Главные вкладки


    Научно-исследовательская работа "Космизм в русской поэзии"

    Мальцева Татьяна Алексеевна
    Автор: 
    Еликоева Алина

    В последние годы к нам часто возвращаются философские и научные концепции, забытые, казалось бы, навсегда. Цель данной работы- рассмотреть явление русского космизма на примере творчества поэтов 19-21 веков, потому что поэты как никто более "способны в слове уловить оттенки чувства и воленья".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc959 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Александра Демина муниципального образования Брюховецкий район

    Научно-исследовательская работа

    Тема: «Космизм в русской поэзии»

                                                                                     Работу выполнила

                                                                                       Еликоева Алина

      ученица 10 класса МБОУ СОШ №8

     им. А. Демина Брюховецкого района    

                       Руководитель    

    Мальцева Татьяна Алексеевна,

     учитель русского языка и литературы

                       

                                       

             

             

                                       

                                                                 

                                                  ст. Чепигинская, 2014

                             

                                         

                                  Содержание

    Введение……………………………………………………стр.4-5

    1.Истоки русского космизма, основные черты………….стр.5-6

    2.Космизм в русской поззии

        2.1 Человек и космос в поэзии 19 века…………………стр.6-8

        2.2 Космические мотивы 20 столетия………………….стр.8-12

        2.3 «Звездная» тема сегодня……………………………стр.13-15

    Заключение………………………………………………...стр.16-17

    Литература…………………………………………………стр.18

                                             Основное содержание работы

    Во Введении обоснованы актуальность и степень изученности темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.

    В первом разделе «Истоки русского космизма, основные черты» дано определение космизма, прослежен процесс формирования идей русского космизма, сформулированы основные черты русского космизма.

    Второй раздел – «Космизм в русской поэзии»- посвящен анализу художественных произведений поэтов 19-21 вв., посвященных теме космоса. Голос природы всегда звал и манил к себе человека. Во все времена люди хотели понять, что такое природа, космос, как устроен мир. Конечно, ответы на эти вопросы в первую очередь искала и ищет наука. Но искусство- это тоже необходимая форма познания окружающего мира, возникшая вовсе не случайно в процессе становления разумной жизни. И художники, и мыслители тоже приоткрывают завесу над Вселенной. Как же это сделали поэты 19-21 вв? В работе отмечена важная особенность лирики Ф.И. Тютчева- ее космический характер. Проанализированы стихи А.А. Фета, в которых он обращается к звездам как к родным ему существам. Тема поиска братьев по разуму- вот основная мысль «космических» стихов В. Брюсова. Услышан страстный призыв В. Маяковского в стихотворении «Послушайте!». Отмечена необычность сборника стихов С. Есенина «Поэзия Космоса». Тема активной эволюции, сознательного развития природного мира нашла отражение в поэтическом творчестве Н. Заболоцкого и Н. Рубцова. «Человек и Вселенная»- вечная тема, достойно продолжающаяся и в поэзии 21 века. Рассмотрено творчество А. Полякова, Н.Д. Спириной, Л.Кузьминской, поэтическое слово которых предвещает космическое будущее России.

    В Заключении обобщаются основные результаты исследовательской работы и предлагаются выводы по избранной проблеме.

                                                  Введение

    Актуальность темы. В последние годы к нам часто возвращаются философские и научные концепции, забытые, казалось бы, давно и навсегда. Видимо, это связано с наступлением очередного глобального цивилизованного кризиса и необходимостью становления в мире новых социально-культурных форм. Среди возрожденных концепций такого рода необходимо, на мой взгляд, вспомнить русский космизм, рассмотреть его на примере поэзии, потому что поэты как никто более «способны в слове уловить оттенки чувства и воленья».

    Объект и предмет исследования. Среди множества поэтов, отдавших дань этому направлению, в первую очередь нужно выделить Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов  19 века. Но основное развитие поэзия космизма получила в 20 веке. Поэтому основное внимание уделяется творчеству этих поэтов. Объектом исследования станет и творчество современных авторов. Предмет исследования- особенность их проблематики и поэтики.

    Цели и задачи исследования- рассмотреть явление русского космизма на примере творчества поэтов 19-21 веков, обратив внимание на сходство и различие восприятия. Целью работы определяются и ее задачи:

    • Выявить определяющие черты формирования космических мотивов в отечественной поэзии;
    • Осмыслить эстетические аспекты развития русского космизма в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета;
    • Исследовать особенности космической темы в творчестве поэтов 20 века;
    • Раскрыть современное звучание космизма;
    • Анализом подвести к выводу, что искусство и космос- темы вечные и неисчерпаемые, и каждый виток истории придает им новое звучание.

