Главные вкладки

    Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
    план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

    Ничкова Татьяна Анатольевна

    Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой»

     

    Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­стараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
    2. Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
    3. Обучение выразительному чтению лирических произведений.

    Развивающие

    1. Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование  формы – литературная гостиная;
    2. Развитие эстетического вкуса.

    Воспитательные

    1. Формирование дружеских отношений между учащимися;

    2. Формирование умения быстро принимать решения;

    3. Формирование толерантного отношения к представителям других народов;

    4. Формирование навыков публичного выступления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nichkova_ta_kavkaz.doc243 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

    «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»


    Урок - литературная гостиная

    по творчеству М.Ю. Лермонтова 

    «Приветствую тебя,

     Кавказ седой!»

    Автор: учитель русского языка

                и литературы

    Ничкова Татьяна Анатольевна


    Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой»

    Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по стараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
    2. Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
    3. Обучение выразительному чтению лирических произведений.

    Развивающие

    1. Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование  формы – литературная гостиная;
    2. Развитие эстетического вкуса.

    Воспитательные

    1. Формирование дружеских отношений между учащимися;

    2. Формирование умения быстро принимать решения;

    3. Формирование толерантного отношения к представителям других народов;

    4. Формирование навыков публичного выступления.

    Личностными результатами являются:

    1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
    2. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

    Метапредметные результаты:

    1. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
    2. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
    3. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

    Предметные результаты:

    1. В познавательной сфере:
    1. Понимание ключевых проблем изучения произведений М.Ю. Лермонтова, посвящённых теме Кавказа;
    2. Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
    3. Умение анализировать литературное произведение;
    4. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
    1. В ценностно-ориентационной сфере:
    1. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
    2. Формулирование собственного отношения к произведениям М.Ю. Лермонтова, их оценка;
    3. Собственная интерпретация изученных литературных произведений;
    4. Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
    1. В коммуникативной сфере:
    1. Умение  вести диалог.
    1. В эстетической сфере:
    1. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
    2. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

    Оформление класса (зала): портреты М.Ю. Лермонтова, репродук ции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы, пейзажи Б.В. Щербакова, плакаты:

    ... моя душа, я помню, с детских лет

    Чудесного искала.

    М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня».

    Зачем я не птица, не ворон степной,

    Пролетевший сейчас надо мной?

    Зачем не могу в небесах я парить

    И одну лишь свободу любить?

    М. Ю. Лермонтов. «Желание».

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды; выставка книг, портрет писателя; информационные буклеты.

    Ход урока

    Добрый вечер, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова, а именно страницам жизни и творчества, связанных с образом Кавказа.

    СЛАЙД

    Как я любил,

    Кавказ мой величавый,

    Твоих сынов воинственные нравы,

    Твоих небес прозрачную лазурь

    И чудный вой мгновенных громких бурь.

    М. Ю. Лермонтов. «Измаил-Бей».

    Ведущий. Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова.

    СЛАЙД

    «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не облагородил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов», - писал критик Белинский.

     Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.

    СЛАЙД

     «Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль, виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безы мянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли ко варный иль просто охотник: все, все в этом крае прекрасно».

    СЛАЙД «Вид гор»

    Чтец.  Хадя              

    Хотя я судьбой на заре моих дней, 

    О южные горы, отторгнут от вас,

    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

    Как сладкую песню отчизны моей,

    Люблю я Кавказ!

    СЛАЙД «Поэт с бабушкой»

    Ведущий. За свою короткую двадцатисемилетнюю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила его на Кавказ к Горячим Водам – так раньше назывался Пятигорск.

    СЛАЙД «Население Кавказа»

    Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этих поездок, и ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих Водах он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих Вод бывал на празднике горцев, где слушал песни, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года, затем в шестилетнем и десятилетнем возрасте.

    Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом. В 1832 году Лермонтов так вспоминал кавказские рассветы:

    СЛАЙД

    Чтец. «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда».

    СЛАЙД «Изображение горы Машук, текст»

    Красоты Кавказа и чувства, связанные с ним, побудили поэта называть себя «сыном Кавказа».

    «Синие горя Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордится он ею!..»

    ЗВУКОВОЙ Слайд

    Ведущий. 29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А.С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».

    Ведущий. Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по все му Петербургу.

    По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем пре ступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

    В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск.

    СЛАЙД «Эльбрус»

    Ведущий. На Кавказе шла война. Вокруг Пятигорска на скалистых от рогах гор стояли пикеты казаков, предохраняющие город от набегов гор цев. По ночам раздавались окрики часовых. Время от времени гремели вы стрелы. Поднявшись на Горячую гору, будущий поэт мог увидеть всю гор ную цепь Кавказа и розовый в ранний рассветный час двуглавый Эльбрус.

