Механизмы и закономерности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Механизмы и закономерности развития творческого

воображения детей младшего школьного возраста

Одна из самых перспективных для развития психологии творчества, педагогической и возрастной психологии исследовательских сфер, которая имеет ярко выраженный проблемный характер и требует фундаментальных теоретико-экспериментальных исследований, касается личности ученика младшего школьного возраста в аспекте развития его творческого воображения. Это обусловлено тем, что успешность усвоения младшим школьником тех или иных знаний во многом определяется его способностью к творческому преобразованию, комбинированию, смысловому определению различных компонентов учебного материала, что, прежде всего, связано с функционированием его творческого воображения (Л.К. Балацкая, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, В.Т. Кудрявцев, И.С. Телегина, Л.И. Шрагина и др.) [3, 5, 7].

Способность к творческому воображению не является врождённой. Оно развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной психологии существует большое количество исследований, которые посвящены развитию творческого воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось [4].

Рассмотрим основные этапы развития воображения в онтогенезе.

I этап: от рождения до 3-х лет. Представления, появляющиеся на втором году жизни ребёнка, выступают предпосылками развития творческого воображения. Примерно в 1,5 года ребёнок уже узнаёт изображенное на картинке. Воспринять демонстрируемое изображение помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового, именно поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами.

Развитие начальных форм творческого воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения [2].

В своих исследованиях В.А. Скоробогатова и Л.И. Коновалова отмечают, что ребёнок не сразу откликается на замещение, которое предлагает ему взрослый, а играет только с реальными игрушками. Переломный момент наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. В этот период начинает складываться новый способ действия с предметами-заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов-заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, игровая деятельность детей раннего возраста является фундаментом для развития творческих элементов. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение на данном этапе, по-прежнему, имеет репродуктивный характер [6].

II этап: от 3-х до 4-х лет. В этом возрасте происходит становление словесных форм воображения. Потребность в игровой деятельности у ребёнка на третьем году жизни становится самостоятельной, однако еще нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Показателями развития воображения в игровой деятельности служат: разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

В этот период появляется аффективное воображение, которое связано с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом [4].

III этап: от 4 до 5 лет. На данном возрастном этапе отмечается рост творческих проявлений в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, которая направлена на преобразование окружающего мира. На данном возрастном этапе творческое воображение остаётся в основном непроизвольным, поскольку ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, однако уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны [6].

IV этап: от 6 до 7 лет. В этом возрасте творческое воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. В связи с тем, что творческое воображение развивается в различных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование [4].

V этап: от 7 до 11 лет. На данном этапе отмечается значительное расширение объёма знаний, которые младший школьник получает в процессе обучения, систематического овладения разнообразными умениями и навыками, обогащающими и вместе с тем уточняющими, конкретизирующими образы воображения.

VI этап: от 12 до 17 лет. Развитие творческого воображения подростков происходит как в учебной деятельности, так и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и т.д.

Описанные выше этапы развития творческого воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.

А теперь более подробно рассмотрим механизмы и закономерности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Период посещения начальной школы, по мнению некоторых психологов, характеризуется активизацией функции производительного воображения и способствует его дальнейшему развитию. Основным направлением в развитии детского творческого воображения в этот возрастной период является его переход к все более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний [2].

Выделяют следующие основные функции творческого воображения младших школьников:

1) смыслообразовательная. Она обеспечивает порождение смысла предметов по отношению к целостным ситуациям жизнедеятельности младшего школьника, при этом вызывает расширение смысловой основы учебной деятельности, возникновение направленности на самоизменения в ней, становление познавательной мотивации;

2) целеобразовательная. Данная функция проявляется в процессах целеполагания (путем установления внутренней смысловой связи новых целей учебной деятельности с мотивационно ценностной сферой личности ребенка, со значимыми для него отношениями, его опытом), которое является начальным звеном произвольной регуляции младшим школьником собственной психической активности;

3) моделирующая. Данная функция оказывается в осмысленном создании в контексте организации совместных с учителем и сверстниками учебных действий образов (моделей) предметного материала, содержание которых выступает противоречивое единство общего и единичного, необходимого и случайного;

4) преобразовательных-эвристическая. Значение данной функции заключается во включении объекта познания в новые деятельностные контексты, в разноплановых и многократных его преобразованиях (создании новых сочетаний и комбинаций), что приводит к открытию новых, существенных свойств действительности. Значительную роль при реализации этих функций играют интеллектуальные операции абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза, которые оказываются в агглютинации, акцентировании, типизации, схематизации, приобретая в процессах воображения качественно своеобразных черт [1];

5) регуляторная. Данная функция творческого воображения проявляется в виде способности ребенка младшего школьного возраста осуществить «интегральный» взгляд на себя, увидеть «глазами обобщенного другого» (Дж. Мид), что он и делает. Такое основанное на работе творческого воображения рефлексивное оценивание ребенком себя и своей деятельности позволяет ему, ориентируясь на идеальную представленность в рефлексивном поле позиций других людей, «менять замыслы собственных действий, контролировать собственные намерения, желания и чувства, формулировать высказывания, которые соответствуют конкретной ситуации [4].

Проведенный анализ проблемы развития и функционирования творческого воображения детей младшего школьного возраста, позволяет определить его как психический познавательный процесс создания субъектом образов, которые имеют признак новизны; ориентируют его творческую деятельность; воплощаются в объективно или субъективно значимых продуктах.

Творческое воображение детей младшего школьного возраста характеризуется самостоятельным созданием обучающимися новых образов, включенным в процесс творческой деятельности. Ведущими компонентами творческого воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда, которые зависят от внутренней позиции ребенка, а внутренняя позиция из над ситуативной становится вне ситуативной.

Таким образом, младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятный, сензитивный период для развития творческого воображения.

 

Список литературы

1. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Академический Проект, 2012. 235 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 2014. 690 с.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 2014.  240 с.

4. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 2014. 153 с.

5. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. 2014. Т.22. No6. С. 64-76.

6. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2012. 356 с.

7. Телегина Э.Д. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников / Э.Д. Телегина // Мир психологии. 2013. No2. С. 233-245.