    Степень изученности темы. Обращение к русскому космизму как феномену мировой культуры нашло отражение в творчестве многих поэтов. Но особенно ярко традиции космизма выступают в русской поэзии. Поэтически-художественное космическое течение нашло свое отражение в творчестве Г.Р. Державина, Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета. Философия русского космизма нашла глубокое отражение в художественной культуре 20 века. Особенно ярко это прослеживается в поэтическом творчестве А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина, В. Маяковского. Связь человека со Вселенной- тема стихотворений Н. Рубцова и Н.А. Заболоцкого. Современное звучание русский космизм обрел в стихах Н.Д. Спириной, Л. Кузьминской, О. Есина.

    Практическая значимость исследования. Во-первых, содержание работы позволяет вспомнить теорию поэтико-художественного космического течения. Во-вторых, содержание работы может быть использовано как основа спецкурса. В-третьих, данная работа позволила мне посмотреть на мир другими глазами, узнать и открыть для себя много нового.

    Истоки русского космизма, основные черты

    Под «космизмом» в широком смысле слова часто воспринимают целый поток культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и космоса была предметом изучения уже с древних времен. Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой. Такие космические объекты, как Солнце, Луна, Звезды принимали деятельное участие в жизни людей. Они пытались постичь и понять тайны космического пространства. Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Ответы на эти вопросы менялись по мере взросления человечества. На каждом этапе этого пути человек, глядя на звезды, объяснял космос по-своему, но все ощущали прочную связь Вселенной, Космоса с миром человека, с его жизнью и духовностью. Семью, дом славяне уподобляли части Вселенной. Один из исследователей русского космизма Ф.И. Гиренок уверен: «Русский космизм потому и называется русским…что космос в нем предстает в изначальном смысле слова «вселенная», т.е.как дом, в который еще надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром». Таким образом, русская космическая мысль восходит в своих истоках к народному космизму славянской устной традиции и наиболее ярко проявившаяся как уникальное космическое направление философской мысли с 19 века.

    Русская философская поэзия выразила задолго до науки, до теоретической философии, до К.Э Циолковского, В.И. Вернадского, А.И. Чижевского чувство планетарного сознания, глубокой органической связи человека со всей Вселенной, космосом. Основная черта русского космизма -идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек- существо сознательное, творческое, но несовершенное, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу. Напряженный духовный поиск, осмысление себя во Вселенной, смысла человеческого бытия и места человека на земле- вот цель русского космизма. Такой космизм традиционен для русской поэзии. Об этом хорошо сказал Ю. Селезнев в статье «Поэзия природы и природа поэзии»: «Космизм» русской поэзии проявляется не в отдельных образах…и тем  более не в отдельных «космических» терминах, но прежде всего в том духовном состоянии причастности миру, которое создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром. Такой диалог может быть скрыт. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощущается».

    Человек и космос в поэзии 19 века

                                                 Благословляю вас, леса,  

                                                 Долины, нивы, горы, воды!...

                                                 И солнца свет, и ночи тьму,..

                                                 И в небе каждую звезду!

                                                                    А.К. Толстой

    Интерес к месту человека во Вселенной, его связи с космосом наиболее ярко прослеживается в русской поэзии, начиная с творчества Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского, А.А. Фета.

    Важная особенность лирики Тютчева- ее космический характер. Мысль поэта обнимает все мироздание, в его воображении встают грандиозные картины, в которых небо противопоставлено земле, горы- долинам, север- югу. При этом поэт искренне верит, что у неба, звезд, гор, моря- своя, таинственная жизнь, и она притягивает своей загадочностью:

                       Не то, что мните вы, природа-

                       Не слепок, не бездушный лик: 

                       В ней есть душа, в ней есть свобода,

                       В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Многие поэты 19 века уподобляли природу живому существу, но у Тютчева она превратилась в самостоятельный, многоголосый, «стоокий» мир. Поэт-философ считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и даже весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый  невидимым дирижером:

                       Люблю грозу в начале мая,

                       Когда весенний, первый гром,

                       Как бы резвяся и играя,

                       Грохочет в небе голубом.

    Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование ее и людей взаимосвязаны. Рисуя картины природы, поэт размышляет о загадках мироздания и вечных вопросах человеческого бытия:

                       Зябь ты великая, зябь ты морская,

                     Чем это праздник так празднуешь ты?