    В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие поро хом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. Позднее Лермонтов писал:

    Чтец.    Семен            

     Воздух там чист, как молитва ребенка;

     И люди как вольные птицы живут беззаботно;

     Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.

    В Дымной сакле, землей иль сухим тростником

    Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,

    И шьют серебром - в тишине увядая

    Душою - желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

    Ведущий. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запали в душу поэта.

    Чтец. Эллада              

     Приветствую тебя, Кавказ седой!

    Твоим горам я путник не чужой:

    Они меня в младенчестве носили

    И к небесам пустыни приучили.

    И долго мне мечталось с этих пор.

          Все небо юга да утесы гор.

    Над детской головой моей венцом

    Свивались облака твои седые;

    Когда по ним, гремя, катался гром,

    И пробудясь от сна, как часовые,

    Пещеры откликалися кругом,

    Я понимал их звуки роковые,

    Я в край надзвездный пылкою душой

    Летал на колеснице громовой!..

    Ведущий. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влия ние на его литературное творчество. В  изображении  Кавказа Лермонтов показал край синих гор и мужест венных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:

    Чтец.                Сянда

    Прекрасен ты, суровый край свободы,

    И вы, престолы вечные природы,

    Когда, как дым синея, облака

    Под вечер к вам летит издалека,

    Над вами вьются, шепчутся как тени,

    Как над главой огромных привидений

    Колеблемые перья, - и луна

    По синим сводам странствует одна.

    Ведущий.  В  1828 году четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы — первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.

    Чтец.       Венера        

    Лежал ковер цветов, узорный,

    По той горе и по холмам;

          Внизу сверкал поток нагорный,

          И тек струисто по кремням...

       ...Черкешенки к нему сбежались,

          Водою чистой умывались.

          Со смехом младости простым

          На дно прозрачное иные

          Бросали кольца дорогие,

          И к волосам своим густым

          Цветы весенние вплетали;

          Гляделися в зерцало вод,

          И лица их в нем трепетали.

          Сплетаясь в тихий хоровод,

          Восточны песни напевали,

          И близ аула, под горой

          Сидели резвою толпой;

          И звуки песни произвольной

          Ущелья вторили невольно.

    Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.

    В творчестве М.Ю. Лермонтова можно легко найти мотивы фольклора народов Кавказа. Например, в поэме «Мцыри». На создание центрального эпизода поэмы – битвы с барсом – Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше, одно из самых любимых  в Грузии произведений народной поэзии.

    СЛАЙД «Битва с барсом»

    Чтец.   Хадя

    Ко мне он кинулся на грудь;

    Но в горло я успел воткнуть

    И таи два раза провернуть

    Мое оружье… Он завыл,

    Рванулся из последних сил,

    И мы, сплетясь как пара змей,

    Обнявшись крепче двух друзей,

    Упали разом, и во мгле

    Бой продолжался на земле.

    И я был страшен в этот миг;

    Как барс пустынный, зол и дик,

    Я пламенел, визжал, как он;

    Как будто сам я был рожден

    В семействе барсов и волков

    Под свежим пологом лесов.

    Казалось, что слова людей

    Забыл я – и в груди моей

    Родился тот ужасный крик,

    Как будто с детства мой язык

    К иному звуку не привык…

    Но враг мой стал изнемогать,

    Метаться, медленней дышать,

    Сдавил меня в последний раз…

    Зрачки его недвижных глаз

    Блеснули грозно – и потом

    Закрылись тихо вечным сном;

    Но с торжествующим врагом

    Он встретил смерть лицом к лицу,

    Как в битве следует бойцу!..

    Ведущий. В поэме «Мцыри» изображена сильная, свободолюбивая лич ность. Молодой горец Мцыри, с шестилетнего возраста находящийся в нево ле, жил одной мыслью - вернуть себе свободу, «родимую страну».

    СЛАЙД «Исповедь Мцыри»

    Чтец.   Нертю             

    Я знал одной лишь думы власть —

    Одну — но пламенную страсть:

    Она, как червь во мне жила,

    Изгрызла душу и сожгла.

    Она мечты мои звала

    От келий душных и молитв

    В тот чудный мир тревог и битв,

    Где в тучах прячутся скалы,

    Где люди вольны как орлы.

    Я эту страсть во тьме ночной

    Вскормил слезами и тоской,

    Ее пред небом и землей

    Я ныне громко признаю

    И о прощенье не молю.

    Ведущий. Основная идея поэмы «Мцыри» - Родина, единение с нею, свобода. Лермонтов увидел силу духа, стремление к вольности, верность Родине у русских людей и у народа, населяющего Кавказ.

