Педагогическая ситуация

Антипова Елена Шагдаровна

Работая с детьми,  я обратила внимание на то, что есть дети, которые не дают к себе прикоснуться: обнять, взять за руку, погладить. Это при том, что мы с этим ребенком в хороших отношениях. Читала, искала в интернете причины такого поведения. В некоторых случаях это объясняется проблемами сенсорной регуляции - повышенная чувствительность кожи, невротического характера. Мальчик Ф. живет с младшим братом С.в СГН достаточно большой срок с перерывами. Мама у детей со психосоматикой.  Старшему Ф. - 8 лет, младшему С. - 7 . Ф. Мама нигде не работает, навещает их каждый день, но тепла уже нет, дети отдаляются от матери. Хотя младший все еще тянется к ней. Она прикасается к нему, поправляет одежду, он не сопротивляется. А  старший Ф. не дает ей дотронуться до себя, хотя может находится рядом. Недолюбленный ребенок, оторванный от матери. Не хочет тепла прикосновений, объятий ни от кого. Еще один пример: поступил мальчик 8 лет. Не ходил в школу, но очень бегло читал и писал печатными буквами. Оказалось, что семья проживала в дачном товариществе и довольно далеко от ближайшей школы. Детей в округе нет, играть и общаться не с кем. Мать заменяла сыну школу. Вместо отца отчим. На экскурсии, прогулки мы ставим детей парами, они держаться за руки, особенно при переходе через улицу. Мы не могли его уговорить дать руку. Он начинал кричать, плакать и вообще убегал от нас прочь. Выяснилась причина такого поведения. Оказывается отчим  физически наказывал ребенка, держа его при этом за руки. Только по прошествии пары месяцев , прожив в спокойной обстановке, без насилия, сам брал за руку соседа. Вывод: отказ от тактильного контакта лежит чаще всего в детско-родительских отношениях, в эмоциональной холодности родителей или как в последнем случае в насилии над ребенком.