ЕГЭ по русскому языку: спорные моменты

Рагузина Галина Ивановна

Коллеги, поделитесь своими наблюдениями: какие самые распространённые речевые ошибки (кроме "писатель описывает") вы встречаете в сочинениях своих учеников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_oshibki_v_sochinenii_ege_po_russkomu_yazyku.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку: спорные моменты

На протяжении многих лет читая "школьные", уже проверенные учителем сочинения, участвуя в обсуждениях на профессиональных форумах, убеждаюсь: сколько проверяющих, столько и взглядов на возможные речевые ошибки.

Так, лет 5-7 назад чуть ли не под запретом для многих педагогов было само слово "текст" в первом абзаце сочинения ("В тексте автор такой-то ставит проблему такую-то"). Разворачивались бурные дискуссии, предлагались варианты для замены этого слова , но "общий знаменатель" не находился. Если бы под самим текстом, наряду со сведениями об авторе, разработчики догадались указать жанр предлагаемого произведения (допустим, "из рассказа А.П. Чехова" или "из статьи М.А.Кронгауза"), учителям и ученикам было бы проще. Но кто ж нам обещал лёгкую жизнь? Есть вариант написать "в предложенном отрывке", но вдруг это окажется и не отрывок вовсе, а статья или небольшой рассказ целиком? Тогда можно нарваться на фактическую ошибку.

Следующий запрет связан со словом "данный" ("В данном тексте автор такой-то ставит проблему такую-то"). Почему этого слова следует избегать? Во-первых, это канцеляризм - слово, распространённое в официально-деловом стиле. Смешение стилей - это речевая ошибка. Во-вторых, кто-то расценивает использование этого слова в первом абзаце как логическую ошибку. Сочинение ученика - это тоже текст, поэтому возможна путаница: непонятно о каком "данном" тексте идёт речь.

Следует избегать и словосочетания "в своём тексте автор пишет...". Вряд ли он смог бы написать что-нибудь в чужом тексте. Не правда ли?

В результате обсуждений и размышлений я остановилась на универсальной формулировке:

"В тексте, предложенном для анализа, автор поднимает проблему ... (вместо многоточия ставим существительное в родительном падеже)"

Такую фразу и предлагаю использовать ученикам, если они формулируют проблему в виде повествовательного предложения. Если кого-то всё же смущает само слово "текст", можно взять что-то более нейтральное:

В центре внимания автора проблема ... (сущ. в род.п.)

В последнее время замечаю активное использование в речи (и устной, и письменной) старшеклассниками устаревших союзов "ибо" и "дабы". От них тоже рекомендую отказываться, дабы избежать ошибки.

Речевые ошибки дорого обходятся нашим детям. Допустив одну, ученик теряет балл по К10 (соблюдение речевых норм) и тут же автоматически лишается балла по К6 (точность и выразительность речи).

Коллеги, поделитесь своими наблюдениями: какие самые распространённые речевые ошибки (кроме "писатель описывает") вы встречаете в сочинениях своих учеников?