    СЛАЙД-шоу «Картины и рисунки Лермонтова»

    Ведущий. Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы» Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональ ным мастерством. Лермонтову-поэту всегда помогал Лермонтов-художник. Михаил с детства прекрасно рисовал и очень любил это занятие. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, а кроме того, с описанием этих мест в произведениях.

    Слайд «Вид Крестовой горы»

    В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной «Вид крестовой горы». На небольшом картоне масляными красками поэт изобразил один из чудесных горных пейзажей. Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая ее, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.

    Ведущий. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному рас поряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью по ставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.

    Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журна ле боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись:

    СЛАЙД

    «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника от ряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

     Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик».

    СЛАЙДЫ «Валерик»

    Чтец.   Эллада            

    Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.

    Что нужды? Здешние полки

    Народ испытанный...

    В штыки, Дружнее! раздалось за нами.

    Кровь загорелася в груди!

    Все офицеры впереди...

    Верхом помчался на завалы

    Кто не успел спрыгнуть с коня...

    Ура! - и смолкло. —

    Вон кинжалы, В приклады! - и пошла резня.

    И два часа в струях потока

    Бой длился. Резались жестоко,

    Как звери, молча, с грудью грудь,

    Ручей телами запрудили.

    Хотел воды я зачерпнуть...

    (И зной и битва утомили Меня), но мутная полна

    Была тепла, была красна.

    Ведущий. Поэту больно от того, что «горские» племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

    Чтец.      Элина         

     И с грустью тайной и сердечной

    Я думал: «Жалкий человек»

    Чего он хочет!.. Небо ясно,

     Под небом места много всем,

    Но беспрестанно и напрасно

    Один враждует он — зачем?

    Ведущий. Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигор ске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединен ные прогулки в горы. Любил верховую езду.

    Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «За вещание» есть такие строки:

    СЛАЙД             

     Наедине с тобою, брат,

    Хотел бы я побыть:

    На свете мало, говорят,

    Мне остается жить.

    СЛАЙД «Дом Лермонтова»

    В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину - Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни — с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи... Сейчас в этом домике мемори альный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

    Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в его жизни. Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из светских вечеров в пятигорском семействе шутки Лермонтова задели Мартынова – ничтожный по нынешним понятиям повод. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

    …с собой

    В могилу он унес летучий рой

    Еще незрелых, темных вдохновений,

    Обманутых надежд

    И горьких сожалений!

    Ведущий. 15 июля 1841 года в подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

    Чтец.   Семен            

    Гром размахнулся над округой,

    Распарывая туч свинец.

    Огонь ударил в грудь упруго.

    Начало? Ранен он...

    Встает огня стена живая,

    Ошеломляюще светла,

    И рушится.

    Мир обволакивает мгла.

         Лишь сабли молний хищно

          Конец.

    И, побеждая,

    Блещут,

    И ночь по скалам мчится вскачь.

    И ломкий ливень тело хлещет.

    Как обезумевший палач.

    (Д. Голубков.)

    Ведущий. М. Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященный Кавказу. «Суровому краю свободы» он остал ся верен до конца дней.

    Чтец.   Венера            

    Как я любил, Кавказ мой величавый,

    Твоих сынов воинственные нравы,

    Твоих небес прозрачную лазурь

    И чудный вой мгновенных, громких бурь,

    Когда пещеры и холмы крутые

    Как стражи откликаются ночные;

    И вдруг проглянет солнце, и поток

          Озолотится, и степной цветок,

          Душистую головку поднимая,

          Блистает как цветы небес и рая...

    На этом наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Спасибо всем за участие.

    На память о нашей встрече примите информационные буклеты «Приветствую тебя,

    Кавказ седой» - продукт нашего совместного творчества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

    М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

    Литературная гостиная по творчеству М.Ю.Лермонтова

    Данное мероприятие посвящено празднованию 200 летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова...

    Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

    Композицию можно использовать на уроках внеклассного чтения в 7, 8 классах при изучении лирики М. Ю. Лермонтова....

    Литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова

    Сценарий литературно-музыкальнойгостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова...

    Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

    Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

    Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова "Нет,я не Байрон, я другой..."

    С детства нам знакомы  строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях?  Насколько ...

    Презентация к уроку / внеклассному мероприятию "Литературная гостиная" по творчеству М.Ю.Лермонтова

    В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова...


     

    Комментарии

    Мальцева Татьяна Алексеевна

    Проделана огромная работа! Спасибо

    Нагорная Лариса Николаевна

    Прекрасная работа.