                     Волны несутся, гремя и сверкая,

                     Чуткие звезды глядят с высоты.

    Поэт открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного и космического мира, подчеркивая приоритет природы в отношениях между нею и человеком:

                    С горы скатившись, камень лег в долине.

                    Как он упал? Никто не знает ныне-

                    Сорвался ль он с вершины сам собой,

                    Иль был незринут волею чужой.

                    Столетье за столетьем пронеслося:

                    Никто еще не разрешил вопроса.

    Поэзия А.А. Фета- поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи- это лирические миниатюры, с помощью которых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой». Родина поэта- это мир в целом: земля, небо, звезды- вселенная, частицей которой он себя ощущает. К Паустовский утверждал, что Фет приблизил космос «к нашему, человеческому, земному восприятию». В стихах Фета мы видим образ человека, тоскующего по вечности и желающего быть причастным к ней. В стихотворении «Я долго стоял неподвижно…» мы находим прямое указание на такую причастность:

                    Я долго стоял неподвижно,

                    В далекие звезды вглядясь,- 

                    Меж теми звездами и мною

                    Какая-то связь родилась

    Поэт обращается к звездам как к родным ему существам: «И счастья ищем мы земного не у людей…»Он ощущает себя, землю, на которой он живет, как единое. Земля- его колыбель, Вселенная- родина:

                    Какая ночь! Алмазная роса

                    Живым огнем с огнями неба в споре,

                    Как океан, разверзлись небеса,

                    И спит земля- и теплится, как море.

                    Мой дух, о ночь, как падший серафим,

                    Признал родство с нетленной жизнью звездной

                    И, окрылен дыханием твоим,

                    Готов лететь над этой тайной бездной.

             Космические мотивы в поэзии 20 века

                                                     И, если подлинно поется

                                                     И полной грудью, наконец,

                                                     Все исчезнет- остается

                                                     Пространство, звезды и певец!

                                                                    О. Мандельштам

    В конце 19-начале 20 вв. в кругах литераторов и поэтов все больше и больше звучала тема поиска братьев по разуму. Вера в то, что где-то там в бескрайних просторах вселенной есть другие цивилизации, похожие на нашу, вдохновляла и В.Я. Брюсова:

                   И, сын земли, единый из бессчетных,

                   Я бесконечно бросаю стих,-

                   К тем существам, телесным иль бесплотным, 

                   Что мыслят, что живут в мирах иных.

                   Не знаю, как мой зов достигнет  цели,

                   Не знаю, кто привет мой донесет,

                   Но если те любили и скорбели,

                   Но если те мечтали в свой черед

                   И жадной мыслью погружаясь в тайны,

                   Следя лучи, горящие вдали,-

                   Они поймут мой голос не случайный,

                   Мой страстный вздох, домчавшийся с земли!

    Стихи Брюсова созвучны чувствам и мыслям, обуревающим современное человечество 21 века. Они утверждают величие Человека, мысль и дело которого не знает преград.  

    Искусство и Космос- Темы вечные и неисчерпаемые, и каждый виток истории придает им новое звучание. Об этом же стихотворение А. Блока, написанное им в мае 1905 года:

                   Все бытие и сущее согласно

                  В великой, непрестанной тишине,

              Смотри туда участно, безучастно,- 

                  Мне все равно- вселенная во мне.

                  Я верую, и чувствую, и знаю,

          Сочувствием провидца не прельстишь.

               Я сам в себе с избытком заключаю

                  Все те огни, которыми горишь.

                  Но больше нет ни слабости, ни силы,

                  Прошедшее, грядущее- во мне.

                  Все бытие и сущее застыло

                  В великой, неизменной тишине…

    Стихотворение «Послушайте! Написано В. Маяковским в 1914 году. Стихотворение- крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а как бы выдыхает это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на равнодушную природу, это жалоба на человеческое равнодушие:

                  Послушайте!

                  Ведь, если звезды зажигают-

                  Значит- это кому-нибудь нужно?

                  Значит- кто-то хочет, чтобы они были!

    А дальше… речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого- «жемчужины». Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто0то», для которого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку». Он глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми:

                   Послушайте!

               Ведь, если звезды зажигают-

              Значит, это кому-нибудь нужно?

             Значит- это необходимо, 

                   чтоб каждый вечер

                    над крышами

            Загоралась хоть одна звезда?!

