Социализация детей в СГН

Антипова Елена Шагдаровна

Ухудшающаяся социально-экономическая ситуация в нашей стране, безработица тяжелее всего сказывается на семьях, чаще многодетных.  Невозможность в полной мере осуществлять свои родительские обязанности, уделять внимание, проявлять заботу о своих детях – достаточно частая причина появления у нас в социальной гостинице детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Какие в основном эти дети? Чаще всего с развивающимся девиантным поведением, не социализированные, с низким уровнем самообслуживания, педагогически запущенные, с отставанием в учебе. Дети конфликтны и тревожны. Срок пребывания ребенка до полугода, в исключительных случаях до года. Что необходимо предпринять педагогам, воспитателям для устранения существующих проблем у детей. Конечно - это тестирование у психолога, с целью более детального выяснения проблем психологического, интеллектуального развития. А задача  воспитателя-  формирование и закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Необходимо в короткий срок научить воспитанника определенным навыкам, будь то мытье рук перед едой, после прогулки, полоскание рта после еды, вечерние (утренние) гигиенические процедуры, смена и стирка личного белья (трусы, носки), затем надо так закрепить эти умения и навыки, чтобы уходя домой, дети продолжали выполнять эти действия уже дома. Дети не знают нормальной пищи, привыкли питаться чем попало. Для формирования культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья детей используем видеоуроки. Дети знакомятся со строением скелета, узнают для чего и как надо беречь позвоночник, о сколиозе и его профилактике, как надо правильно сидеть, стоять, поднимать вещи, и многое другого интересного и полезного, о чем дети даже не предполагали. Дети с большим интересом смотрят эти презентации, обсуждают, находят у себя, показывают, и стали больше обращать внимание на свою осанку при ходьбе, за столом, когда делают уроки, обращают внимание на осанку товарищей. Так, сейчас они понимают, что для их костей нужны такие продукты, как творог (запеканка), молоко, кефир, молоко, рыба, каши, от которых раньше они могли отказаться. Часто организуются спортивные соревнования, эстафеты, дети посещают фитнес-залы, выезжают на природу с походами и экскурсиями. Поощряем стремление детей к занятию спортом. Так наша воспитанница Лиза Ф. занимается гиревым спортом, ходит в школу олимпийского резерва, имеет много медалей и грамот городского и регионального уровня. Спорт закаляет характер, помогает справиться с трудностями. В досуговые часы проводится интересные развивающие  игры: квесты, интеллектуальные ринги «Что?Где?Когда?», викторины, конкурсы, настольные игры: шашки, шахматы, складывание на время пазлов, «Монополия» и.т.д. Большое внимание уделяется творческому развитию детей: конкурсы рисунков, аппликаций, поделок, лепка из цветного теста, художественная нарезка украшений из овощей и фруктов (карвинг). Всего этого большинство детей были лишены в условиях семьи. Очень любят наши воспитанники ставить спектакли, мини-постановки.  А когда у них появляются такие возможности дети раскрывают свои таланты, становятся увереннее, не стесняются проявлять чувства, чаще улыбаются, становятся спокойнее, улучшается поведение. Ребенок приобретает новые психические образования, как произвольность психических  процессов, личностная и интеллектуальная рефлексия, внутренний план действий.