"Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"

Сегодня общество предъявляет к школьному образованию определённые требования. Одним из основополагающих требований является формирование личности, умеющей самостоятельно и творчески решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, отстаивать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их в действительности. Можно сказать, что современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности обучающихся.

           Функциональная грамотность - способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

              Для учителей русского языка и литературы формирование функциональной грамотности также является актуальным направлением работы.

               Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает развитие следующих компетенций:

- коммуникативной компетенции, которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

- языковой компетенции, которая предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;

- лингвистической компетенции, которая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов.

                 Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. 

                    Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы я применяю некоторые приёмы и методы, используя игровые технологии и технологию развития критического мышления.

               Использование игровых технологий способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение.

              Разгадывание кроссворда, чайнворда, игра «Третий лишний», «Мозговой штурм», игра «Найди пару», «Кто больше» в начале урока направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания, позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность обучающихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности, делают выводы.

             Игра «Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• ситцевый, горошек, замочек (лишнее –ситцевый, так как прилагательное);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Функциональную грамотность обучающихся можно развивать при изучении любой темы и на разных этапах урока по русскому языку и литературе.

                Игра «Найди пару».

Необходимо найти слова-антонимы. Игра проводится при отработке темы «Лексика» в 5 классе.

Острый                                        трусливый

Сладкий                                        безделье

Скупой                                          глупый

Умный                                          жар

Храбрый                                       тупой

Хвалить                                        щедрый

Здороваться                                война

Смеяться                                     ругать

Труд                                              горький

Мир                                              плакать

Холод                                           прощаться

На уроках литературы для формирования функциональной грамотности использую такие формы, как урок-суд, урок-КВН, урок-концерт, урок-диспут и другие. К примеру, урок-суд над Печориным. Уроки проходят в форме ролевой игры-суда, включают элементы театрализации. Исполняя роли, обучающиеся проявляют актерское мастерство, вживаются в определенный образ, глубже раскрывают характеры и поступки героев, приобретают новый опыт общения в предлагаемой ситуации.

          Также использую игры творческого характера.

           Игра «Творческая мастерская»

Например:

написать стихи на заданную рифму:

желанья      мечты

 страданья   пустоты

 жестокий    знак

 одинокий    мрак

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Некоторые приёмы технологии развития критического мышления, которые можно использовать для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.

               Приём «Инсерт»

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока объяснения нового материала, или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фразу "это удивило" и дальше дать ряд упражнения на нужную вам тему.

              Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. 

Тонкие вопросы                                                      Толстые вопросы

               кто...?                                                дайте объяснение, почему...?

               что...?                                                почему вы думаете…?

              когда...?                                             почему вы считаете…?

               может...?                                           в чем разница…?

               будет...?                                              предположите, что будет, если…?

               мог ли...?                                          что, если…?

               как звали...?                                      

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

·        обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

·        отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и коротко, строить сложные высказывания;

·         воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

 

            Приём «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Предлагаю ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

По теме «Правописание предлогов» в 7 классе можно использовать следующие утверждения:

а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются;

б) все предлоги пишутся в одно слово;

в) правописание производных предлогов надо запомнить;

г) в предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом;

д) производные предлоги можно спутать с самостоятельными частями речи.

Приём «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Этапы работы над кластером:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. 

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. 

 

                    Приём «Синквейн»

Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.

Правила написания синквейна:

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом

4 строка - Предложение – отношение автора к объекту

5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта     

Пример:

Синквейн по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тарас Бульба,

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Патриот!

 

                Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.