    Открытием для меня стал тот факт, что известный русский поэт С. Есенин, «певец деревни», как мы привыкли его называть, не просто не обошел эту тему, а даже создал целый сборник стихов «Поэзия Космоса». Именно Есенин, наследуя философские идеи русского космизма, одним из первых почувствовал будущие космические достижения: «Пространство будет побеждено…и человечество будет перекликаться не только с близкими ему по планетам спутниками, а со всем миром в его необъятности». Та же мысль звучит в его стихах:

                      Братья мои, люди, люди!

                      Все мы, все когда-нибудь будем

                      В тех благих селеньях будем,

                      Где протоптан Млечный Путь.

    Поэт чувствовал себя странником, несущим на плечах «нецелованный мир» вселенной:

                      Свят и мирен твой дар,

                      Синь и песня в речах,

                      И горит на плечах

                      Необъемный шар!..

                      Закинь его в небо,

                      Поставь на столпы!

                      Там лунного хлеба

                      Златятся снопы.

    В те времена, когда космизм Есенина мог казаться да и казался наивным, как, в частности, и космизм Циолковского, слова не признанного в то время ученого прямо перекликаются со словами поэта. «Освоение космоса принесет человечеству горы хлеба и бездну могущества»,- писал Циолковский. Об этом же говорил поэт:

                       Плечьми трясем мы небо,

                       Руками зыбим мрак

                       И в тощий колос хлеба

                       Вдыхаем звездный злак.

    Космическое родство ученого и поэта дает нам уникальную возможность почувствовать поэтический смысл космических метафор Есенина.

        Тема активной эволюции, сознательного этапа развития природного мира находит яркое воплощение в поэтическом творчестве Н.А. Заболоцкого. Единство микро- и макрокосмоса, восприятие природных факторов через призму добра и зла, наличие разумного начала в природном мире находят отражение в его поэзии:

                    Мир однолик, но двойственна природа,

                    И подражать прообразам спеша,

                    В противоречьях зреет год от года

                    Свободная и жадная душа.

                    Не странно ли, что в мировом просторе,

                    В живой семье созвездий и планет

                    Любовь уравновешивает горе

                    И тьму превозмогает свет?

                    Недаром, совершенствуясь от века,

                    Разумная природа в свой черед

                    Сама себя руками человека

                     Из векового праха создает.

    Заболоцкий переписывался с Э.Циолковским, интересовался «научной этикой» ученого, рожденной наукой о космосе. В поэзии он исследовал мир и природу человека как эволюцию, осознавшую саму себя. Особенно близка была поэту мысль Циолковского, выраженная в «Воле Вселенной» об уничтожении всяких страданий, о том, что космос подобен добрейшему и разумному животному. Заболоцкий понимал, что на пути разумного освоения космоса лежит плоский рассудок и этическая неполноценность. Возможно, «преображению» человека поможет природа, которая будет давать «уроки» человеку. В стихах Заболоцкого воплощается идея многообразной и многосложной связи духовной личности с окружающим миром, взаимоотражения мира природы и человеческой культуры.

        Эта же мысль звучит и во многих стихотворениях Н. Рубцова. По мысли поэта, человеку для полноты бытия необходима живая трепетная связь с миром- с природой, со всем «простором- небесным и земным», чтоб

                     …возвратиться в отчий дом,

                    Чтоб однажды в доме том

                   Перед дорогою большою

                   Сказать:- Я был в лесу листом!

                   Сказать:- Я был в лесу дождем!

                   Поверьте мне: я чист  душою…

    Нравственное состояние души у Рубцова определяется ее гармоническим единством с миром:

                   И всей душой, которую не жаль

                   Всю потопить в таинственном и милом,

                   Овладевает светлая печаль,

                   Как лунный свет овладевает миром…

    «Космизм» стихотворений Рубцова- в слиянии души поэта с миром. Окружающим его не на каком-то конкретном «клочке земли». А «во мгле мирозданья», в том, что

                    Звезда полей горит, не угасая,

                    Для всех тревожных жителей земли,

                    Своим лучом приветливым касаясь

                    Всех городов, поднявшихся вдали.

                       

                     «Космическая» тема сегодня

                                          Пульсирующий свет далеких цефеид

                                               Напоминает нам биение сердец.

                                               Вселенной изучаем алфавит

                                               Заглядывая в звезд ее ларец.

                                                                 Л. Кузьминская

    «Человек и Вселенная»- вечная тема, достойно продолжающаяся в поэзии 21 века.

