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Гротесковое изображение ватрушки,  величиною больше тарелки, как бы олицетворяет звериный аппетит Собакевича, его мощь.

    Плюшкин – владелец бессменного количества вещей, но добро, накопленное им, не принесло ему счастья и покоя. Запасы его гниют, приходят в негодность. Постоянный страх за свою собственность превращает Плюшкина в раба вещей, «прореху на человечестве». Его душа олицетворяется с засохшим  сухарем из кулича, привезенного дочерью на Пасху, что выражает бессмысленное накопительство, скупость, подозрительность. Герой все тащит в дом: старую тряпку, ведро, подошву, черепок. Гоголь гротескно изображает «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Согласно словарю символов, остановившиеся часы – это смерть. Паук в христианском символическом мышлении является злым противопоставлением доброй пчелы, и в большинстве случаев служит для изображения грешных помыслов, которые высосут из человека кровь. А в народе считается, что паук – это душа умершего человека.

 А вот еще один важный предмет. Для его изображения автор использует оксюморон – люстра должна освещать, нести свет, а она висела «в холстинном мешке, от пыли сделавшемся  похожим на шелковый кокон, в котором сидит червяк».

Вывод.

    Герои поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» – люди, лишенные духовности, неспособные ни к какому высокому душевному  движению. Они ограничены и примитивны в своих стремлениях. Их интересы почти никогда не выходят за пределы пошлой материальности. Отсюда особое внимание писателя к изображению быта этих людей. Вещи, мебель, предметы домашнего обихода  играют весьма активную роль в повествовании, помогая отчетливее выделить те или иные черты характера персонажей.

   Думается, что предложенная выше работа над образом персонажа  при изучении гоголевских произведений  под таким углом поможет учащимся в дальнейшем  понять  глубину символического содержания  образов таких  предметов, как халат и диван Обломова  в романе  Гончарова, чеховского «футляра» Беликова, гранатового браслета Куприна и др.

Литература

Волченко  Н.А.  Всего и надо, что вчитаться. К проблеме адаптации технологии  «Новое образование»  для классно-урочной формы обучения. Русская словесность  № 7. М.: Школьная пресса.2003.

Галанов Б.Е.  Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель.1972. – 184 с.

Гоголь Н.В.   Избранные сочинения. М.: Художественная литература. 1987. – 703.( Б – ка учителя)

Добин Е.С.  Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л.: Советский писатель.1975. – 191.

Кислицына  Т.Г. Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М.: Духовные  истоки. 2004. – 223.

Машинский  С.И.  Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение. 1979. – 432.

Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. М.: Дрофа. 2006.  – 444.