                    …Звездный холод множества миров

                        С бездонной далью бесконечной,

                        Не может заглушить наш страстный зов:

                        К любви, познанью, дружбе вечной!

    Эти замечательные строки из стихотворения «На перекрестках звездных дорог» принадлежат Аркадию Полякову. Поэт убежден, что человечество все так же притягивает Вселенная:

                        За большаком у Млечного пути,

                        Среди простора мирозданья,

                       Другой такой земли нам не найти,

                       Где бил бы так родник познанья.

    Поэтическое слово таит в себе мироздание, предвещая космическое будущее России:

                        В Галактике- из миллиарда звезд, 

                        На маленькой и голубой планете

                       Сыны твои, лишь выпорхнув из гнезд,

                       Мечтают братьев встретить на рассвете.

    Поэт убедительно доказывает неразрывную связь человека и космоса. И Человек, и Вселенная должны быть поняты и услышаны:

                      На первый взгляд безмолвны звезды,

                      Что смотрят, будто сквозь тебя,

                      Молчит туманность Андромеды,

                      Безмолвны космоса моря.

                      Но космос, звезды и планеты

                      Живут, поют, порой кричат,

                      У них свои от нас секреты,

                      Не все их разгадали мы пока.

                      Я не берусь раскрыть законы,

                      Но истина всегда одна,

                      Есть общие для всех каноны,

                      И для звезды и для меня.

                      Звезда рождается вся в муках,

                      Как человек сквозь плач крича:

                      -Я «Новая», смотрите, люди!

                      Примите в мир меня любя.

    К сожалению, человек все чаще нарушает гармонию мира со Вселенной. Вселенная уже «не храм, а мастерская и человек в ней работник». Этого нельзя не замечать, поэтому поэт с болью говорит:

    В то время, когда Сергей Есенин обращал свои взоры к небу в поисках ответов на вопросы мироздания, родилась Н. Д. Спирина. Знакомство Натальи Дмитриевны с творческим наследием великой семьи Рерихов и его жемчужиной- Учением Живой Этики- навсегда определило направление ее интересов. Ее стихи о мире, космосе, предназначении человека  получили огромное признание:

                         У каждого из нас своя орбита,

                         И солнце каждого- свое…

                         Но в Беспредельность дверь открыта- 

                         Войди в нее.

                         Тебе назначены дороги

                         В чертоги огненных миров…

                         Не спотыкайся о пороги

                         Чужих домов.

                         В грядущем- радость, мир сужденный

                         И океаны дальних звезд…

                         А позади в низине темной

                         Сожженный мост.

                         Не медли на границе Света,

                        От снов туманных пробудись.

                        И устремись в лучах Рассвета

                        Вперед и ввысь.

    Все творчество Н.Д. Спириной помогает людям обрести мировоззрение, понять истинный смысл жизни:

                       Всем нам назначено. Все наше.

                       И наши- дальние миры.

                       Вселенской красоты дары

                       И Знаний огненная чаша.

                       Кто дерзновенью своему

                       Границ не ставит- все тому;

                       И Светом путь его украшен!

    Очень достойно звучит тема космоса в стихах Ларисы Кузьминской. Она профессиональный астролог, психолог, парапсихолог-бакалавр астрологии. И кому как не ей задать человечеству вопрос:

                       Готов ли ты шагнуть за горизонт?

                       Преодолеть земное тяготенье?

                       Раскрыв мечты своей блестящий  зонт,

                       Постичь полета дивное мгновенье?

    Ворвавшись в космос, человек открыл свое пространство для творчества. Кузьминская преклоняется перед миром Вселенной, благодаря которому, может быть, существует человек: 

                       В глубины вод вселенских погружаюсь, 

                       На дне хранятся тайны и секреты,

                       К ним прикоснувшись, к жизни

                        Возрождаюсь,

                       И возвращаюсь на свою планету. 

                        Как беспредельно море мирозданья, 

                       Его постичь не хватит тысяч жизней,

                       Мы божьи твари, мы его созданья.

                       Несовершенные, заблудшие, капризные.

                       Желаем взять- не приложив усилий,

                       Хотим узнать- не изучив науку,

                       Стремимся погрузиться в изобилье,

                       В блаженство, не постигнув муку.

                       В глубинах вод вселенских столько света,

                       Вдыхай в себя небесный свежий воздух,

                       На все вопросы ты найдешь ответы,

                        Лишь обратившись к небу, к Богу, к звездам.

                                         Заключение

                                                               Мы дети Космоса. И наш родимый дом

                                                               Так спаян общностью и неразрывно прочен,

                                                             Что чувствуем себя мы слитными в одном,

                                                             Что в каждой точке мира мир сосредоточен.

                                                                                     А.Л. Чижевский

    Рассмотрев основные черты философии русского космизма в поэзии 19-21 вв, можно сделать следующий вывод.  У каждой эпохи свой космизм. Но разве хоть чуточку изменился «бег светил», да нет- мир все тот же, другим становился человек, по- другому начинал видеть этот мир, а следовательно, претерпевает изменение и космизм, как представление о мире в его целостности, включающей как Творца, так и его творение. Современные научные взгляды дают возможность предположить, что на уровне излучений человек и Вселенная- единое существо. И в русской литературе человек выступает, как существо космическое, неразрывно слитное со всем мирозданием, постоянно претерпевающим изменения.

    «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!»- восклицал Заболоцкий. Действительно, всему живущему в природе дано: зачатие, рождение, жизнь и смерть. Современные поэты утверждают: «Рождение, смерть- как все обычно!» но, наверное, не так уж обычна эта вечная загадка живой природы, которая будоражила умы многих поколений. Разрешается она лишь во внутреннем духовном мире каждого человека.  Духовная жизнь напрямую связана с космической жизнью. И.А. Бунин писал: «Поэт должен быть отзывчив на всякое движение души, он должен жить одной душой с людьми и природой».

    Сегодня, в 21 веке, все более актуальными становятся слова Николая Бердяева: «Человек  вновь обратится к внутренней жизни природы, вновь увидит божественный космос, но соединит это с духовной властью над природой и ее стихиями, т.е.утвердит свое царственное положение в мире». А поможет ему в этом духовное наследие русских поэтов, которое является связующим звеном между веком нынешним и веком минувшим».

                                                                 

                        Литература

    1. Афанасий Фет. Стихотворения/ Вступ. Статья А. Тарханова. М.: Правда, 1983.
    2. Гиренок Ф.И. Русские космисты.- М., 1990.
    3. Есенин С. Полное СОБР. Сочинений.: В 7 т. Т.2,6. М.: Наука- Глос, 1999.
    4. Заболоцкий Н.А. Столбцы: Столбцы, стихотворения, поэмы.-Спб.: Северо-Запад, 1993.
    5. Иванова Е.В. «Мне не найти зеленые цветы…» (Размышления о поэзии Н.М. Рубцова.) М., 1997.
    6. Карсалова Е.В., Леденев Л.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителя. Новая школа, 1996.
    7. Лихачев Д.С. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе// Русская лит.СПб, 1997.
    8. Спирина Н. В стране, где все возможно. Книги и Аудиокниги.-М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
    9. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 веков. М., 1970.

    Я связь миров: Философская лирика русских поэтов 18- начала 20 века /Сост., вступит. Статья В.М. Фалеева. М., 1989

                                       

                                                                                               

                             

                                   

                                                 

                             

                       

                           

                             

           

                                                 

                                Литература

    1. Афанасий Фет. Стихотворения/ Вступ. Статья А. Тарханова. М.: Правда, 1983.
    2. Гиренок Ф.И. Русские космисты.- М., 1990.
    3. Есенин С. Полное СОБР. Сочинений.: В 7 т. Т.2,6. М.: Наука- Глос, 1999.
    4. Заболоцкий Н.А. Столбцы: Столбцы, стихотворения, поэмы.-Спб.: Северо-Запад, 1993.
    5. Иванова Е.В. «Мне не найти зеленые цветы…» (Размышления о поэзии Н.М. Рубцова.) М., 1997.
    6. Карсалова Е.В., Леденев Л.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителя. Новая школа, 1996.
    7. Лихачев Д.С. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе// Русская лит.СПб, 1997.
    8. Спирина Н. В стране, где все возможно. Книги и Аудиокниги.-М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
    9. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 веков. М., 1970.
    10. Я связь миров: Философская лирика русских поэтов 18- начала 20 века /Сост., вступит. Статья В.М. Фалеева. М., 1989.




     

    Комментарии

    Герцог Людмила Викторовна

    Татьяна Алексеевна, вы- молодец! Создали и воспроизвели содержательную, познавательную работу.Успехов Вам во всех ваших делах!

    Мальцева Татьяна Алексеевна

    Людмила Викторовна, спасибо!